Эвальд фон Клейст, последний представитель старинного прусского рода, встретил свой конец не в дворце или битве, а в камере Владимирского централа, одной из самых мрачных тюрем СССР. Как сложился этот путь?
Белая ворона
Клейст был «белой вороной» в нацистской военной машине. Убеждённый монархист, он с презрением относился к выскочкам из НСДАП, и его уволили из армии в 1938 году за нелояльность режиму. Но с началом Второй мировой Гитлер, нуждавшийся в опытных командирах, вернул Клейста в строй. Это была вынужденная мера, и так генерал стал частью нацизма. После битв Польше, Франции, Югославии, в 1941 году танки Клейста в эшелоне вторжения в СССР.
На Восточном фронте Клейст проявил себя как блестящий тактик. Киевский котёл 1941 года, где совместно с Гудерианом было окружено и пленено свыше 600 тысяч красноармейцев, стал одной из самых горьких страниц истории. Позже, в 1942 году, его 1-я танковая армия рвалась к Кавказу, и на допросах он заметит: «В 1942 г. я дальше всех продвинулся в глубь России. Я был ближе к Китаю, чем к Берлину». Затем была Кубань, Крым, Днепр, генерал становится фельдмаршалом.
Снова проявляются антинацистские взгляды Клейста в 1942-43 годах. Клейст вступил в острый конфликт с рейхскомиссаром Эриком Кохом, известным своей жестокостью. Историк Сэмюэл Митчем приводит слова Клейста: «Я командую здесь войсками, а вы занимаетесь своим грязным делом. Но если ваши действия вызовут волнения в тылу моей армии, я буду вынужден применить силу». Клейст препятствовал насильственному (но поощрял добровольное) вывозу населения на работы в Германию, организованному Заукелем, запрещал звезды евреев в гетто, за что оба отправляли доносы в Берлин.
От Нюрнберга до Москвы
После покушения на Гитлера 20 июля 1944 года Клейст попал под подозрение гестапо. Его арестовали с формулировкой «за недоносительство». Освободили быстро, но доверие фюрера было утрачено и его снова уволили, больше Клейст не воевал. В апреле 1945 года, в баварской деревне он был арестован американцами.
Сначала его переправили в Лондон, а потом отдали югославам, которые приговорили Клейста к 15 годам каторги за военные преступления на Балканах. А в марте 1949 года югославы передали Клейста Советскому Союзу. Для Москвы он был особенным – один из главных военных Германии на советско-германском фронте, объединивший казаков и горцев в против СССР. И последним из трех фельдмаршалов Гитлера, которых СССР удалось арестовать.
Отрицания и признания
Следствие по делу Клейста велось почти три года, с 1949 по конец 1951. Ему вменяли ответственность за гибель сотен тысяч мирных жителей на Украине, Кубани и Кавказе, за карательные операции, разрушения и грабёж. Особый упор обвинение делало на пропагандистскую работу среди горских народов, которая, по мнению следствия, способствовала массовому переходу на сторону врага.
На территории, подконтрольной его войскам, Клейст стремился привлечь к войне на стороне Германии коллаборационистов из местного населения. Немцам служили не только казаки, но и представители кавказских народов, Азии и Закавказья. Согласно нацистской "расовой теории" горцы Кавказа признавались "арийцами" и "естественными союзниками" немцев в войне против СССР.
В разных источниках утверждается, что численность национальных формирований вермахта, включая казаков, составляла от 20 до 800 тысяч человек*. Такая разница - потому что командиры завышали данные, а западные историки использовали факт в своих целях. Среди "немецких" казаков и горцев, было много военнопленных, назвавшихся ими чтобы выжить. Но были и идейные- раскулаченные и потомки белых.
Клейст, державшийся с холодным достоинством прусского офицера, вину отрицал: «Я был солдатом и воевал с армией против армии». Всю ответственность перекладывал на вышестоящее командование – фон Рундштедта и фон Браухича. Однако советскому следствию удалось собрать доказательства его ответственности за преступные приказы.
Генерал пехоты Йенеке, бывший командующий 17-й армией в Крыму, на допросе показал - по приказу Клейста в Крыму создавались «мёртвые зоны», а для борьбы с партизанами в керченских каменоломнях применялись отравляющие вещества.
В обвинительном заключении приводились факты массового истребления мирных жителей Кавказа войсками Клейста и разминирования минных полей, где его офицеры гнали на мины советских граждан вместе со скотом. Было доказано, что Клейст выделял транспорт и солдат в оцепления для работы айнзацгрупп СД, участвовал в акциях против евреев.
Несмотря на эти доказательства, Клейст признал лишь тактические разрушения инфраструктуры при отступлении – мостов, заводов, железнодорожных узлов. В последнем слове на суде Клейст заявил, что невиновен. И его приговорили к 25 годам лагерей.
Контраст судеб
Здесь судьба Клейста резко разошлась с участью других 2-х других пленных фельдмаршалов в СССР. Паулюс, сдавшийся в Сталинграде и ставший антифашистом, жил на спецдаче в Томилино со слугами и поварами, в 1953 году уехал в ГДР, где жил на комфортабельной вилле с адъютантом, деньгами и лимузином.
Фельдмаршал Шернер приговорённый советским судом также к 25 годам, уже в 1955 году был отпущен в ФРГ в рамках амнистии. Отсидев еще 4 года в ФРГ, он закончил жизнь на пенсии в мягком кресле в 1971 году.
Клейст прошел через горнило главных тюрем МГБ, в марте 1954 года его перевели во Владимирский централ, где он и умер. Официальная причина смерти, наступившей осенью звучала сухо: «общий атеросклероз и артериальная гипертония на почве старческого одряхления». Ему было 73 года.
Фельдмаршала завернули в простыню и без всяких почестей захоронили в безымянной могиле за тюремной стеной. Но через год, в рамках общей немецкой амнистии Клейста вернули Германии. Одетый в фельдмаршальский мундир, он последний раз ехал по стране, которую мечтал покорить. В гробу.
На Западе любят выставлять антинацистские взгляды фельдмаршала Клейста, "забывая" о его военных преступлениях на Востоке, пытаясь уравнять красивые слова его жестоким поступкам. На Нюрнбергском трибунале решение о признании преступными Верховного командования и Генштаба вермахта вынесено не было, что вызвало несогласие члена трибунала от СССР. Смерть Клейста во Владимирском централе поставила в этом деле точку.
* Дробязко С. И. Под знаменами врага. Антисоветские формирования составе германских вооруженных сил в 1941-1945 гг. М. 2004; Богураев Н. Судный день. Без грифа "секретно"//Из истории органов безопасности на Кубани. Кн. 2. Краснодар. 2007. С. 244. Mitcham, S.W. Jr., Barnett, C. Hitler's generals. — Weidenfeld and Nicolson, 1989