В феврале жизнь усадьбы Мураново не затихала. Привязанные всей душою к Муранову его хозяева оставались часто и в это время в своём имении, готовясь к летнему сезону, занимаясь ремонтом усадебного дома и хозяйственных построек или просто наслаждаясь пребыванием в любимом месте. Давайте и мы немного приобщимся к этой навсегда ушедшей жизни и обратимся к переписке обитателей Муранова. #МурановскиеХроники
⠀
- ⏳ -
⠀
1842 год
Поэт Евгений Абрамович Боратынский (1800–1844) строит в Муранове дом (тот самый, в котором сейчас музейная экспозиция) и занят планами по обустройству в Муранове лесопилки и продаже леса. Об этом он делится с лучшим другом — Николаем Путятой.
⠀
Е.А. Боратынский ✒ Н.В. Путяте, 1842 г., первая половина февраля, Артёмово:
«Теперь о мурановской операции. В первой смете моей, как ты, вероятно, ожидал, я значительно ошибся, не так, однако ж, чтобы раскаяться в предпринятом. Лес наш до такой степени изведен, что нет десятины похожей одна на другую. Каждая дает новый результат. К тому же, как это открылось на деле, ели наши имеют весьма невыгодное свойство на половине необыкновенно суживаться, так что, судя по толщине пня, там, где я, как другие, думал из дерева иметь два бревна на пилку, выходит одно, где три, там два и т. д. Из этого следует, что дровяного леса больше, а способного к пилке меньше, чем я думал. — У меня сведено теперь 11 десятин. Одна на одну они дают, считая и сучья, по ценам, существующим на месте, только 740+ за всеми издержками. — Сведенные десятины те, в которых преизобилует дровяной лес. Теперь мы дошли до строевого участка. К маслянице сведется 10 десятин. О результате уведомлю. — Машину неделю тому назад пробовали начерно, т. е. на один готовый постав и без пил, чтобы испробовать тяжесть. На 8-ми лошадях, новая, не обтертая, она пошла хорошо и даже слишком. Лошади привели ее в первое движение с большим напряжением, но вдруг, почувствовав облегчение от действия махового колеса, понесли, все затрещало, и мужики наши разбежались в страхе. При двух поставах огромной силы, нужной для первого движения, уже не требуется. Ты, который знаешь механику, тотчас поймешь это из чертежа.
Пилка может производиться только в зимние месяцы. Летом от жару трескаются доски, и работа прекращается. Я прежде рассчитывал, что купленные лошади будут работать в машине 7 месяцев, а остальные пять возить доски и дрова в Москву. Складочным местом назначил я задний двор моего дома. — Теперь наши лошади, по недостатку материала, в машине будут работать 3, а возить семь месяцев».
⠀
1878 год
Проходит тридцать лет, и в Муранове появляется не менее рачительный хозяин, словно унаследовавший от Боратынского талант умелого управителя. Речь идёт об Иване Фёдоровиче Тютчеве (1846–1909), сыне поэта.
К началу 1878 года у Ивана Фёдоровича и его супруги Ольги Николаевны (урождённой Путяты) уже трое детей. В письме, адресованном жене, И.Ф. Тютчев пишет о домашних буднях в те дни, когда хозяйка дома была в отъезде.
⠀
И.Ф. Тютчев ✒ О.Н. Тютчевой. Мураново. 15 февраля 1878 г.:
«Вьюга ужасная, такой еще не было до сих пор <…> Дети бегают внизу, где очень тепло и хорошо, несмотря на 7° мороза при ветре, дующем с севера. Проводив тебя, я пошел кормить собак и Чернавку и тотчас после этого вернулся домой. Занимался с Соней и ходил смотреть, что делается в буфете. К величайшему моему удовольствию оказалось, что можно нижнее бревно в стене не менять, придется только перебрать нижний пол и заделать дыры под стенами. Думаю, надо будет сделать накат в комнате Саши, ибо эта комната холодит буфет и коридор (низом). На время работ, которые можно начать по отделке буфета, Сашу можно перевести в комнату Анны Васильевны. Обед был неказист: говядина жесткая, а миндальные облатки уж очень надоели. Звонок у подъезда сделан! <…> Дети очень веселы <…> Антонине честь и слава, она отлично нам служит!»
Автор следующего письма – Софья Львовна Путята – тёща И.Ф. Тютчева и мать О.Н. Тютчевой. В этом письме упоминается Ледник. Здание Ледника существовало в усадьбе в XIX столетии и было построено на берегу запруженного оврага на хозяйственной территории западнее Кучерской. Старый усадебный Ледник предназначался для хранения продуктов и представлял собой сарай с погребом. Ныне существующее здание было восстановлено в 1965 году. В 1990-е годы Ледник ещё раз подвергся реконструкции и в настоящее время представляет собой одноэтажную деревянную постройку с мансардой и не соответствует историческому облику.
С.Л. Путята ✒ О.Н. Тютчевой. <Москва. Февраль 1878 г.>:
«Ты спрашиваешь, желаю ли я перестроить ледник? Конечно бы, не желала, если бы можно было обойтись. Но без ледника нельзя быть, потому нечего и делать. Но не могу не вспомнить слова папá: «Мураново — est du luxe p<ou>r nous, d’après nos moyens» [«для нас роскошь по нашим средствам» (пер. с фр.)]. Когда всякой год exтренные издержки, то трудно сообразить что делать».
⠀
1879 год⠀
Снова Иван Фёдорович Тютчев остаётся с детьми и сообщает жене об их успехах в развитии. Упоминаемые лица: Соня (1870–1957, старшая дочь, в будущем воспитательница дочерей императора Николая II) Федя (1873–1931, старший сын), Куку, он же Царь (1876–1949, младший сын Николай, в будущем основатель Мурановского музея и его многолетний директор).
И.Ф. Тютчев ✒ О.Н. Тютчевой. Мураново. 7 февраля 1879 г.:
«Днем царь Куку занимает меня и теперь вертится около меня, настоятельно требуя «перо». Сегодня он произнес новое слово: «рубашка», выговаривает: «убаска». Федя все занимается рисованьем и продолжает першить, как и при тебе. Соня получила вчера хорошие баллы и за уроки, и за поведение. Теперь она наверху учится с В<ерой> Н<иколаевной>, а мальчики со мной и с нянюшкой внизу! <…> Никита приехал в порядке; привез бумагу для писанья и для нот, конверты, гомеопатию и т. д. <…>
<…> прошу привести мне сюрприз для церкви. Смотри, непременно привези. Вели купить (но это не в виде сюрприза) un plumeau [метелка из больших перьев (фр.)], чтобы смахивать пыль. Можно купить это у носящих возле Иверской. <…>
<…> Дети играли, шумели и были веселы! Федя и Соня, придя со мной прощаться, отвесили Березину — первый — низкий поклон, а последняя — глубочайший и тщательно выделанный реверанс. Я чуть не лопнул со смеха! <…> благодарю и за известие о заказе ризы. <…> Царь гулял, и я гулял, но оба — мало, ибо погода не была хороша, очень сыро!»
В следующем письме, направленном Софьей Львовной Путятой дочери Ольге, речь идёт о «Записках» Л.Н. Энгельгардта – мемуарах хозяина усадьбы Мураново, посвящённым военным событиям, в которых он принимал участие. Эти записки писались им в Муранове, но после смерти генерал-майора, рукопись пропала. Её обнаружил зять Л.Н. Энгельгардта Николай Васильевич Путята в одном из мурановских амбаров.
С.Л. Путята ✒ О.Н. Тютчевой. <Москва. Февраль 1879 г.>:
«Расскажу тебе, что я продала последние 200 экземпляров Записок папинькиных за безделицу за 30 р. Васильеву. Но они бы тем кончили, что сгнили в погребе. А я себе купила прекрасный платок, который мне был очень нужен <…>. Кроме того, Соловьев взял у меня 10ть экземпляров, очень неохотно, по 50ти к.».
⠀
1881 год
В 1880 году в Муранове Иваном Фёдоровичем была построена школа для крестьянских детей. Первоначально в ней был один учитель ― священник. Размещалась она на лугу, перед усадебным домом, рядом с сараем на лугу. Здание школы, к сожалению, не сохранилось. Можно предположить, что здание было разобрано в пятидесятых годах XX века по причине ветхости постройки.
В нашем последнем письме гостья усадьбы – сестра И.Ф. Тютчева Дарья Фёдоровна – сообщает о своих впечатлениях от посещения школы мачехе Эрнестине Фёдоровне Тютчевой. Также в этом письме упоминается Бабушкино – флигель, построенный И.Ф. Тютчевым для Эрн.Ф. Тютчевой в 1879 году.
Д.Ф. Тютчева ✒ Эрн.Ф. Тютчевой. Москва. 12 февраля <1881 г.>:
«После чая Ольга показала мне школу — урок давал священник. Крестьянские дети писали, считали, рассказывали из Священного Писания — и многие с большим умом. Оттуда мы пошли посмотреть на церковь и Бабушкино, которое очень красиво среди зимнего пейзажа. Солнце со всех сторон светило в комнаты, и, хотя они не отапливались, солнце немного согрело их».
⠀
📝 Материал подготовил Александр Сахно.
⠀
✨ 8 февраля, 13:00, встреча с художником Дарьей Степановой и занятие «Алиса прекрасная, рисованная гуашью», 6+
⠀
🎫 Пушкинская карта – бесплатный ежедневный доступ в мир искусства!
📲 программа мероприятий ВЫХОДНЫЕ В МУРАНОВЕ: быть в курсе
⠀