Подборка "Мозаика Жизни".
Краткие воспоминания о военной службе (1981 год).
Генеральная репетиция.
Перед началом повествования с прискорбием отмечу, что Мишкиному батальону прыгать на тренировках и учениях с Ан-12 судьбой не довелось. Они по сценарию должны были десантироваться вслед за нами вторым эшелоном на вертолетах с бреющего надземного полета и высот не более 2-3 метров. Это конечно для старшего лейтенанта с рогаткой было огорчительно. Но проказница фортуна в этот раз повернулась к ним не лучшим местом.
И вот третий залет на захватываемый объект условного противника был уже генеральной репетицией. А это уже не хухры-мухры на расслабоне. В этот раз я уселся со своим взводом в Ан-12 рядом с кабиной пилотов, т.к. мы должны были десантироваться последними, прикрывая боевые группы от воздушных целей, двигаясь вслед за ними.
Кабина была открыта и я с удовольствием, и частенько вставая, наблюдал за постоянно меняющейся небесной и земной панорамой, простирающейся до самого горизонта! Удивительно увлекающее зрелище!
Впереди нас в поле зрения дивно парили, немного опускаясь и приподнимаясь, еще несколько самолетов.
Тут уж с такими видами невольно позавидуешь этим летунам в их ангельской профессии.
И вот мы уже над объектом и под рев сигнальных "динозавров" высыпаемся плотной очередью с заднего места как икра при нересте из больших "селедок".
После раскрытия парашютов наши ребята уже в воздухе начали открывать автоматный огонь по видимым и движущимся целям противника, правда холостыми патронами. А для мальчишек с "рогатками" это приятно-увлекательная полувиртуальная войнушка доставляет немало удовольствия.
Но оказывается "враг" уже не дремал! На поле "битвы" мы в воздухе видим, как в нескольких местах появились реальные взрывы на оборудованных заранее пиротехнических зонах. И конечно мой взвод из последних в нашем самолете приземляется в непосредственной близости от этих "БУ-БУХ!-алок". Кувырнувшись при приземлении я заметил рядом с собой прижавшегося к земле майора, возможно особиста, десантировавшего перед нами, выжидавшего видно удобный момент перерыва во взрывах и летящих от них в разные стороны кусков земли.
Приземлившиеся первой очередью воины нашего батальона, скинув парашюты, ринулись в направлении захвата нескольких зданий вблизи взлетной полосы, постреливая холостыми автоматными очередями. Вслед за нашим эшелоном на небольших высотах появились хищного вида боевые вертолеты Ми-24 по прозвищу "Крокодил", имитируя резкие заходы в пикирование на виртуальные цели. Вслед за ними на низкой высоте загудел винтами целый рой Ми-8 с нашим первым (Мишкиным) батальоном, который в моменты их снижения начал горохом "вываливаться" на земельку.
И тут произошел непредвиденный в командных кругах казус. От воздушных потоков вертолетов отстегнутые и лежащие на земле некоторые купола наших парашютов начали взмывать вверх, создавая угрозу наматывания их на вертолетные оси винтов. Что конечно и случилось. Один из Ми-8 намотав на себя парашют динамично приземлился, хорошо, что не завалился на бок. На этом по команде репетиция и закончилась. Высшие командиры, почесав затылки, приняли решение, что на учениях мы, после приземления, в течение минуты должны быстро свернуть стропы с куполами в прашютные сумки и только после этого выполнять свою боевую задачу. Вот так! Полезной оказалась репетиция первого отделения "мерлезонского балета". ;-)
Контакт с наблюдателем.
За день до проведения учения нас самолетами Ан-12 доставили на военный аэродром в окрестностях литовского города Паневежис.
Перекантовавшись ночь в лесной окрестности аэродрома утром, часиков в 10, мы начали снаряжаться парашютами для выполнения боевой задачи. И вот поступила команда на посадку в грузовые лайнеры, расположенные от нас на расстоянии примерно в 400 метрах.
Вытянувшись в длинную колонну по одному, наш батальон легкой рысцой вперемешку со спортивной ходьбой начал движение в их сторону. За организацией погрузки личного состава наблюдала небольшая группа старших офицеров во главе с каким-то генералом, выделявшимся своими широкими красными лампасами на галифе.
И вот колонна с моим взводом приблизилась к этой группе наблюдателей, стоявшей в отдалении примерно 15 метров.
Я с любопытством стал присматриваться к лицам офицеров (глупая привычка слегка оценивать людей по характеру) и вдруг увидел, что генерал, обратив почему-то на меня внимание, помахал мне ладошкой, подзывая к себе.
Я отделился от колонны и не снижая темпа продвижения приблизился к нему, остановившись примерно в 2 метрах и представился: - Командир стрелков-зенитчиков 2-го батальона старший лейтенант такой-то. И внимательно взглянул ему в лицо, пытаясь осознать причину его выбора моей персоны. Ну и что же случилось со мной потом?
Зрачки его глаз представляли узкие, несколько расширенные в центре, вертикальные щели, характерные для рептилий, что от неожиданности сразу ввело меня в некий ступор и я уставился в его левый глаз, как загипнотизированный. Он приблизился на два шага ко мне, левой рукой приподнял немного сдвинутый на бок и небрежно расстегнутый десантный шлем, начал правой рукой шевелить мне волосы, видно определяя степень их влажности, возможно с намеком на неусердность исполнения мной посадочной процедуры.
И тут он тоже обратил внимание на мой застывший в полуступоре взгляд на его левый глаз. Он понял, что я заметил его особенность и секунды 2-3 еще видимо обдумывал, как ему поступить. Потом он надвинул на мою сухую голову шлем, что-то невнятно буркнул и правой рукой с отмашкой от лица небрежно махнул мне в сторону движущейся колонны, мол иди к своим балбесам. Что я с усердием и исполнил, догнав легкой трусцой свой взвод...
Фотоэтюды с учений.
В тот день была ветренная погода и за посадкой груженых военных самолетов третьего эшелона было немножко жутковато наблюдать, как их заносило туда-сюда с риском сноса с бетонной полосы. Летчикам в этот день явно пришлось немного понервничать...
. . . Предыдущая стр.