В связи с известными обстоятельствами начала 2026 года, в СМИ и не только, прокатился и катится вал публикаций, обсуждающий не сколько Боливарианскую Республику Венесуэла, сколько нефтяные запасы и ресурсы страны. И действительно, основу экономического существования Венесуэлы составляют: - в первую очередь, добыча и продажа нефти и газа, рис. 1; - а во вторую, денежные переводы мигрантов на родину, в основном из США.
Нефть в Республике традиционно добывали, как минимум с XVI века, коренным индейским населением, использовавшим нефть, как и во всём мире в тот период, как аптекарское средство. С 1878 года врач Мануэль Пулидо, после землетрясения обнаружил на своей кофейной плантации Алькитрана выход нефти и зарегистрировал с компаньонами первую южноамериканскую нефтяную компанию Тачиры (Compañia Petrolera del Tachira) с государственной концессией на разработку этого открытого доктором месторождения. К этому времени основная ценность нефти, с аптекарской, сместилась в более привычное нам качество – топливное сырьё. В 1883 году начали перерабатывать в керосин и продавать, как в Венесуэле, так и в Колумбии.
С 1907 года государство массово продавало концессионные участки, как частным лицам, так и компаниям и с 1914 года, компании из Великобритании, нефтяной лидер тех лет, практически полностью выкупили свободные концессионные нефтяные участки в Венесуэле. В 1914-м General Asphalt (мы её знаем, как Shell) начало эксплуатацию первого в стране промышленного месторождения «Зумаке-1», восточный берег озера Маракайбо. Объем добычи 27.28 тонн/сутки, рис. 2.
С 1922 года, когда большие запасы нефти Маракайбо стали очевидны, правительство Венесуэлы приступило к законодательному регулированию нефтедобычи. Это был очень своевременный шаг, так как к 1928 году Соединённые Штаты Венесуэлы стали первым в мире экспортёром и вторым мировым производителем нефти после США. В 1930-х годах более 100 компаний добывали венесуэльскую нефть, но ключевыми нефтедобытчиками были иностранные компании: Shell, Gulf Oil (Chevron) и Standard of Indiana (ExxonMobil).
С 1943 года, результат Второй мировой войны, началось строительство и эксплуатация нефтеперегонных заводов, для снабжения британских и американских ВМС. Республика Венесуэла в 1960 году – один из ключевых основателей ОПЕК.
К 1976 году 70% всей добычи нефти Венесуэлы контролировал зарубежный бизнес, около 20 компаний, но в первую очередь такие компании, как: Exxon, Gulf, Mobil, Texaco, Chevron и Arco. Национализация нефтяных активов 1976 года была согласована с ключевыми покупателями венесуэльской нефти в США, сопровождалась выплатой существенных компенсаций владельцам иностранных активов и, практически, прошла безболезненно для государственной системы Республики Венесуэла
К 1986 году были выработаны основные легкодоступные и легко перерабатываемые запасы нефти Венесуэлы, необходима была значительная модернизация, как нефтяных промыслов, так и нефтеперерабатывающих мощностей. Себестоимость добычи, по объективным причинам, постоянно росла с начала 1970-х годов. Мировой экономический кризис начала 1980-х понудил денационализировать отрасль открыв её для иностранных частных инвесторов. Как результат, были сохранены объёмы добычи, но её переработка выведена за пределы страны, в НПЗ побережья Мексиканского залива, штаты Техас и Луизиана США. В результате НПЗ побережья Мексиканского залива были технологически перестроены на переработку венесуэльской и мексиканской тяжелой нефти. В 1998 году в Республике Венесуэла добывалось 465 124 тонн в сутки, 5% мировой добычи нефти. А импорт нефти в США, на 1997 г, составил 1,8 млн т.
Опуская политические и экономические перипетии Нового Времени, с прихода к власти Уго Чавеса и переименовании Республики Венесуэла в Боливарианскую Республику Венесуэла, остановимся на объёме добычи нефти за 2024 год - 125624.4 тонн/год. На 2025 год, 57,6% нефти добывалось Petróleos de Venezuela, Sociedad Anonima (PDVSA) — государственной нефтегазовой компанией Венесуэлы; 24,0% - США, Chevron; по 9,2% РФ, СП Petromonagas (Rosneft) и КНР, China National Petroleum, рис. 3.
Таким образом, Венесуэла – исторически и технологически сложившийся лидер по добычи нефти в Западном полушарии Земли.
Однако, пока пристальное внимание СМИ сосредоточено на объёмах и качестве Венесуэльской нефти, полностью игнорируется тот факт, что Боливарианская Республика Венесуэла располагает не сколько нефтяным, сколько более дорогим - металло-нефтяным сырьём. В нефти и природных битумах выявлено свыше 50-60 элементов, часть которых представлена металлоорганическими соединениями. Например, металлопорфиринами, а также рассеянными и редкими элементами. Известны залежи с ураганными содержаниями металлов в нефти, например, V, Ni, U и некоторых других элементов. Особенностью региона является многократное проявление мощной тектономагматической активизации вплоть до палеогена, когда внедрялись гранитные интрузии. Множество надвигов, сбросов, глубинных разломов нарушают чехол и фундамент, создавая широкую сеть флюидопроводящих систем. Активное магматическое и гидротермальное воздействие на кору и чехол привело к образованию многочисленных рудных месторождений самой различной минерагенической специализации, рис. 4. Среди них крупнейшие осадочно-метаморфические месторождения в архейских железистых кварцитах с V и Мn (Боливар). В коре выветривания гипербазитов много Со. Множественные скопления руд, в том числе промышленных Pb, Zn, Сu, Hg, Ag, Со, Ti, Au и др., выявлены в платформенном и складчатом обрамлениях обоих осадочных бассейнов.
Материал о металлах в составе тяжелой нефти и битумов в Оринокском НГБ приведен в работе Дж. Хостермана [Hosterman J.W., Meyer R. FХ., Palmer С.А., Doughten M.W., Anders D.E. Chemistry and Mineralogy of Natural Bitumes and Heavy Oils. US Geological Survey, Circular 1047, 1989, 19 p.]. Как видно из таблиц 1 и 2, всей проанализированной нефти и битумам Венесуэлы свойственно высокое содержание V - 230— 520 г/т и Ni - 27-118 г/т и очень низкое содержание Сr, Со и Zn.
Тяжёлая нефть, с точки зрения металлогении, занимает особое место, отличаясь как по свойствам, так и по составу, т.к. в ней преобладают смоло-асфальтеновые соединения с тяжёлой молекулярной массой, состоящие из сложных полициклических молекулярных систем, часто обогащенных металлокомпонентами. Рис. 5 иллюстрирует изменение плотностей нефти в песках Оринокского битумного пояса по мере удаления от источников питания углеводородами и увеличение концентраций металлов в нефти и битуме, по мере увеличения плотности.
В результате, нефти основных нефтегазоносных бассейнов (НГБ) Венесуэлы высоко обогащены металлами. К примеру, в тяжелой нефти крупного по запасам месторождения Боска в Маракаибском НГБ содержание V в разных залежах третичных отложений меняется в интервале 935-1250 г/т, Ni - 110-150 г/т.
Для справки. Месторождения титаномагнетитовых железорудных месторождениях Урала – основная рудная база РФ по ванадию и содержат: Гусевогорское месторождение в России — 1300 г/т; Качканарское месторождение — 1400 г/т; Первоуральское месторождение — 1800 г/т.
Однако, в случае с рудным сырьём, образуются отходы горного производства, в том числе опасные для окружающей среды и здоровья человека шламовые отходы, а при извлечении металлов из нефти, «образуется» топливо и масла. Именно поэтому в США основным источником, например ванадия, на 60-70% являются тяжёлые металлоносные нефти из Венесуэлы.
Ориентировочно оценить ресурсы, к примеру, ванадия и никеля в нефти и битумах Венесуэлы можно, основываясь на данных о распределении ресурсов нефти по их плотности, и, хотя и немногочисленным, но непротиворечивым данным о металлосодержании в них. Основные параметры расчета и их результаты приведены в таблице 3.
За пределами учета оказался ряд крупных битумно-нефтяных скоплений Маракаибского бассейна, т.е. фактически объемы ванадия и никеля в нефти Венесуэлы могут оказаться более значительными, чем указанные в таблице 3, и могут составить, по меньшей мере, 200 млн. т ванадия и 50 млн. т никеля.
Если мы обратим внимание, что только добытое в Венесуэле вместе с нефтью количество ванадия превысило 1 млн. т, то надо также добавить, что внутреннее потребление нефти в Венесуэле незначительно и более 90% ее уходит на экспорт, главным образом в США, где часть ванадия извлекается для промышленного использования.
Квалифицировать с токсико-экологических позиций нефти Венесуэлы надо как весьма неблагоприятные, особенно, если учесть неизбежность в будущем реализации основных ресурсов битуминозных песков Ориноко для производства синтетической нефти и дорожно-строительных материалов. Но ныне в Венесуэле, для внутристрановой переработки и потребления добываются в основном легкие нефти месторождения Санта-Роса.