Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

«Я умер… Уже поздно»: человека, пять дней плутавшего в зимнем лесу, вытащили с того света

Неизвестно, что оставило его раньше — силы или рассудок. Когда спасатели несли 31-летнего Андрея Ануфриева на руках к машине, он бредил: — Я умер… Уже поздно… После новогодних праздников в 2018 году Андрей подыскал работу — лесозаготовки. Сам он из поселка Воздвиженка, что неподалеку от закрытого города Снежинск. Говорят, что место для строительства города Берия выбирал, облетал эти края на вертолете. И указал точку среди дремучих лесов, чтобы враг не нашел. А если найдет, то не смог бы подобраться. На лесопилку рабочих везет машина. Пешим ходом зимой в те края не дойти. Заблудился южноуралец в свой третий рабочий день. Как в анекдоте: отошел по нужде, а обратной дороги не нашел. Ему сигналили машины, его ждали и искали коллеги весь день. К ночи вызвали МЧС. Но найти не могли. А он плутал, как оказалось, всего в паре километров от места вырубки. Но плотные сосны мешали найти дорогу. — Там куча тропинок. Забирался на пригорки, но кругом не видать ничего кроме белого леса. Натыкался на с
Оглавление
Андрей был на краю от гибели.
Андрей был на краю от гибели.

Неизвестно, что оставило его раньше — силы или рассудок. Когда спасатели несли 31-летнего Андрея Ануфриева на руках к машине, он бредил:

— Я умер… Уже поздно…

С ЗАЖИГАЛКОЙ В СНЕЖНОМ ЛАБИРИНТЕ

После новогодних праздников в 2018 году Андрей подыскал работу — лесозаготовки. Сам он из поселка Воздвиженка, что неподалеку от закрытого города Снежинск. Говорят, что место для строительства города Берия выбирал, облетал эти края на вертолете. И указал точку среди дремучих лесов, чтобы враг не нашел. А если найдет, то не смог бы подобраться.

На лесопилку рабочих везет машина. Пешим ходом зимой в те края не дойти. Заблудился южноуралец в свой третий рабочий день. Как в анекдоте: отошел по нужде, а обратной дороги не нашел.

Ему сигналили машины, его ждали и искали коллеги весь день. К ночи вызвали МЧС. Но найти не могли. А он плутал, как оказалось, всего в паре километров от места вырубки. Но плотные сосны мешали найти дорогу.

— Там куча тропинок. Забирался на пригорки, но кругом не видать ничего кроме белого леса. Натыкался на следы человека, но дороги не нашел, — рассказал газете «Комсомольская правда» — Челябинск» Андрей Ануфриев. — Лес, как муравейник со множеством тропинок. Сколько я не пытался пойти по какой-то одной, она лишь выводила на следующую развилку. Бесконечный лабиринт. Где-то приходилось пробираться по пояс в снегу.

Мобильник оставил дома — все равно там связь не ловит.

Валенки, штаны-ватники, две кофты, пуховик, ушанка, перчатки первое время грели хорошо. Но это если ты идешь, а если сидишь на месте, то…

— В кармане — простенькая зажигалка. Вспомнил, как в детстве ходили в походы. По веточке подкидывал в костер, чтобы удержать пламя. Ел снежки. Потом нашел банку жестяную, топил в ней снег. Иголки ел. Но не глотал: пожую и выплюну.

БЕСКОНЕЧНЫЕ СУТКИ

Старался не спать — боялся замерзнуть. По полчасика покемарит у костра и дальше в путь. Ночью топтался у костра.

— Вообще в те краях лес валят. А тут холодов испугались — было под 30 градусов.

В лесу встречал зайцев. Наткнулся на лежанку косуль. Ни о какой охоте голыми руками речи идти не могло.

— Дни с третьего по пятый слились в бесконечные сутки. Не соображал уже ничего. Когда мен нашли, я валялся на снегу без куртки и шапки. Свернулся калачиком. Дальше лишь фрагменты: люди вокруг, мы в машине, я держу термос с чаем… Потом врачи, скорая — везут в больницу.

— В предсмертной агонии у замерзающего часто возникает ложное ощущение жара. Если человек скидывает с себя одежду, значит, до конца ему остался час-два, — рассказал один из спасателей.

Андрея отыскали его товарищи — спасатели-волонтеры. У них уже раньше был опыт поиска людей. На внедорожниках бороздили лес. В труднодоступных местах шли пешком. Где-то приходилось даже прорубать себе дорогу.

Из санчасти Андрей вышел через шесть дней. Сильнее всего пострадала рука — пальцы обморожены, а на кисти ожог. Пытался отогреть занемевшую руку у костра, близко подносил к пламени и не заметил, как заработал новую травму. А вот воспаление легких или даже обычную простуду не подхватил.

СНЕГ ЕСТЬ НЕЛЬЗЯ

Эту историю мы рассказали челябинскому специалисту по выживанию Тюргэн Каму. Он один как-то прожил в лесу с осени по весну.

— В лесу зимой ничего съедобного нет. Можно есть кору, но не никакого насыщения она не принесет. Иголки тоже не дают питания организму. Из них можно сварить отвар — получите витамины, убьете вирусы. Из всех зверей вам без опыта максимум удастся поймать белку. И то, если умеете ставить силки.

Топить снег — правильно. Нужна горячая вода. Но нельзя есть снег. Я пробовал, рот сразу покрывается волдырями и простыть можно в два счета.

КАК ВЫЖИТЬ В ЗИМНЕМ ЛЕСУ?

Идете в лес — соблюдайте правило слоев в одежде. Если есть с собой бумага, подложите ее между слоями.

Когда человек замерзает, хочется спать. Глаза смыкаются, вам кажется, что даже прилечь на сугробе комфортно. Ни в коем случае не делайте этого — двигайтесь дальше.

Начали потеть, стало жарко — снимайте варежки. Избыток тепла будет выходить через руки. Но не стоит расстегивать куртку, снимать шапку.

Потерялись — не уходите от места. Жгите костры, по которым поисковая группа вас найдет. Разводить лучше хвоей, а когда разгорится подкидывать березу. Ходите вокруг костра небольшими кругами.

Найдите поваленные деревья, накидайте сверху хвойных ветвей и забирайтесь под них. На землю тоже постелите много хвои.

Если уверены в своих силах, можете прорыть в большом сугробе нору, и забраться внутрь. У входа разведите костер — дым будет уходить, а тепло наоборот идти внутрь.

Автор: Андрей АБРАМОВ. Из архива «КП»