Найти в Дзене

"Да я уже легок стал!": страшная история о "прелести"и опасном чтении

Несколько лет назад зашел в нашем храме разговор о "прелести". Страшное духовное состояние с не менее страшными последствиями. Богословская беседа была с батюшкой отцом Анатолием Правдолюбовым. Люди взрослые сидели с разным церковным стажем. Вопросы задавали. И отец Анатолий рассказал нам историю о подвижнике, который сурово подвизался, спасался, молился, постился и... впал в прелесть. А дело было так: пришел этот подвижник как-то в гости к старцам, живущим неподалеку. Пообщались они. А когда отправился домой, в свою пустынную хижину, те его предупредили, чтобы был осторожен. Лед тонкий . Чтобы не шел домой по льду. И услышали в ответ, что, мол, "легкий уже я стал". Это пустынник им так заявил. Вот ведь чего о себе с решил. Такое самомнение. Ну, и что? Побрел он по тонкому льду и, разумеется, провалился. Утонул. Я тогда подумала, раз такие люди, монахи, пустынники впадают в прелесть, мнят о себе , "пройдя" определенный трудный духовный путь, что говорить о простых мирянах?!

Несколько лет назад зашел в нашем храме разговор о "прелести". Страшное духовное состояние с не менее страшными последствиями. Богословская беседа была с батюшкой отцом Анатолием Правдолюбовым.

Люди взрослые сидели с разным церковным стажем. Вопросы задавали. И отец Анатолий рассказал нам историю о подвижнике, который сурово подвизался, спасался, молился, постился и... впал в прелесть.

-2

А дело было так:

пришел этот подвижник как-то в гости к старцам, живущим неподалеку. Пообщались они. А когда отправился домой, в свою пустынную хижину, те его предупредили, чтобы был осторожен. Лед тонкий . Чтобы не шел домой по льду. И услышали в ответ, что, мол, "легкий уже я стал". Это пустынник им так заявил.

-3

Вот ведь чего о себе с решил. Такое самомнение. Ну, и что? Побрел он по тонкому льду и, разумеется, провалился. Утонул.

Я тогда подумала, раз такие люди, монахи, пустынники впадают в прелесть, мнят о себе , "пройдя" определенный трудный духовный путь, что говорить о простых мирянах?!

Как опасно думать о себе что-то там, о "легкости" своей, что ты что-то из себя представляешь в борьбе с грехом, червь поганый... ничего без Бога не можешь.. и погибнешь.

И вот прошло столько лет, и вчера я нашла эту историю . У святителя Игнатия Брянчанинова в "Аскетических опытах". Раскрыла я главу, где старец с учеником толкуют о молитве Иисусовой в формате "вопрос-ответ". И ученик спрашивает о последствиях прелести, старец начинает рассказывать... знакомую мне историю , но с подробностями.

-4

ДЕТАЛИ ТРАГЕДИИ

Итак, на Валаамском острове, в отдаленной пустынной хижине , жил схимонах Порфирий. Он занимался подвигом молитвы. Какого рода был этот подвиг старец не знал. Но можно было предположить, уточнял старец, "неправильность подвига по... любимому чтению."

-Да-да, а что же он читал? - встрепенулась я мысленно.

У схимонаха было любимое чтение - труд западного писателя Фомы Кемпийского о подражании Иисусу Христу. И вот старец поясняет, что книга та написана из "мнения". Опасная. И начинает рассказывать историю. Осенью (!) схимонах Порфирий пришел к старцам в скит. Невдалеке была его пустынька.

А вот когда встреча подошла к концу, и они начали прощаться, старцы предупредили, что "лед только встал и очень тонок. Не вздумай идти по льду". И прозвучало вот это:

-Я уже легок стал.

А идти надо было по льду Ладожского озера. Глубокий залив. И по уму-то , конечно, надо было его обойти. Но случилось то , что случилось. Ушел схимонах .

-5

А вскоре старцы услышали крик. Отчаянно кричал, пишет Брянчанинов, подвижник. выбежали старцы, темно, давай, его искать . Не скоро нашли они и место, и средства, чтобы достать утопшего.

КНИГА ВИНОВАТА?

И старец делает предположение, что в состояние прелести ввергла того схимника книга "Подражание". Что он так опрометчиво о себе сказал, о "легкости своей". Так ошибочно, так грустно. Что все это - самообольщение. Прелесть! Ложные понятия родились из неправильных ощущений, сообщенных книгой.

"В книге жительствует и из книги дышит помазание лукавого духа, льстящего читателям!" - сказал старец ученику. Добавил об услаждении утонченными приправами из высокоумия, тщеславия и сладострастия.

И сделал акцент на самом главном в деле спасения - предварительном очищении души покаянием. Старец рассуждал, что "книга действует на кровь и нервы, нравится людям чувственным: книгою можно наслаждаться, не отказываясь от грубых наслаждений чувственностью. И вот это высокоумие, утонченное сладострастие и тщеславие выставляются книгою за действие благодати Божией.

Кому интересно, почитайте первый том собрания творений Игнатия Брянчанинова "Аскетические опыты" (страница 287 - 292).

Хорошего вам дня, мои любимые читатели.

Душеполезного чтения вам.

И покаяния.

Ваша Елена.