В подкасте "Школы разные нужны" вышел подкаст про образование в Гренландии. Школы на острове мы обсудили с учителем английского языка Алёной Кохлер. Она объяснила почему предложения Трампа для гренландцев не интересны, и как в этом "замешана" школа.
Алёна живет в главном городе острова Нууке уже 23 года. В 2003 года она приехала в Гренландию по обмену. В течение года она должна была жить в семье, помогать с детьми, по хозяйству. Семья, в которой жила Алёна, предложила ей устроиться на работу в местную школу учителем английского. В Гренландии катастрофически не хватает педагогов, поэтому Алёну взяли с распростертыми объятиями. Ей не пришлось подтверждать свой диплом. Более того, даже стаж работы в российской школе ей зачли. В Москве Алёна работала в частной школе "Знайка".
Два главных удивления от первых лет в Гренландии: отсутствие привычных конфет и школа. С первым Алёна так и не смирилась. На острове есть много конфет с лакрицей, марципаном, а привычных нам "Мишек на севере" не бывает.
Со школой "дружбы" случилась тоже не сразу. В Гренландии в школе детям должно быть хорошо и весело. Они ходят туда общаться, дружить, веселиться. Если чему-то научат еще - что ж, это будет дополнительным бонусом, но не более того.
Алёна Витальевна, героиня выпуска про Гренландию, закончила школу в России. Она пыталась внедрить свои правила и привычки. Только на ее уроках есть домашние задания и даже импровизированный журнал: официально учителя в Гренландии освобождены от "писанины". Не нужно заполнять журналы, отчёты, оценки есть, начиная с 8 класса, и только в полугодие. Часто их ставят на усмотрение педагога.
Алёна же ведёт учёт того, что прошли, кто был на уроке, как занимался. Все, что так привычно нам, в Гренландии - диковинка. Более того, однажды родители учеников Алёны даже написали на нее заявление на имя директора. Мол, ее домашние задания портят им качество жизни. Директор вызывал Алёну и просил быть помягче с детьми.
Тетрадей у учеников нет. В начальной школе всем выдают айпады за счёт комунны. Все обучение - в них. Дети либо печатают, либо пишут пальцами (!) Читать к первому классу? Только не в Гренландии. Хорошо, если они научатся читать к 2-3 классу. Правда, сразу на двух языках: датском и гренландском.
Зарплата у учителей по российским меркам весьма приличная. Человек без педагогического образования (а таких очень много в местных школах) получает примерно 20 тысяч крон (около 240 тысяч). Зарплата начинающего учителя после ВУЗа - от 22 тысяч. Каждые два года индексируется. Казалось бы, неплохо. Но налоги в Гренландии грабительские. Все платят 42% подоходного налога внезависимости от заработка. Плюс на острове все очень дорого. Интернет домашний стоит в месяц 1200 крон (14400 рублей), телефон - около 500 крон (6000 рублей) в месяц.
Алёна считает, что их семья - средний класс. Она получает максимально возможную зарплату для учителя (около 36 тысяч крон) плюс ее муж примерно в два раза больше. Муж Алёны ‐ датчанин. Они познакомились в первый год жизни на острове. Он занимается продажей штор, жалюзи и всего похожего для окон. В Гренландии нет стандартных окон. Поэтому все приходится делать на заказ. Изготовление индивидуальных жалюзи занимает примерно 2-3 месяца. Гренландцы привыкли ждать и не торопиться.Школьной формы нет. На уроки можно приходить хоть в пижаме.
Уроки физкультуры похожи на российские. Но весь 4 класс дети ходят на занятия в бассейн. К этому возрасту все дети обязательно должны научиться плавать. В пятом классе - лыжная подготовка. Занятия бывают и на горных, и на обычных лыжах. Никаких нормативов нет. Главное – чтобы детям было весело, спокойно и безопасно.
У Алёны трое детей. Старшей дочке уже 20 лет. Она сейчас учится в гимназии в Дании. Средней - 18 лет. Она провела год в Дании, но ей не понравилось, она вернулась в Гренландию. Сыну пока 12 лет. В момент нашего разговора он был на соревнованиях по плаванию в Рекъявике. Никого не смущает, что ребенок пропускает учёбу ради соревнований. "Знаю, что они дадут ребенку гораздо больше необходимых навыков: самостоятельность, умение идти в цели, бороться. Это куда важнее, чем таблица умножения"
Кстати, да, таблицу умножения дети в Гренландии учат в 12-13 лет. Тоже не спешат.
В последние дни на фоне шумихи с США и Гренландией много разной неправильной информации распространяется. Например, что в домах нет туалетов и канализации."Это не так. Во всех школах есть современные туалеты. И душевые кабины. Более того, учителя следят за тем, чтобы дети после уроков физкультуры обязательно принимали душ. На урок дети обязательно должны приходить с формой и полотенцем"
Я резонно (для меня) заметила, что Алёна, вероятно, хочет, чтобы дети после школы уехали в Данию, в Европу. Там ведь возможности, деньги. "Возможностей работать, строить бизнес в Гренландии гораздо больше сейчас. Работы - море. Людей не хватает"Плюс все гренландцы не стремятся заработать все деньги мира.
В работе для них главное, чтобы им было хорошо и спокойно. "Они, конечно, не лентяи. Работают хорошо. Но перерабатывать ради денег они не будут. Для них куда важнее и ценнее провести время в семье, на рыбалке, на отдыхе. Поэтому идея Трампа дать всем местным денег совершенно не учитывает особый менталитет жителей Гренландии"
Алёна не планирует никуда уезжать. Сейчас она работает в колледже, то есть преподаёт уже почти взрослым ученикам. Кстати, у нее есть особый класс тех, кто не сдал экзамен после окончания 10 класса (аналог нашего огэ). Такая ситуация в Гренландии совершенно не редкость. Не сдал и не сдал. Не в этом местное счастье. В Россию Алёна старается приезжать раз в два года. Более того, старшие девочки даже жили в России у бабушки шесть месяцев, когда были маленькими. Ходили в местную школу. "Мне хотелось, чтобы они и язык выучили, и с бабушкой и другими родными сдружились. А еще поняли, как учатся в России и какая лафа у них в Гренландии".
Подробный рассказ послушайте в выпуске подкаста "Школы разные нужны?"