Найти в Дзене
Уголовный Адвокат

ВС РФ: для конфискации автомобиля по «наркотической» статье наличие в нем тайника не требуется

Верховный Суд РФ в своем кассационном Определении от 27 ноября 2025 года по Делу № 31-УДп25-5-К6 высказался о возможности конфискации автомобиля лица, осужденного за покушение на сбыт наркотических веществ в значительном размере (ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ). Согласно материалам дела, злоумышленник использовал машину для перевозки наркотиков. Запрещенные вещества хранились в транспортном средстве вплоть до их обнаружения и изъятия сотрудниками правоохранительных органов. Заместитель Генерального прокурора посчитал, что автомобиль подлежит изъятию как средство совершения преступления, хотя нижестоящие суды пришли к противоположному выводу ввиду отсутствия в машине специальных тайников для сокрытия и незаконного перемещения наркотиков. Верховный Суд РФ поддержал прокуратуру, отметив, что объективная сторона покушения на сбыт наркотиков была выполнена с использованием личного автомобиля осужденного. Исходя из положений п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 14 июня 2018 г. № 17,

Верховный Суд РФ в своем кассационном Определении от 27 ноября 2025 года по Делу № 31-УДп25-5-К6 высказался о возможности конфискации автомобиля лица, осужденного за покушение на сбыт наркотических веществ в значительном размере (ч. 3 ст. 30, п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ). Согласно материалам дела, злоумышленник использовал машину для перевозки наркотиков. Запрещенные вещества хранились в транспортном средстве вплоть до их обнаружения и изъятия сотрудниками правоохранительных органов. Заместитель Генерального прокурора посчитал, что автомобиль подлежит изъятию как средство совершения преступления, хотя нижестоящие суды пришли к противоположному выводу ввиду отсутствия в машине специальных тайников для сокрытия и незаконного перемещения наркотиков.

Верховный Суд РФ поддержал прокуратуру, отметив, что объективная сторона покушения на сбыт наркотиков была выполнена с использованием личного автомобиля осужденного. Исходя из положений п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 14 июня 2018 г. № 17, к орудиям, оборудованию или иным средствам совершения преступления следует относить предметы, которые использовались либо предназначались для использования при совершении противоправного деяния или для достижения преступного результата. Машина подпадает под эти характеристики и является средством совершения преступления. А наличие тайника не является обязательным условием: в п. 3 упомянутого выше Постановления приведен лишь пример использования автомобиля в качестве средства совершения преступления по делам о контрабанде.

Между тем, в ходе предварительного следствия автомобиль не арестовывался, что позволило фигуранту уголовного дела продать его. Однако это обстоятельство не исключает возможности конфискации стоимости транспортного средства в доход государства по правилам ст. 104.2 УК РФ.

В связи с этим, вопрос о конфискации автомобиля необходимо пересмотреть.

Данное решение Верховного Суда подтверждает наметившуюся тенденцию к расширению случаев применения на практике конфискации орудий и иных средств совершения преступления. При этом в качестве таких орудий суды конфискуют не только движимое имущество, но и квартиры осужденных.