Найти в Дзене

Абстрактное и ассоциативное мышление. Часть 2: Из тумана образов. Путь к личной концепции и целостной картине.

Во второй части материал будет немного сложнее, чем в первой, но, надеюсь, не менее увлекательным для вас, дорогой читатель. Как же я работаю с абстрактным и ассоциативным мышлением? Где у меня идея, концепция, а где понятие? Давайте разбираться вместе. Сначала я вижу – образы. Это и есть первоначальная ассоциация моих абстрактных ощущений и переживаний. Думаю, так у многих, поскольку зрение – наиболее надёжный источник информации о существующем в реальном мире. Образы при внутренних переживаниях и ощущениях – это работа вашего ассоциативного мышления. Только после увиденной картины я начинаю использовать синтаксис языка, чтобы её описать в той мере, которую позволяет мне опыт использования ассоциативного мышления. Здесь уже идёт более тонкая работа как абстрактного, так и ассоциативного мышления. Описать все нюансы этого процесса мне не под силу, я не обладаю образным мышлением такого уровня. Для меня наиболее рабочее описание – это то, которое я с лёгкостью формирую, через образы и с
Оглавление

Во второй части материал будет немного сложнее, чем в первой, но, надеюсь, не менее увлекательным для вас, дорогой читатель.

Как же я работаю с абстрактным и ассоциативным мышлением? Где у меня идея, концепция, а где понятие? Давайте разбираться вместе.

Моё видение работы своего абстрактного и ассоциативного мышления

Сначала я вижу – образы. Это и есть первоначальная ассоциация моих абстрактных ощущений и переживаний. Думаю, так у многих, поскольку зрение – наиболее надёжный источник информации о существующем в реальном мире. Образы при внутренних переживаниях и ощущениях – это работа вашего ассоциативного мышления.

Только после увиденной картины я начинаю использовать синтаксис языка, чтобы её описать в той мере, которую позволяет мне опыт использования ассоциативного мышления. Здесь уже идёт более тонкая работа как абстрактного, так и ассоциативного мышления. Описать все нюансы этого процесса мне не под силу, я не обладаю образным мышлением такого уровня.

Для меня наиболее рабочее описание – это то, которое я с лёгкостью формирую, через образы и слова, ассоциируя свои чувства и эмоции. Как правило, это связано с жизненным опытом, и такие ассоциации имеют практическую пользу для меня. Если они будут поняты на ассоциативном уровне другими людьми, то они тоже смогут использовать мой опыт.

Обычно на этом уровне ассоциирования я описываю такие абстрактные понятия, как эмоции, чувства, переживания, практические советы и обмениваюсь опытом.

Кто-то не согласится, сказав, что чувства и эмоции – не абстрактные понятия, а объективные. Или, что эмоции, точно объективны, так как выражены в наших реакциях организма на то или иное воздействие. Не буду спорить, есть такое мнение.

Мое мнение: лучше считать эмоции и чувства отвлечёнными от реальности понятиями; реальны только внешние воздействия, от которых возникают чувства. Само чувство и, следовательно, эмоция, после их возникновения, переходят в те категории наших понятий, которые нельзя измерить и потрогать, а только вообразить или увидеть их следствие, то есть с чем-то сопоставить для описания. Я уже не говорю о тех чувствах и ощущениях, в которых мы не можем разобраться. Для меня чувства и эмоции иногда похожи на некий конструктивный механизм нашей психики, где одно может быть началом другого, а наши действия определены иногда разумным и волевым выбором.

Но я вовсе не буду оспаривать тех, кто говорит, что я всё валю в одну кучу: и эмоции, направленные на действие, и какие-то ментальные ощущения, и те ощущения, которые приходят к нам от органов чувств.

Граница применения абстрактного и ассоциативного мышления

-2

То, что я сказал до этого, вроде более-менее понятно, но не всегда с помощью вот таких простых ассоциаций, абстрактных образов и чувств можно всё описать в нашем мире и в нас самих.

Нам нужна опора, конструкция, аксиома, безоговорочное правило, иначе все наши предположения, правила и умозаключения просто улетят в пустоту нашего сознания.

И вот тут, дорогой читатель, нам приходит на выручку идея, гипотеза, предположение.

Как это связано с абстрактным и ассоциативным?

Это связано таким образом, что это предел нашего абстрактного и ассоциативного мышления, его дно, дальше которого мы погрузиться не можем. Это граница непознанного, а может быть, даже непостижимого. (Тут я могу ошибаться. По поводу познанного, непознанного и непостижимого мы обязательно поговорим. Сейчас же это не столь важно, главное – ощутить общее понимание.)

Поэтому, чтобы в голове сформировалась целостная картина, понятная не только мне, но и другим, надо предположить что-то, чему было место там, где его нет.

Только так мы рисуем в своём воображении различные картины на месте, где нет чётких ощущений, чтобы поставить всё на свои места. Далее каждое твоё объяснение абстрактного понятия через доступные ассоциации гармонично вписываются в созданную тобой идею или предположение, и это находит внутри тебя положительный, одобряющий эмоциональный отклик.

Обычно такие идеи и многое другое создаёт наш ум, и мы берём их на веру. Но сама идея как творение ума и вера в неё – это тема, заслуживающая отдельного рассмотрения через призму многих взглядов, а не отдельной статьи и тем более абзаца.

При создании идеи используются абстракции и ассоциации, основанные на предположении и выдумке в чистом виде, которые, казалось бы, сложно отнести к делу. Под этим я полагаю то, что мы осознаём, что конструируем то, чего нет даже в нашей внутренней картине мира, а не то, что в реальной. То есть на пустом месте у нас нет ни ощущений, ни предметов. Мы начинаем комбинировать, заполняя пустоту, и только если мы видим вспышку эмоций, это значит, что уму удалось создать что-то рабочее.

Такая идея порой настолько вдохновляет нас, кажется гармоничной и правильной, что мы начинаем верить в неё, а именно использовать в практическом применении. Если нам это удаётся, то наша картина мира крепнет и вера в идею тоже укрепляется, а её некоторые части становятся жизненными правилами, которые воспринимаются как знания.

Только так, создав идею, используя механизм веры, создавая абстрактные конструкции собственных ощущений через ассоциации собственного опыта, можно попробовать описать и донести другим свой опыт и свои предположения доступным нам всем языком.

То, что я делаю, – это передаю вам свою картину мира.

-3

То, что я делаю, – это передаю вам через язык свою картину мира, построенную за счёт работы абстрактного и ассоциативного мышления. Можно сказать, учу вас видеть мир таким, каким вижу его я. Пусть вам слово «учу» не режет слух, потому что слово «заставляю» – тоже так себе. Я учу не в том плане, что вдалбливаю в вас информацию, как в школе, и использую метод оценочной стимуляции и дрессировки, а учу вас понимать меня через те ассоциативные образы, которые объясняют мои абстрактные ощущения.

По сути дела, мы все так делаем, учим друг друга понимать свои абстрактные ощущения через то, с чем они у вас ассоциируются. Так как мы все люди, владеем одним языком и приблизительно имеем одинаковый жизненный опыт, всё, что я говорю, может быть вполне воспринято вами.

А вот примете вы себе на вооружение эту картину или нет, зависит от того, насколько вам эта картина интересна, насколько хорошо я её описываю и, разумеется, насколько вы нуждаетесь в том, чтобы у вас была удобная лично вам картина мира.

P.S. В следующих статьях я коснусь самой идеи: зачем она нужна, что даёт и какое место занимает в жизни человека. Ну, а уже потом можно переходить уже к самой сути моей идеи. В общем-то, грандиозного в ней ничего нет, но понимание или хотя бы ознакомление с этими статьями всё равно важны.

Благодарю всех, кто дочитал статью до конца, оставил комментарий и лайк.
Подписывайтесь на мой канал, ссылка здесь.
До скорых встреч…