А ведь мог купить квартиру в Риге, дом в Швейцарии, виллу на Кипре. Но в 2006 году приехал в глухое вологодское село на 150-летие заброшенной усадьбы.
Юрий Войцеховский 10 лет проработал в Европейском банке, до этого — в штаб-квартире HSBC в Лондоне. Закончил Лондонскую школу бизнеса, жил в Британии, входил в советы директоров банков.
Его жена Вера молча смотрела на руины. Это был дом её предков. Здесь родился её прапрадед — тайный советник, человек из окружения императора Александра III. Теперь же повсюду были трещины в стенах, дыры в крыше, провалившийся потолок.
Дом, где жили 15 детей
Усадьбу Хвалевское построил в 1854–1856 годах Николай Качалов — тайный советник, губернатор Архангельска, глава Таможни Российской империи и близкий соратник царя Александра III. Он сам проектировал здание, выбирал известняк с берега реки Суды, следил за каждым этапом.
У Качаловых было 15 детей, многие из которых стали выдающимися людьми России. Один из сыновей тоже стал губернатором Архангельска и основал Электротехнический институт, где Попов изобрёл радио. Другой управлял царскими имениями в Крыму и строил Ливадийский дворец. А внук — академик Николай Качалов — создавал советское оптическое стекло и приходился двоюродным братом поэту Александру Блоку.
Николай Александрович не только был помещиком. Он учил крестьян грамоте, открыл библиотеку, ставил спектакли, где крестьяне сами выходили на сцену. Хвалевское называли просветительским центром.
После революции семья уехала и не вернулась. В доме разместились органы советской власти, потом школа, во время войны — госпиталь. Дворцовую лепнину закрасили, старинные двери вынесли, залы разгородили фанерой. Но дом продолжал служить людям и выжил.
А в 1990-е школа закрылась, здание опустело. Крыша потекла, полы провалились, окна выбили.
Знак свыше
В 2006 году селу Борисово-Судское исполнилось 380 лет, что совпало с 150-летием усадьбы. К юбилею разыскали и пригласили потомков Качаловых, и среди них оказались Вера и Юрий Войцеховские из Москвы.
«Когда мы приехали, это место нас поразило. И красотой окрестностей, и доброжелательностью местных жителей, и заброшенностью самого дома. Мы увидели, что здание через несколько лет превратится в руины».
Вернулись в Москву, много думали и говорили об усадьбе, но потом закрутились в делах, и это чувство ответственности начало постепенно уходить.
И тут произошло невероятное.
Вере позвонили из архива Академии наук и сообщили, что нашлись воспоминания Николая Александровича. 900 страниц в пяти тетрадях, написанных аккуратным почерком прапрадедушки. Вера поехала в архив, открыла одну из тетрадей наугад — и наткнулась на главу «Строительство дома в Хвалевском», где он подробно описывал, как возводилась усадьба.
«Мы оба решили, что это знак и что мы должны спасти этот дом».
Аукцион
В августе 2009 года состоялся аукцион. Здание было в аварийном состоянии, парк зарос, покупать особо никто не спешил. Кому нужны развалины без крыши в 600 километрах от Москвы? Но Войцеховские выкупили усадьбу.
Точную сумму покупки они не называют, но отмечают, что стоимость восстановления усадьбы сопоставима со стоимостью среднего дома на Рублёвке.
«Между собой мы с супругой называем усадьбу нашим четвёртым ребёнком. Всего у нас трое детей — две уже взрослые дочери и сын, который появился в нашей жизни практически одновременно с усадьбой».
Пять лет кропотливой работы
Работы начались сразу же. Параллельно восстанавливали и Покровскую церковь 1824 года, где похоронены представители рода Качаловых. Заменили кровлю, укрепили фундамент, заделали трещины в стенах, отреставрировали уникальный сводчатый подвал, провели отопление и все коммуникации, заменили полы первого этажа, восстановили окна и печи.
В самой усадьбе старались сохранить все что можно было: историческую планировку, старинные двери, лепнину, подоконники.
А потом и местные жители стали возвращать предметы из усадьбы. Кто-то принёс резной дубовый буфет, кто-то — столик, кто-то — старое зеркало, кто-то — кресла.
Родовое гнездо снова живёт
Сегодня Войцеховские проводят в Хвалевском 1,5–2 месяца в году: зимние каникулы, несколько недель летом, выходные с захватом пятницы или понедельника. Второй этаж усадьбы — жилой, там спальни и гостевые комнаты. Туда экскурсии не водят. А первый этаж — парадный, с анфиладой залов, музеем, столовой, домашней часовней.
«Для нашей многочисленной родни усадьба вновь стала тем местом, куда приезжают родственники со всего света. В доме одновременно собирается до 50 человек. Одно лето мы насчитали 5 поколений, проживающих под одной крышей. Наши дети носятся по дому вместе со своими родными сверстниками» - рассказывают владельцы
Место, где продолжается жизнь
Дом не стал музеем под стеклом, и это было принципиально важно для владельцев.
Здесь регулярно проводят концерты классической музыки, на которых выступают лауреаты международных конкурсов. Проходят художественные выставки и поэтические вечера. Работает художественная школа для местных детей.
С 2015 года каждое лето проходит фольклорный фестиваль «Народный Травник». Съезжаются ремесленники, народные коллективы, травники со всей округи. Устраивают конкурсы венков и букетов из полевых цветов, мастер-классы, вепсские игры.
В 2019 году 170-летний дуб, который посадили ещё строители усадьбы, внесли в реестр памятников природы федерального значения.
Усадьба Хвалевское снова похожа на тот дом, каким его задумывал Николай Качалов полтора века назад. Белый дом отражается в реке Суде, в парке пахнет жасмином, через открытые окна слышны звуки рояля.
«И уже не представить жизни без усадьбы, как не представить жизни без своего ребёнка. Это большой труд, ответственность, но и большая радость и счастье».
Усадьбу можно посетить в дни открытых дверей и на экскурсии по предварительным заявкам.
📍 Вологодская область, Бабаевский район, село Борисово-Судское, ул. Садовая, 48