Найти в Дзене
Известия

Вся правда о звонках с неизвестного номера телефона

Около трети звонков на мобильные телефоны россиян от организаций по-прежнему поступают без идентификации, рассказали «Известиям» представители сотовых операторов. Это происходит, несмотря на то что закон об обязательной маркировке таких вызовов действует с 1 сентября 2025 года. Мера была призвана защитить граждан от телефонного спама, однако на практике требования нередко игнорируют небольшие телеком-компании, число которых около 1 тыс., а также отдельные организации, обзванивающие клиентов. Безымянные вызовы бизнеса должны блокироваться, но это не делается, так как в законодательстве не прописана ответственность за это, отмечают эксперты. Кроме того, небольшие телеком-компании и другие организации не хотят платить за услугу, добавляют они. Чем такие вызовы опасны для абонентов и как можно решить проблему — в материале «Известий». Несмотря на вступление в силу 1 сентября 2025 года закона «О связи», около трети звонков от организаций к россиянам остаются немаркированными. В результате а
Оглавление
Фото: Global Look Press/Bernd Weißbrod
Фото: Global Look Press/Bernd Weißbrod

Около трети звонков на мобильные телефоны россиян от организаций по-прежнему поступают без идентификации, рассказали «Известиям» представители сотовых операторов. Это происходит, несмотря на то что закон об обязательной маркировке таких вызовов действует с 1 сентября 2025 года. Мера была призвана защитить граждан от телефонного спама, однако на практике требования нередко игнорируют небольшие телеком-компании, число которых около 1 тыс., а также отдельные организации, обзванивающие клиентов. Безымянные вызовы бизнеса должны блокироваться, но это не делается, так как в законодательстве не прописана ответственность за это, отмечают эксперты. Кроме того, небольшие телеком-компании и другие организации не хотят платить за услугу, добавляют они. Чем такие вызовы опасны для абонентов и как можно решить проблему — в материале «Известий».

Сколько немаркированных звонков получают абоненты

Несмотря на вступление в силу 1 сентября 2025 года закона «О связи», около трети звонков от организаций к россиянам остаются немаркированными. В результате абоненты при входящем вызове не видят на экране телефона название звонящего юрлица. Об этом «Известиям» сообщил источник, близкий к одному из мобильных операторов. Такие вызовы, как правило, поступают в сети крупных сотовых операторов из сетей небольших операторов фиксированной связи, которых в РФ насчитывается около 1 тыс. С внедрением маркировки не спешат как сами операторы, так и часть их клиентов — в том числе банки, микрофинансовые организации и другие коммерческие структуры, утверждает собеседник редакции.

— По нашим данным, примерно одна треть от общего количества звонков, поступающих нашим клиентам ежемесячно, не маркируется, — сообщили «Известиям» в «Вымпелкоме» («Билайн»). — При этом цифра месяц к месяцу может меняться. Действительно, такие звонки, как правило, происходят от компаний из финансовой сферы и небольших операторов связи.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В то же время все необходимые технические условия для исполнения закона со стороны «Билайна» созданы: оператор на постоянной основе взаимодействует с бизнесом по вопросам маркировки, проводит разъяснительную работу и рассказывает о том, как это работает, добавили в компании.

Примерно 35–40% звонков в сети Т2 по-прежнему не маркированы, среди их инициаторов — банки, небольшие операторы фиксированной связи, агентства недвижимости и страховые компании, рассказала «Известиям» представитель компании Дарья Колесникова. По ее словам, это обусловлено тем, что некоторые организации неохотно подключают услугу, полагая, что услуга должна быть бесплатной.

Поправки в закон «О связи», принятые в 2025 году в составе масштабного пакета антифродовых мер, обязывают идентифицировать все звонки от юридических лиц абонентам-физлицам. Схематично это работает так: организация заключает договор о маркировке со своим оператором (например, фиксированной телефонной компанией), после чего тот передает «этикетку», которую должен видеть на экране смартфона сотовый абонент, его мобильному оператору. При этом последние взимают с организаций или их операторов плату за услугу, которая в зависимости от компании составляет 0,24–0,46 рубля за вызов.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Часть организаций не желает маркировать свои звонки и не оплачивает соответствующую услугу. Аналогично поступает часть небольших операторов, обслуживающих бизнес: они не передают данные корпоративных абонентов сотовикам, пояснил источник на рынке связи. По его словам, одна из причин проблемы — отсутствие ответственности, в том числе штрафов, за несоблюдение требований об идентификации. В постановлении правительства, уточняющем нормы закона, указано, что услуга должна оказываться на основании договора, а возмездный он или нет — не детализировано, добавил партнер ComNews Research Коник.

​​​​​Маркировка входящих звонков — важная мера, направленная на защиту граждан от телефонного мошенничества и спама, а также на повышение прозрачности коммуникаций между бизнесом и клиентами, сказали «Известиям» в Минцифры. У части вызовов пока может отсутствовать маркировка, потому что малые операторы фиксированной телефонии продолжают переговоры с крупнейшими операторами мобильной связи о схеме взаимодействия при оказании этой услуги, отметили в ведомстве.

В МТС «Известиям» сказали, что регулярно информировали своих корпоративных клиентов о важности подключения услуги маркировки звонков.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

— Большинство из них уже работает в соответствии с установленными требованиями. Вызовы от компаний, которые пока по каким-то причинам не заключили договор, будем отображать как звонок «без маркировки», — сообщили в МТС.

«Известия» также направили запрос в «Мегафон».

Как избавиться от анонимных вызовов

Сегодня есть конфликт между «большой сотовой четверкой» и малыми операторами фиксированной связи — они возмущаются тем, что должны платить сотовым компаниям в среднем по 0,3 рубля за каждый звонок, причем вне зависимости от успешности соединения, отметил Леонид Коник. Они убеждены, что услуга маркировки должна быть для них бесплатной, рассказал он.

— Маркировка — это по сути буквенный АОН (автоматический определитель номера). Услуга неразрывно связана с оказанием услуг связи и в соответствии с законом бесплатная, как и сам АОН. Так почему же мобильные операторы переворачивают всё с ног на голову? — задаётся вопросом представитель одного из них.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

По словам Леонида Коника, закон нарушают не столько операторы, сколько владельцы номеров — юрлица и ИП.

— Много компаний и индивидуальных предпринимателей не заключили со своим связистом договоры на маркировку. Причем зачастую эти нарушители — далеко не мелкие фирмы, — утверждает он.

Организации, которые не маркируют звонки, не учитывают, что запуск сервиса потребовал закупки, настройки и обслуживания специализированного оборудования на сети операторов связи, а ее оказание требует постоянных операционных расходов, утверждает Дарья Колесникова из Т2.

— Поскольку наибольшую долю среди немаркированных звонков составляют кредитно-финансовые организации, мы ожидаем от Банка России указаний на необходимость отображения идентификации, — заявила она. — Это критически важно, поскольку маркировка не только снижает раздражение клиентов от нежелательных звонков, но и помогает бороться с телефонным мошенничеством. Если услуга добросовестно подключается инициаторами массовых вызовов в соответствии с законом, клиент может быть уверен: звонок, маркированный как исходящий от конкретной организации, действительно поступает от нее, а звонок с неизвестного номера потенциально мошеннический.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

«Известия» направили запрос в ЦБ.

Эксперты считают, что снизить долю анонимных B2C-звонков поможет дальнейшее совершенствование нормативной базы.

Маркировка звонков защищает пользователей от спама и мошенников, отмечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Она позволяет понять, можно ли доверять вызывающему абоненту, и если да, то насколько. Это, например, позволяет отсеять вызовы с незнакомых номеров и, наоборот, не пропустить нужный звонок. Маркировка экономит время, деньги, ограждает от контактов с телефонными мошенниками, перечислил эксперт.

— В Кодексе об административных правонарушениях необходимо закрепить конкретные меры ответственности за звонки без маркировки. Также должны быть разработаны документы, регламентирующие оплату этой услуги, — считает он. — Организации и небольших фиксированных операторов, которые сейчас не хотят ее оформлять, можно понять: при ежедневных обзвонах тысяч клиентов плата в размере 0,3 рубля за каждый вызов создает значительную дополнительную нагрузку для бизнеса.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

По его мнению, целесообразно ввести единоразовый платеж за ее подключение, а последующее пользование ею должно стать бесплатным.

Ответственность за немаркированные звонки должна быть обозначена на законодательном уровне, согласен и ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. По его мнению, нужно четко обозначить критерии, по которым добросовестных предпринимателей можно отличить от злостных спамеров.

Кто должен отвечать за отсутствие маркировки — операторы или компании, которые звонят?