Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Итальянский тренер в России работает уже пятнадцатый год, наша страна стало для Тотоло родным домом. В Казани он создавал вместе с Владимиром Алекно «Зенит», который побеждал во всех турнирах, приложил руку и к созданию новой победной версии казанского «Зенита», уже с Алексеем Вербовым. Но выиграв с ним чемпионат России трижды подряд, Томазо принял приглашение Алекно переехать в Санкт-Петербург.
Наш разговор получился фундаментальным и даже просветительским. Что изменилось в петербургском «Зените» за полтора сезона? Почему работа в сборной Ирана сейчас – особенно ценный опыт? Кто стал его любимым игроком в непобедимой сборной СССР и что стало основой для волейбольной гегемонии Италии в 90-х? Об этом и не только – в первой части нашей беседы с Томазо Тотоло.
Как заменить Яковлева и Клюку
-Томазо, приглашение от петербургского «Зенита» Вы назвали вызовом, который позволил покинуть зону комфорта – в Казани. Но как, находясь так долго в зоне комфорта, можно столько выиграть?
-С точки зрения профессии в Казани все было на высшем уровне, условия для жизни семьи – тоже. «Зенит» выигрывал и оставался стабильной командой, изменения случались редко. Последние год-полтора в Казани я стал задумываться о том, что для дальнейшего профессионального развития мне требуется что-то еще, какое-то разнообразие, которое позволит расти.
-Кто первым на Вас вышел из петербургского «Зенита»?
-Поступил звонок от Владимира Романовича. Он спросил: «Ты готов». – «Да». Я согласился сразу, не задумывался даже на секунду.
- Что изменилось в «Зените» за те полтора сезона, что вы с Владимиром Алекно работаете в Санкт-Петербурге?
-Команда, но в широком смысле. Это не только игроки. Еще и медицинский штаб, и взаимодействие с руководством, и организация процесса. В прошлом сезоне мы тренировки по фитнесу проводили сначала в одном зале, потом переехали в другой, тренировались то здесь, в Академии Платонова, то в КСК «Арене». Сейчас все четко и понятно – наш основной тренировочный зал здесь, построили новый тренажерный зал, медицинский стационар, к нам пришел очень хороший специалист из Италии. Так же хорошо налажен и контакт с руководством. Прогресса мы достигли большого, но это не значит, что победы придут сразу же. Процесс достижения результата долгий.
-В межсезонье «Зенит» покинул основной доигровщик – Егор Клюка, основной центральный блокирующий и капитан – Иван Яковлев. Насколько сказывается потеря этих игроков?
-У молодых, которые пришли в «Зенит» перед этим сезоном, есть высокий потенциал – они способны заменить прежних лидеров. Но как напоминает Хулио Веласко, прогресс это не значит, что результат придет быстро. Прогресс – это долгий процесс, в котором появляются сначала маленькие достижения – и уже как итог всего процесса приходит большой результат.
-Легко получили от Алекно согласие на работу в сборной Ирана?
-Легко! Это приглашение тоже было для меня важным профессиональным вызовом – поработать в сборной, которая участвует в Лиге Наций и чемпионате мира. Когда поступило предложение, Алекно сказал: «Соглашайся. Когда ты уедешь на чемпионат мира, у нас тут будет еще только начало сезона, как-нибудь разберемся».
-Чем Вас по -тренерски обогатил этот опыт?
-Возможностью находиться внутри мирового волейбола. Да, мы и так за всем следим, все контролируем – как играют сборные, как играют клубные команды в международных турнирах. Но сейчас, пока мы в них не участвуем, возможность оказаться внутри, все увидеть, приобретает особую ценность. Я изучал матчи других сборных, ежедневно видел, как готовятся игроки. В тренировочных методиках постоянно появляется новое – и важно это быстро замечать.
-Иран же мог рассчитывать на большее на чемпионате мира?
-Да! У нас были шансы попасть в четвертьфинале на Чехию. Но все же не хватило опыта. По сравнению с прошлым чемпионатом мира в сборной появилось 12 новых игроков, произошла смена поколений. Много появилось ребят, которые три года назад выиграли молодежный чемпионат мира.
-Знаковым эпизодом оказалась ваша реакция в матче со сборной Филиппин – когда Вы нажали кнопку для видеопросмотра и по его итогам Иран победил.
-Да, я тогда нарушение у соперника заметил сразу, приготовился запрашивать видеопросмотр заранее. Но главный тренер этого не видел, а для видеопросмотра нужно подтверждение от главного. Поэтому пришлось очень громко кричать(Смеется).
Платонов, Савин и команда мечты
-Мы с Вами беседуем в комнате-музее Вячеслава Платонова, выигравшего со сборной СССР все возможные титулы мирового волейбола. Платонова хорошо знали в Италии?
-Да, Платонов был популярен. Помню финал чемпионата мира 1978 года в Риме, когда сборная СССР победила Италию, я тогда был впечатлен игрой Александра Савина, это мой любимый волейболист в советской сборной. Мой кумир.
-С кем из нынешних игроков можно сравнить Савина по стилю?
-(Надолго задумывается). Да как сравнить игроков, которых разделяет на площадке 50 лет? Во-первых, волейбол поменялся. В то время все были универсалами – тот же Савин в амплуа нападающего первого темпа и принимал, и много защищался. Он выделялся комплексом качеств – отличался техникой, атлетизмом, пластикой. А как играл в центре сетке, как играл «зону»! У меня сохранилась его фотография с той поры. Но Вы спрашивали про Платонова.
-Да.
-Италию тогда тренировал Кармело Питтера, их с Платоновым связывали теплые отношения. Они много общались, обсуждали методики тренировок. Не только с волейбольной направленностью – большое внимание уделяли и физической подготовке.
-90-е годы прошли при гегемонии сборной Италии. Ее постоянные победы заметно повлияли на повышение популярности волейбола?
-Конечно. Волейболисты именно тогда стали узнаваемы, о них начали говорить, у них выросли заработки. Не до уровня футболистов, но выросли намного по сравнению с предыдущими заработками. До этого волейболисты в Италии никогда не становились лицом рекламной кампании – в то время такое появилось. Джани, Бердарди, многие другие стали рекламировать великие бренды.
-В 90-е Италия трижды подряд выиграла чемпионат мира, но Олимпиада той сборной так и не покорилась.
-Да, такая своеобразная судьба. В 1992 году на Олимпиаде в Барселоне впервые появилось выражение «Дрим-тим», так тогда называли баскетбольную сборную США, составленную из игроков НБА. В Италии волейбольную сборную называли так же: «Дрим-тим», и победа на Олимпиаде стала бы логичным продолжением чемпионской серии, этого ждали. Но не сложилось.
О Веласко, Бузато и как создать команду-гегемона
-Сейчас сборная Италии уже на две трети повторила результат команды 90-х- дважды подряд чемпионат мира уже выигран. А реально ли в современном волейболе достичь такой гегемонии, какая была у Италии 30 лет назад?
-Потенциал для этого у нынешней сборной Италии есть. Но не все молодые игроки пока готовы держать высокий уровень постоянно. Всегда говорят, что для большого успеха нужно как минимум три топ-игрока. Например, в казанском «Зените» 10 лет назад было такие были – Михайлов, Леон и Андерсон. Центральные блокирующие, либеро Алексей Вербов тоже, но эти трое были "супертопы" – и «Зенит» каждый год выигрывал чемпионат России с Лигой чемпионов. Когда в команде трое таких мастеров, можно претендовать на победу в любом турнире. Италия таким подбором игроков сейчас располагает.
-При этом за 4-5 лет состав команды сильно обновился.
-Да. На Олимпиаде в Токио за Италию играли только трое из нынешнего состава. Тогда еще играл Иван Зайцев, другие ветераны, а молодые еще не были основными, они помогали опытным. Но на проходивший после Олимпиады чемпионат Европы ветераны не поехали, молодые оказались в главной роли – и победили! А чемпионат Европы это самый сильный и самый сложный турнир! Там нет команд среднего уровня, не бывает проходных матчей в комфортном режиме. Борьба с максимальным сопротивлением начинается с первого матча.
-Италию называют родиной волейбольной статистики. Справедливо?
-Это правда. Первая программа, которая учитывала все игровые компоненты, появилась в Италии, с этой программой работали многие тренеры. Почему итальянская волейбольная школа так популярна и специалисты из Италии работают по всему миру? Потому что давно тщательно анализируют весь волейбольный процесс, а это не только техника и тактика.
-Когда в итальянском волейболе появились тренеры-статистики?
-При Хулио Веласко – в начале 90-х. Но уже через год или два появились и видеоаналитики. Возможность изучать цифры командных действий визуально стала широким шагом вперед. Это помогало не только изучать соперников, но и всегда со стороны оценивать свою игру – а значит, исправлять ошибки и постоянно прогрессировать.
-Когда Вы приехали в Россию, качество аналитической работы в командах отставало от европейского?
-Нет. В 2012-м году с этим здесь уже было хорошо. Серджио Бузато к тому моменту работал в России больше десяти лет, он ведь помогал тренерскому штабу сборной еще на Олимпиаде в Сиднее! Бузато привез в Россию все наработки, которые освоил в Италии, передал здесь этот опыт многим тренерам, поэтому статистика в клубах и сборной России была и тогда на высоком уровне.
-Сколько статистических данных тренер использует во время матча?
-Ответ на этот вопрос, а так же:
-кто в российском волейболе лучше всего владеет иностранными языками
-что общего между Италией и Россией
-как Иван Зайцев изменил итальянский волейбол
-где самая вкусная пицца и кое-что другое Вы сможете прочитать во второй части интервью с Томазо Тотоло – завтра.
Если Вам интервью нравится – Вы лайкнули. А если ранее не были подписаны, но стало интересно нас читать, сейчас же и подписались!