Найти в Дзене

Что отделяет верующего человека от Христа?

Можно ли соглашаться с Христом, восхищаться Его учением, даже жить по высоким нравственным принципам — и всё же оставаться вне Его Царства?
Многие люди уважают учение Евангелия, ценят христианскую мораль, восхищаются красотой храмов и богослужений. Они ходят в церковь, чтобы поставить свечку и попросить Бога о чем-то своем, что задумали и в чем хотели бы получить поддержку, помощь от Бога. Но не

Подлинный смысл жизни открывается тогда, когда исчезает страх смерти.
Подлинный смысл жизни открывается тогда, когда исчезает страх смерти.

Можно ли соглашаться с Христом, восхищаться Его учением, даже жить по высоким нравственным принципам — и всё же оставаться вне Его Царства?

Многие люди уважают учение Евангелия, ценят христианскую мораль, восхищаются красотой храмов и богослужений. Они ходят в церковь, чтобы поставить свечку и попросить Бога о чем-то своем, что задумали и в чем хотели бы получить поддержку, помощь от Бога. Но не всегда понимают, что Христос не волшебник и мало соблюдать внешние ритуалы, чтобы быть истинным христианином. 

Да, люди делятся на тех, кто желает получить исцеление и помощь в своих делах через Христа, и тех, кто делает все, от себя зависящее, чтобы стать Его учениками, и потому идут за Ним, стремятся духовно трудиться над собой, чтобы приблизиться к Нему.

Для первых христианская вера является ориентиром в принятии решений, но никак не обязывающим условием поступать так, как учит Иисус Христос — они давно уже привыкли больше жить своим умом, надеясь на себя, а не на Бога, и меняться не желают. Они хотят, чтобы Христос просто изменил внешние обстоятельства их жизни.

Для вторых вера в Христа является действенной силой, меняющей их мышление и образ жизни, отношения с окружающими людьми, а желание исполнять заповеди Евангелия становится стимулом для духовного преображения себя через богоуподобление. Они чувствуют, что призваны жить не ради себя, а ради Христа, и потому выбрали путь идти за Ним, спасая свою душу.

В отрывке из 12-й главы Евангелия от Марка, звучит ответ на вопрос книжника: "какая первая из всех заповедей?"

Иисус отвечает так: "Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею,- вот первая заповедь!

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет."

Иисус, видя, что книжник ему разумно отвечал, сказал ему так: "недалеко ты от Царствия Божия." 

Книжник, который подходит ко Христу, очень расположен по отношению к Спасителю. Он не искушает Его, не пытается поймать на слове, не провоцирует. Видно, что человек он благочестивый. Он знает Писание, он понимает, что ритуальная сторона религиозной жизни — это ещё не всё. Как сам он говорит, любовь к Богу и людям "больше всех всесожжений и жертв". Наконец, он признаёт логику, красоту, нравственную высоту учения Христа:  "Хорошо, Учитель! истину сказал Ты" , — говорит он Спасителю. То есть мы видим, что в этом человеке живёт интеллектуальное и даже эстетическое согласие с истиной Евангелия. В ответ Господь хвалит его словами: "недалеко ты от Царствия Божия", однако эта похвала указывает и на проблему книжника. Он всё же не в Царстве, а лишь "недалеко" от него, но не внутри, так как близко подошёл человек к Богу, но не решается сделать последний, самый главный шаг. Возможно, он и хотел бы его сделать, но что-то его держит. И мы не знаем, решился он в итоге или нет стать последователем Спасителя или же, подобно многим из своих единоверцев, превратился в гонителя Церкви. 

И тут возникает ключевой вопрос: а что же отделяет умного, порядочного, ищущего и даже согласного с истиной человека от Небесного Царства Христа?

Очевидно, что он видит в Иисусе мудрого раввина. Однако не может принять Его как личного Учителя и Спасителя своей жизни. Он не может сказать: теперь во всех своих мыслях, чувствах, словах и делах я буду стремиться подражать Христу, потому что верю, что Бог послал Его в земной мир людям не только для нового знания, но и для перемены мышления, образа жизни и отношения к людям на основе Любви.

Не случайно во второй части приведенного отрывка Христос цитирует строчку из Псалтири, из которой видно, что Давид называет Мессию своим Господом. Так Спаситель прямо говорит о том, что Царство Божие становится доступно не тем, кто правильно понимает учение о Боге, а тем, кто на практике, своими словами и делами признаёт власть Сына Божия над своей жизнью.

Описанная в этом евангельском отрывке ситуация весьма актуальна для нашего времени. Христос и сегодня остаётся для многих людей всего лишь "великим учителем нравственности", но они не впускают Его в свою душу, продолжая больше доверять себе, чем Спасителю, не живут в Боге. Такие люди, подобно книжнику, так и остаются "недалеко" от Царства Небесного.

Да, это радует: человек близок, он стремится к богопознанию. Будем надеяться, что однажды что-то сработает в его сердце, он наберётся решимости, сделает шаг — доверит Богу свою жизнь, смирит гордыню и будет готов "ходить перед Богом", а это значит учиться признавать свои грехи и работать над изменением своего сознания через покаяние. И тот Иисус, которого он знал как великого проповедника, станет для него личным Спасителем. 

Возьмем реального человека, в котором ещё нет никакого высшего устремления к Богу, но он ходит в церковь, иногда посещает богослужения и принимает таинства, но размышляет так: раз в христианстве любое моё действие без Бога всё равно считается грехами, то зачем бороться с ними —лучше буду бездействовать, раз всё так сложно и даже как будто недостижимо...

Эта мысль способна парализовать новичка. И в реальной жизни огромное количество людей не идёт к Богу, потому что считают так: до идеала всё равно далеко, а ошибаться и отвечать перед Богом — страшно. Да и жизнь их устраивает до поры до времени, потому и трудиться духовно они себя не торопятся заставлять. Но как мудрая народная пословица гласит: "Пока гром не грянет мужик не перекрестится."

Если бы мы всегда смотрели вглубь себя и анализировали свои помыслы — чисты ли они, из любви ли ко Христу, то меньше бы совершали грехов, исходящих из нашего своеволия и самости, и таких ошибок как стремление к мести, злобе, зависти,  высокомерию по отношению к людям, к всезнайству, осуждению и тд.. Больше бы прислушивались к голосу совести, оберегающего в нас тот росток любви к Богу и людям, который зарождается в душе, когда мы встаем на путь следования заповедей.

Чистая совесть как цербер ограждает человека от грехов, от низкочастотных падений и нарушений духовных законов. И она же является условием уменьшения влияния на нас желаний ЭГО, чтобы росла в душе любовь к Спасителю, которой требуется занять все без остатка наше внутреннее пространство души.

Да, Господь так устроил мир, что все духовное богатство скрыто внутри нас самих. В каждом из нас таится потребность в любви, как источника энергии жизни, из которого можно черпать все, что необходимо человеку для того, чтобы мы могли чувствовать  ощущение радости бытия, созидать, самовыражать себя в творчестве... 

Любовь — это высшая ценность каждого человека, венец добродетелей. Но грех, как нарушение Божьего закона, и в первую очередь наша гордыня, как корень всех грехов, мешает нам впустить Христа в свою жизнь и довериться Ему полностью. 

Всё, что мы делаем не по Его заповедям — наши мысли, дела и поступки — несут в себе зерно греха, которое может прорасти и будет являться преградой для рождения Царства Небесного внутри нас.

Любовь — это дар Божий, плод Духа Святого. А человек по природе немощен из-за грехопадения и не может сам по себе её приобрести. Любовь рождается не от усилия воли, она рождается от благодати, но для этого надо потрудиться самому, чтобы очистить свое сердце от страстей. Святые отцы учат постепенно преодолевать свою немощь, страсти, грехи через покаяние и постоянное духовное делание.

Поэтому для начала нам следует попробовать  делать дела любви, как маленькие шаги по направлению к Богу.  Надо учиться отдавать то, что нужно "отрывать от сердца", а не излишки, чтобы душа оставалась живым, текучим источником энергии любви, а не замкнутым водоемом. Осознание того, что жизнь, здоровье, знания, ресурсы и возможности — это не наше, а полученные от Бога дары, рождает в человеке не гордость, а чувство ответной благодарности и естественное желание делиться. Причем милосердие не сводится к денежной помощи. Отдавать можно знания, время, силы, внимание и доброе слово.

Вот как говорил Амвросий Оптинский: "Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь её иметь, то делай дела любви, хотя сначала без любви. Господь увидит твоё желание и старание и вложит в сердце твоё любовь". 

К опасностям, которые могут возникнуть в сознании человека на пути к Богу, относятся:

 - гордыня от того, что человек считает себя недостойным истинной любви Христа, 

 -  постоянный страх в мелочах о том что дела его делаются без участия Бога.

Все эти заблуждения ведут к тем препятствиям, которые мешают нашему искреннему покаянию, смывающему все грехи, и очищению души. 

Да, свои дела каждый человек творит  с уровня своей осознанности. Малоосознанный человек не задумывается над собой и содеянным. Для него важно и ценно только удовлетворение своих потребностей , так как он ведется на запросы своего Эго. Мы живем во времена, когда человеку внушают одну идею — будь успешным потребителем. Выбирай, покупай, бери, улучшай комфорт, бери еще. И если так жить годами, душа действительно становится мертвой, а не живой. В нее все втекает — впечатления, деньги, удовольствия, вещи, новости, — но ничего не вытекает. Нет отдачи вовне.

По мере роста осознанности, человек развивается сам и расширяя свое познание духовных законов, начинает менять свое представление о мире и меняться сам.

Христос показал нам направление движения в сторону изменения себя через возможность покаяния и наработку в душе энергий любви к Богу, к видению Образа Божиего в себе и людях. Но Бог не может нас спасти без нашего желания и деятельного участия, а это означает работу над собой и соблюдение заповедей на практике, в реальности своей жизни и принятие всего происходящего с любовью к Богу как благо для эволюции своей души. Если же человек сопротивляется настоящему, да еще впал в уныние и заранее недоволен будущим, то в будущее этого человека не пустят.

У тех, кто считает себя верующим, воцерковлённым человеком, всегда есть повод задуматься о своей вере и почаще спрашивать себя: а моё христианство, оно какое? Я просто соглашаюсь с принципами Евангелия, но продолжаю жить, как прежде, полагаясь лишь на себя, на свой опыт и на свою самодостаточность? Или же я воспринимаю слова Христа как конкретную инструкцию к действию и стараюсь применять их ежедневно во всех ситуациях, в которых оказываюсь в течение дня?

Если такой работы не будет делаться, то мы можем, находясь даже в эпицентре жизни церкви, ощущать себя всего лишь "недалеко" от Царства. И, напротив, если мы всего себя, все свои мысли, чувства, слова и поступки будем подчинять Христу, во всех своих делах будем стремиться подражать Ему, действовать из любви к Нему, то однажды обнаружим, что то Небесное Царство, к которому мы так стремимся, уже действует внутри нас.

Любой человек, вставший на путь веры, произносит каждый день молитву Отче наш, где просит Бога "оставить нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим", то есть простить наши грехи в той мере, в которой и мы научились прощению других людей. И это главное, так как прощая ближнего, мы признаем, что и сами не без греха. Но, несмотря на это стараемся жить видя Образ Божий в себе и других, а значит любить и взращивать в себе и в другом то лучшее и светлое, что есть в каждом человеке, — концентрировать на этом свое и его внимание, давать энергию роста.

Умению прощать учит нас жизнь, но это не означает просто стать равнодушным, безэмоциональным человеком, а признать, что обиды мешают жить в гармонии с собой и людьми, лишают радости, угнетают нас, так как мы чувствуем себя обесточенными, лишенными энергии жизни, идущей от Источника, который сами в себе и перекрыли обидой на мир, на людей, а то и на Бога. Прощая, мы не только освобождаемся от гнета обид, но если сумеем послать обидчику еще и свою энергию любви и даже благодарность за урок, то сможем нивелировать этот энергетический узел полностью и войти в гармоничное состояние души. Так Бог учит нас бороться с самым сильным грехом, произрастающим из нашей гордыни, — неумением прощать. Постепенно на место гордыни в нашей душе приходит любовь и смирение. Вот на этом и надо сосредоточиться для начала тем, кто пытается реально идти за Христом.

Любовь требует работы над собой, она есть действие и дается свыше не как понимание, а как духовное чувство и желание  быть сопричастным к чему-то бОльшему, чем мы сами и потому дарит душе нисходящий свыше покой и тихую, умиротворяющую радость от приближения к Богу, а значит и к Царствию Небесному.

Всё, что мы делаем не из любви-агапе, показывает, насколько мы ещё далеки от совершенства, в котором пребывает Бог, ибо Он есть сама Любовь. Однако наша духовная жизнь — это не мгновенный результат, а путь исцеления души, процесс. Бог видит не только мотив, но и усилие. И потому даже дело, совершённое нами пока ещё по долгу, привычке или простому послушанию, но соответствующее любви, Он благословляет и использует, чтобы мало-помалу подготовить наше сердце к тому, чтобы со временем оно смогло вместить совершенную и чистую любовь Бога и научиться доверять Ему свою жизнь.

Самое высшая степень доверия Богу имеет еще одно измерение — вертикальное. Обретая опору в себе, мы открываемся возможности  доверять чему-то большему:  Богу, миру, потоку жизни. Такое доверие не является отказом от ответственности, а становится глубоким пониманием, что наши силы имеют предел, и что за его границей есть не хаос, а определённый порядок. Это шаг от формулы "если что, я справлюсь", к нашей вере и внутренней тишине, где звучит "я не один, и даже то, с чем я не справлюсь, может быть удержано Господом по любви и милости Его."