Найти в Дзене
Прихожанин

«Необычные вопросы обычных прихожан»

Обязан ли священник заявить о преступлении в полицию, если он узнал о нем на Исповеди? Почему крестный ход идет против солнца? Как Бог допустил, чтобы согрешили Адам и Ева? Почему среди священников так много полных людей? Почему нет постного устава для мирян? – на эти и другие вопросы отвечает игумен Иннокентий (Ольховой), эконом Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы в своей книге «Необычные вопросы обычных прихожан».  Книга составлена из ответов читателям интернет-журнала «Прихожанин». Какие-то вопросы люди стесняются задать священнику или своим близким, но виртуальное пространство позволяет человеку оставаться неизвестным, если он этого хочет. Автор книги считает, что в духовной жизни нет неудобных или закрытых тем, любой человек должен получить ответ на свой вопрос, и если появляются вопросы, смущающие душу, не надо стесняться их задавать. Предлагаем вниманию наших читателей небольшой отрывок из книги игумена Иннокентия. Прихожанин: Как сочетаются понятия «чудо» и «ве

Обязан ли священник заявить о преступлении в полицию, если он узнал о нем на Исповеди? Почему крестный ход идет против солнца? Как Бог допустил, чтобы согрешили Адам и Ева? Почему среди священников так много полных людей? Почему нет постного устава для мирян? – на эти и другие вопросы отвечает игумен Иннокентий (Ольховой), эконом Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы в своей книге «Необычные вопросы обычных прихожан».  Книга составлена из ответов читателям интернет-журнала «Прихожанин». Какие-то вопросы люди стесняются задать священнику или своим близким, но виртуальное пространство позволяет человеку оставаться неизвестным, если он этого хочет. Автор книги считает, что в духовной жизни нет неудобных или закрытых тем, любой человек должен получить ответ на свой вопрос, и если появляются вопросы, смущающие душу, не надо стесняться их задавать. Предлагаем вниманию наших читателей небольшой отрывок из книги игумена Иннокентия.

Прихожанин: Как сочетаются понятия «чудо» и «вера в Бога». Обычный человек так устроен, что жаждет чуда, жаждет получить от Бога исполнение своего желания. Но всегда ли наше желание увидеть чудо есть следование воле Бога? Ведь чудо может происходить и по воле темных сил. Надо ли человеку жаждать чуда, молиться, чтобы чудо произошло?

-2

Игумен Иннокентий: Что такое чудо? Это неожиданное изменение физического мира, которое происходит с необъяснимыми факторами. Человек сильно болел – и внезапно выздоровел; был мертв – и вдруг воскрес! Находился на грани гибели – и спасся удивительным образом. Чудо – это когда неожиданно меняется порядок вещей или природа окружающего нас вещества. Чудо – это то, что совершает Господь Бог по какому-то одному Ему ведомому поводу.

Постоянно просить Господа о чудесах, на мой взгляд, неразумно. Ведь Он и так сотворил чудо – дал нам эту жизнь. Разве это не чудо, что мы родились на свет и наследуем бессмертие? Конечно же, это чудо из чудес, которое мы даже толком осознать не можем. На самом-то деле нас окружает множество чудес, творимых Господом, но мы их даже не замечаем.

Одни наши молитвы Бог исполняет, а другие – нет. Почему? Потому что мы либо просим не о том, либо просимое нам в действительности совсем и не нужно. Как говорил апостол, вы про´сите Бога и не получаете, потому что про´сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (см.: Иак. 4:3). А бывает и так, что Господь наши неразумные желания, подкрепляемые особо усердными молитвами, исполняет, и только потом мы понимаем, что зря мы об этом просили. Это можно сравнить с отношениями родителей и детей. Дети любят сладкое, но мудрый родитель не пойдет на поводу у ребенка и не станет постоянно давать малышу конфеты, несмотря ни на какие его просьбы. Или если ребенок захочет поиграть со спичками, отец и мать не позволят этого, как бы ребенок ни просил. Так же и с просьбами о чуде. Мы иной раз просим, не зная или не понимая того, что просимое может оказаться для нас вредным или опасным.

Порой бывают трудные моменты, когда умирают или тяжело болеют наши близкие. И тогда мы начинаем усердно молиться Господу, чтобы Он спас, исцелил дорогих нам людей. Но ведь мы не знаем, что задумал Сам Господь. Быть может, этому человеку суждено умереть именно в этот период. Нам хочется, чтобы он пожил, но его время уже пришло.

По моему мнению, с мольбой ко Господу и надеждой на чудо, которое Он может совершить, надо обращаться лишь тогда, когда ситуация по-человечески безвыходная. И самое главное: в любой ситуации надо учиться доверять Богу! Ведь Он живой, Он любит нас, видит нашу скорбь и боль. А мы, со своей стороны, должны с благодарностью и доверием принимать всё из рук любящего Отца, искренне возлагать надежду на помощь
Господа, и Бог нам поможет. Когда мы тяжесть боли возлагаем на Бога, тогда Он ее несет, и нам становится гораздо легче. А мы вместе с Богом несем только то, что в силах вынести. А вот если мы не верим в то, что Бог может нам помочь, тогда тяжесть этой боли может нас раздавить.

Поэтому чудеса – это, конечно, хорошо, и они случаются в нашей жизни по воле Господа, но не надо постоянно молиться о чуде. Надо просить Бога оказать нам Свою милость и дать нам то, чего мы очень сильно хотим, но при этом помнить, что Господь Сам знает, что именно для нас полезно.

Прихожанин: Можно ли заразиться какой-нибудь вирусной болезнью, скажем, гриппом, принимая Святое Причастие из одной Чаши с больными?

Игумен Иннокентий: Многовековой опыт Церкви показывает нам, что, причащаясь из одной Чаши с десятками или даже сотнями других людей, заражения не происходит. Хотя, конечно, причащаться приходят вместе люди и больные, и здоровые. Наоборот, зачастую больные исцеляются!

Прихожанин: Я иногда не успеваю прочитать полностью Правило ко Причастию перед службой и потому дочитываю его уже в храме на богослужении. Можно так делать или нет? Видел, что многие читают молитвы в транспорте по дороге. Это допустимо? И как правильно читать молитвы: вслух или про себя, стоя или на коленях?

Игумен Иннокентий: Дочитывать Правило ко Причащению в храме – дело не очень хорошее. В храме мы должны участвовать в церковном богослужении, в общей церковной молитве. А молитвы домашние – дело сугубо личное.  Получается, что мы толком не успеваем сделать ни то, ни другое.

Если уж человек не успел прочитать Последование ко Святому Причащению, но при этом исповедался и был вечером на службе, то лучше внимательнее помолиться на богослужении, с покаянием и сокрушением сердечным причаститься, чем формально вычитать правило. Кого мы таким способом хотим обмануть? Мы же к Богу идем. Если собрались причащаться, то лучше подойти к этому делу серьезно и выкроить время на чтение всех необходимых канонов. Полчаса всегда можно найти. Ведь мы причащаемся не каждый день и даже не каждую неделю. Надо и к самому таинству, и к Богу относиться с должным уважением.

Конечно, хорошо молиться перед иконами, но то, что люди читают молитвы в транспорте, по-моему, это тоже хорошо. Ведь в транспорте мы постоянно чем-то пытаемся себя занять: читаем книги на смартфоне, слушаем музыку, смотрим фильмы. И в этом смысле молитва дело очень хорошее. Я сам так делал и утренние молитвы выучил, потому что их было удобно читать в транспорте. Молиться вообще можно где угодно, для этого дела нет ограничений. Но когда в храме читается церковная молитва, мы должны свою частную молитву отложить в пользу молитвы церковной.

Читать утренние и вечерние молитвы, по моему мнению, можно везде, где человеку удобно это делать. Но Правило ко Причащению – оно особенное, поэтому его лучше все же читать дома – в тишине и сосредоточенности. Хотя, если вы отправляетесь в дальнюю поездку, то можете и это правило читать в дороге.

Что касается того, как читать, то можно выбирать, как кому удобнее. Молитва – процесс творческий.  Кто-то любит вслух – и это замечательно, кто-то читает про себя, что тоже хорошо; можно на коленях, можно и стоя. Кто не может стоять, пусть сидит, больные могут молиться лежа, – и это тоже прекрасно. Я сам молюсь то на коленях, то стоя. Если в теплое время года вы находитесь на природе, можно пойти помолиться в лес, в поле, в горы. Это очень здорово.

У нас в монастыре монахи, свободные от послушаний, собираются в полдень в храме и вместе вычитывают положенное монашеское правило с канонами и акафистом. Один из монахов читает вслух, остальные слушают. Те монахи, у кого есть послушания, кто не может прийти на общее чтение, вычитывают свое правило отдельно, в келье.

Прихожанин: Несколько лет назад моя подруга под моим влиянием пришла к Богу. Она стала регулярно ходить в церковь, исповедоваться, ездила по святым обителям, много молилась. Вместе мы обсуждали прочитанные духовные книги, вместе ходили к одному и тому же духовнику. Потом она на какое-то время выпала из поля моего зрения, а позже я узнала, что она из Церкви ушла в секту. Я пыталась ее увещевать, говорила, что это большой грех, а она в ответ мне сказала: «Не навязывай мне свою форму общения с Богом. Я такая же христианка, как и ты, ничем не хуже, просто мы в нашей группе общаемся теснее, чем вы в вашем храме, и мы гораздо ближе к Богу, чем вы». Как мы только с ней ни спорили и ни ругались! Но я так и не смогла ее переубедить. В итоге мы рассорились и теперь не общаемся. Как быть? Как вернуть мою подругу, эту заблудшую овцу, в лоно Церкви?

Игумен Иннокентий: Вот Вам хорошая иллюстрация к вопросу о том, надо ли спорить о вере. Понятно, что происходит, когда люди начинают ожесточенно спорить. Потому не нужно никого ни в чем переубеждать. Это ничего не даст. И, кстати, упомянутая дама, та, которая перешла в секту, была права, когда говорила: «Не надо навязывать свою форму общения с Богом». Действительно, не надо ничего никому навязывать. Никогда! Каждый живет так, как считает нужным, и выбирает свой путь в этой земной жизни. Нет никакого смысла в том, чтобы убеждать кого-то в правоте своей веры – лучше покажите это своим образом жизни. Люди бегом побегут в Православную Церковь, если мы будем жить, как жили апостолы Христа и первые христиане. Ведь когда люди видели, как они свято и хорошо жили, без всякого принуждения шли за последователями Спасителя и крестились.
Ученики Христа ни с кем не спорили, никому ничего не доказывали, – они просто рассказывали о Христе и во имя Его совершали чудеса. И люди им верили. Поэтому никому не надо навязывать свое мнение. Нужно просто исполнять то, во что ты сам веришь. И тогда вера твоя и дела твои лучше всяких слов будут свидетельствовать об истине.

То, что человек ушел из Церкви в секту, конечно, печально, но это его решение. Бог дал нам свободу выбора. Ведь и от Христа уходили люди, хотя Сам Бог говорил им о смысле и цели жизни. Спаситель раскрывал перед людьми истину, самые сокровенные тайны бытия, но и от Него уходили те, кто был не в состоянии вместить в себя Его слова.

Трудно осуждать человека, который уходит из Церкви в секту. Причин для этого поступка можно найти немало. Возможно, в этом виноваты те православные, которые находятся с ним рядом. Ведь нередко мы сами ведем себя недостойно. И вот человек смотрит на нас, на наше поведение, удивляется, сомневается и решает идти искать другую церковь, другое собрание верующих.

О том, почему люди вообще соблазняются в отношении Православной Церкви, очень хорошо сказал владыка Тихон, митрополит Псковский и Порховский (ныне – Симферопольский и Крымский – примеч. ред.). Он пояснил, что причин для такого ухода из Церкви две: первая – мы сами своими дурными поступками даем повод для соблазнов; а вторая причина – поразительное невежество людей.

Нередко причиной выступает обычный человеческий фактор: кого-то в церкви осудили или неприветливо встретили, сказали что-то грубое или глупое... И второе – невежество тех, кто уходит из Церкви, потому что если человек знает основы своей веры, понимает, где ее корни и каков ее смысл, вряд ли он захочет куда-то уходить или искать что-то другое...

Что посоветовать автору вопроса? Только одно – молиться за подругу. Молитва  –  лучший и самый действенный способ. Если человек крещен в Православии и за него молятся, то куда бы он ни ушел, Господь его потихонечку вернет в нужное место. Молитва – это наше обращение к Богу с просьбой о человеке, которому нужна помощь, который попал в неприятную ситуацию, хотя сам человек этого может и не осознавать.

Второй способ помочь такому человеку – стараться самому жить по вере, чтобы люди видели наше доброе сердце, нашу любовь к ним и не отворачивались от нас и от Церкви. Потому так важно просто любить своих близких и друзей, помогать им, жалеть их, приходить им на помощь и, если это нужно, даже терпеть какие-то обиды, – то есть быть настоящим христианином. Вот этих двух способов за глаза хватит, чтобы все люди на земле оказались в лоне Церкви.

Прихожанин: На работе коллеги меня часто спрашивают про веру: просят что-то рассказать или объяснить не спора ради, а чтобы понять. Например, меня просили объяснить, почему совместная жизнь мужчины и женщины без свидетельства о регистрации их отношений грех даже в том случае, если люди любят друг друга? Чувствую, что слова про то, что так заповедал Бог, их не убедят.

Игумен Иннокентий: Объяснять людям неверующим о Божиих порядках и установлениях не всегда бывает просто. Даже из тех, кто видели и слушали Христа, далеко не все приняли Его слова о Причащении Тела и Крови Христовой. Конечно, если люди искренне хотят что-то знать и получить ответ, нужно его давать, – давать его так, как мы это чувствуем и как верим. Но нужно понимать, что Божии слова могут быть осмеяны. А если с самого начала ясно, что так и будет, то от разговора лучше уклониться. Божий совет «не мечите бисер перед свиньями» – это же не оскорбление, а пример того, что дорогие вещи, которые даны тому, кто их не ценит, окажутся поруганы.

Что касается Венчания, то это таинство прежде всего ограждает нас от блуда и призывает Божие благословение на чадородие. И если люди любят друг друга, то желание обвенчаться появляется у них естественным образом – лишь бы получить всю полноту благодатной семейной жизни. Если этого желания нет, значит, что-то не так.

Жизнь без брака приравнивается к блуду, потому что как, собственно, тогда ее отличить? К сожалению, нынешнее состояние мира как раз есть восстание на то, чтобы блуд не признавать грехом. «Это же не убийство и не воровство». А Господь заповедал: «Бегайте блуда», – и апостол Павел говорил: «Вступайте в брак, чтобы не разжигаться похотью». Тем же людям, для кого слова Господа и апостолов значения не имеют, и для кого понятия греха не существует, вряд ли удастся понять, почему любовь не оправдывает сожительство без брака.

Прихожанин: Я уже несколько лет занимаюсь йогой, а мой муж – боевыми искусствами. Но недавно в храме услышала, что йога, как и другие восточные «штучки», – дело греховное и православный человек не должен тратить на них свои силы и время. Но в чем же здесь грех? Ведь физические упражнения полезны для здоровья. Хотела бы узнать, как Церковь относится к йоге, карате, ушу, айкидо?

Игумен Иннокентий: Дело в том, что йога – это часть восточного индуистского учения. Корни йоги глубоко уходят в духовную составляющую индуизма. А мы знаем, что понятия о Боге в индуизме совсем другие, знание о Христе там отсутствует вовсе. Да и сами духовные практики индуизма противоречат учению о спасении человека. Поэтому, если подходить к этому вопросу строго, то отношение Православной Церкви к йоге негативное. Известно, к примеру, что Синод Элладской Православной Церкви даже выносил отдельное постановление, в котором указывалось, что занятия йогой несовместимы с православным вероучением.

Русская Православная Церковь таких заявлений не делала, но поскольку Церковь едина, и греческие богословы этот вопрос внимательно изучали, то, вероятно, основания для такого заявления имеются. Духовные практики йогов, их понимание мира и человека ни в коей мере не соприкасаются с христианским мировоззрением.

Йога включает в себя несколько разных направлений – хатха-йогу, раджа-йогу, карма-йогу... Любая духовная практика, которая может повредить душе христианина, ему не полезна. Как говорил апостол Павел, «всё мне позволительно, но не всё полезно». Читательница, которая задала этот вопрос, вероятно, практикует хатха-йогу, которая в большей степени направлена на физическое совершенствование. Но даже это направление йоги имеет в себе духовную составляющую, которая может отдалить человека от Христа.

В Русской Православной Церкви нет прямого запрета на занятия йогой, но Церковь не рекомендует подобные духовные практики. Если вы уходите от Христа, то неизвестно, что вы обретете, удалившись от своего Бога. Мы знаем, что существуют духи злобы поднебесные, а они могут повредить нашей душе и делу нашего спасения.

Конечно, каждый христианин сам принимает решения, в этом заключается свойство его свободной воли. Если человек занимается физическими упражнениями, своего рода гимнастикой, – это одно, но, как только появляются элементы духовных практик, немедленно возрастает опасность для души.

Единоборства, конечно, вещь несколько иная, хотя известно, что все виды восточной борьбы базируются на духовном раскрепощении и высвобождении внутренней энергии, которая концентрируется и направляется в место контакта с телом противника. Недаром и в карате, и в ушу говорят, что победа заключается не в кулаках, а в голове.

Но нам надо помнить, что все боевые искусства Востока в своей основе имеют духовные корни. Вспомните, к примеру, известный монастырь Шаолинь, где буддистские монахи день за днем посредством медитации занимаются духовной практикой, параллельно совершенствуя тело и дух через боевые упражнения.

Наше российское самбо – самооборона без оружия – много взяло из восточных дисциплин, но, убрав медитации и духовные практики, самбо стало самостоятельной спортивной и боевой дисциплиной и ничем не уступает восточным школам боевых искусств.

Хочу еще раз подчеркнуть: Церковь не запрещает, но предостерегает. Если верующий человек спрашивает совета, Церковь должна ему пояснить, куда уходят корни данного явления и что может с ним произойти. Предупредить христианина о возможных последствиях – одна из задач Церкви. Но человек сам должен принимать решение.

Материал подготовили Екатерина Орлова и Петр Селинов