Найти в Дзене
МК

Старинный домик в Москве продают дешевле «однушки»

На государственные торги выставили необычный объект недвижимости: крохотный, в три окошка по фасаду, домик в усадьбе Михалково (недалеко от станции МЦК «Коптево»). Здание старинное по меркам района — 1870 год постройки. Построили его как домик сторожа суконной фабрики, а до последнего времени здесь был продуктовый магазин. Стоит «все удовольствие» — чуть меньше 4 млн рублей (это стартовая цена), причем вместе с землей. Кто может купить этот объект и есть ли у него шансы на будущее, выяснял «МК». Начальная цена — 3,819 млн рублей (и почти 200 тысяч шаг торгов). Даже с учетом того, что цена может вырасти, она для нынешней Москвы фантастически низкая. Отдельно стоящий домик, да с собственностью на землю — и плевать бы, что площадь 32,5 «квадрата», а участок 0,48 сотки. В конце концов, это обычная площадь подмосковного деревенского домика без огорода. И те же самые три окошка. Правда, вокруг — отреставрированные корпуса усадьбы Михалково и новые жилые комплексы. Но все равно — экзотика. Ис

На государственные торги выставили необычный объект недвижимости: крохотный, в три окошка по фасаду, домик в усадьбе Михалково (недалеко от станции МЦК «Коптево»). Здание старинное по меркам района — 1870 год постройки. Построили его как домик сторожа суконной фабрики, а до последнего времени здесь был продуктовый магазин. Стоит «все удовольствие» — чуть меньше 4 млн рублей (это стартовая цена), причем вместе с землей. Кто может купить этот объект и есть ли у него шансы на будущее, выяснял «МК».

    Фото: roseltorg.ru
Фото: roseltorg.ru

Начальная цена — 3,819 млн рублей (и почти 200 тысяч шаг торгов). Даже с учетом того, что цена может вырасти, она для нынешней Москвы фантастически низкая. Отдельно стоящий домик, да с собственностью на землю — и плевать бы, что площадь 32,5 «квадрата», а участок 0,48 сотки. В конце концов, это обычная площадь подмосковного деревенского домика без огорода.

И те же самые три окошка. Правда, вокруг — отреставрированные корпуса усадьбы Михалково и новые жилые комплексы. Но все равно — экзотика. Исторический дом в старой Москве!

Изначально это сторожка, построенная в 1870 году по проекту Дмитрия Сухова для суконной фабрики Йокиша, которая как раз и арендовала у последних владельцев территорию усадьбы Михалково. Для жилья ее пробовали использовать непродолжительное время в советские годы, но поняли: неудобно, тесновато (не давать же отдельный домик какой-то конкретной семье — частный сектор какой-то получится!). Получился продуктовый — он здесь и работал еще в середине 2010-х годов. Потом всё: независимую розницу съели сети, а сам домик оказался посреди стройплощадки.

А сейчас здание, выходит, ищет хозяина. Удивительно, кстати: историческую застройку здесь уже почти полностью облагородили как раз синхронно со строительством новых жилых кварталов. Этот домик, похоже, один остался без «сценария современного использования». Вот и предлагают его с торгов.

Шаг, надо сказать, довольно жестокий. Примерно как продавать крепостного на вывоз без семьи. Потому что о площади домика мы уже говорили выше. А низкая цена сопровождается обязательством постройку отреставрировать: это ведь объект культурного наследия регионального значения. И это настоящая засада: подручными средствами, то есть задешево, тут ничего не сделаешь. Разрабатывать проект реставрации и собственно проводить реставрационные работы, проводить коммуникации — все это встанет по нынешним ценам этак в миллиард. А у кого этого миллиарда нет, тому еще много лет назад объяснили, куда надо идти в строительном деле.

И вот если бы домик продавался не сам по себе, а в составе «имущественного комплекса», то шансов на реставрацию и какое-нибудь применение (ну да, кофейня, или антикварная лавочка, или парикмахерская, да мало ли...) у него было бы побольше. И если бы не было статуса ОКН — можно было бы надеяться на местных жителей, которые скинутся и устроят здесь какой-нибудь музей или маленькое общественное пространство. Но со статусом — не получится: 10 миллионов на покупку и ремонт «кооператив» нашел бы, а на два порядка больше — это вряд ли.

Что в итоге здесь будет — совершенно непонятно. Возможно, домик и не найдет себе хозяина с первой попытки. Как не сразу нашли его несколько таких же «бедолаг» — исторических зданий, оказавшихся как будто ни при чем в современной застройке. Например, в 2025 году после многочисленных попыток была продана с торгов «Изба на Масловке» — последняя деревянная дача Петровского парка, в которой до 2019 года работал муниципальный центр ремесел. Хозяин появился и у детского садика «со слонами» на улице Маршала Василевского в Щукине — довоенная постройка оказалась не нужна городу по прямому назначению.

Статус объекта культурного наследия, иначе говоря, памятника, — довольно хорошая защита от прямого сноса (хотя и их часто разбирают, чтобы потом воссоздать, — примером может служить Дом-мастерская Матвея Казакова в Златоустинских переулках, где этот процесс идет прямо сейчас). Но от медленной деградации, за которой следует как раз пожар или демонтаж и воссоздание в современных материалах, — статус памятника не спасает. А именно деградацию провоцируют нынешние цены на реставрационные проекты и согласования: практически ни у кого из обычных людей и компаний нет одновременно крупного бюджета и непрактичного желания спасти старинный дом. Остается надеяться на исключение из правил — они все-таки иногда случаются.

Подпишитесь на Telegram "МК": еще больше эксклюзивов и видео!

Автор: Антон Размахнин