«Всего семь нот, но сколько песен», — вопрошает в одной из своих композиций группа «Интонация». И действительно, в мире существует огромное множество песен. При этом каждый год на музыкальный рынок выходят еще миллионы треков. Какие-то из них взрывают мировые хит-парады, другие становятся известны локально, а третьи уходят в забвенье.
Случайные совпадения при таких вводных неизбежны. Однако мелодии, лирика и клипы — это объекты интеллектуальной собственности, которые защищаются авторскими правами в большинстве стран мира.
Но даже это не гарантирует, что творения композиторов, поэтов и режиссеров останутся неприкосновенными. Часто именно российских музыкантов обвиняют в плагиате. Но зарубежные коллеги не такие белые и пушистые, как хотят показаться.
О том, какие идеи, воплощенные в отечественном шоу-бизнесе, украли иностранные музыканты, рассказываем в материале 5-tv.ru.
Два одинаковых, но разных саундтреков
Песня «Краса» известная также по первой строчке стихотворения «Ты неси меня река» была исполнена группой «Любэ» в 2002 году. Музыку к ней написал композитор Игорь Матвиенко, а автором слов выступил режиссер Александр Митта. Композиция стала саундтреком к сериалу «Граница. Таежный роман».
И вот, спустя почти 20 лет, в 2021 году, выходит фильм «Король Ричард». Одной из главных песен в этой ленте была Be Alive в исполнении Бейонсе. Этот трек стал достаточно популярным, его даже пели на церемонии «Оскар».
Однако русскоязычные критики в восторг не пришли, так как заподозрили всемирно известную звезду в плагиате. Ведь первые 40 секунд мелодии Be Alive слишком сильно напоминают «Ты неси меня река».
Не отрицал сходство и лидер «Любэ» Николай Расторгуев, однако обвинять свою американскую он коллегу не стал.
«Вы знаете, я слышал эту композицию. Да, сходство есть, особенно во вступлении. Но я утверждать не могу, что певица прям-таки украла и всецело сплагиатила. Есть очень похожие мотивы, но песни-то разные. Смысл иной.
Могу допустить, что им могла понравиться наша мелодия, поэтому позаимствовали. Но бегать теперь и выяснять, почему и зачем, да еще и в суд подавать — это большая глупость», — заявил Расторгуев «Общественной службе новостей».
Подсматривают и думают в одном направлении
Что-то похожее произошло и с певцом Сергеем Лазаревым. Премьера его композиции «Лови» состоялась 4 июля 2019 года.
А спустя почти полгода, в декабре, британская исполнительница Дуа Липа представила трек Future Nostalgia, припев которой практически один в один повторяет звучание русскоязычного трека. Поклонники нашего артиста сразу начали заявлять о плагиате. Однако сам Сергей не был столь категоричен.
«У меня вышла песня «Лови», а у Дуа Липы через пару месяцев выходит трек, в котором тот же самый мелодический ход. Я не говорю сейчас, что она подсмотрела и скопировала.
Я о том, что мозги в принципе думают одинаково, и могут быть какие-то пересечения. Это не значит, что кто-то у кого-то там спер, но такое бывает», — объяснял Лазарев в эфире «Нового радио».
При этом исполнитель подчеркнул, что все люди, работающие в шоу-бизнесе, следят друг за другом. В том числе отслеживают и то, что происходит в этом бизнесе за пределами своей страны. Это нужно, чтобы отслеживать тенденции, вдохновляться для собственных проектов и понимать, какой продукт востребован на рынке в данный момент.
Причем следят не только непосредственно за музыкой, но и за всем другими вещами, в том числе и за тем, какое шоу устраивают певцы, когда выступают. Например, у Лазарева в 2016 году на концерте во время песни TV or radio на сцену выходили девушки с телевизорами на головах, а через два года подобный номер в своей программе показывала уже певица Кэти Перри.
Воспроизведен покадрово
Воруют у наших артистов не только мелодии, но и целые клипы. В 2015 году у певца, композитора, актера и режиссера Алексея Воробьева вышла песня «Сумасшедшая». Композиция стала очень популярной, суммарно на нескольких платформах она набрала около 800 миллионов просмотров. Вышла даже англоязычная версия.
Не малую долю славы хиту принес забавный клип о шуточном противостоянии двух возлюбленных. Всю работу над этим проектом делал сам Алексей: от написания музыки и стихов до постановки клипа.
В итоге в 2018 году у данного видео появился турецкий двойник. Певица Nehal Nabil выпустила песню Hanebdaa Hayah, клип на которую покадрово воспроизводит ролик Воробьева.
Международный менеджер нашего соотечественника Петер Свартлинг был возмущен подобной наглостью. Он заявил, что с настолько точно, до мельчайших деталей скопированным видео за 30 лет работы с артистами столкнулся впервые.
«Мы все знаем, что Алекс — блестящий артист и музыкант, режиссер и продюсер, и его идеи всегда невероятно круты и поэтому распространяются по мировой сети как вирусные.
<…> С одной стороны, это свидетельство его таланта и невероятного успеха, но с другой — нарушение его авторских прав. Кроме того, на Западе многие привыкли, что это Россия обычно копирует западных исполнителей.
Этот случай — яркое свидетельство и подтверждение того, что все меняется и сейчас копируют уже русских», — комментировал Свартлинг изданию KP.RU.
Сам Воробьев был менее категоричен, найдя больше плюсов в этом, чем минусов.
«Это не то, что забавно — это очень круто для меня, как автора и режиссера, что мои работы производят такое неизгладимое впечатление, что даже профессиональные и популярные в своих странах артисты хотят их скопировать.
С правовой точки зрения это, конечно, недопустимо делать такие ремейки без разрешения, но мне приятно видеть, что в нашей стране можно делать такой продукт, который люди не только смотрят во всем мире, но и плагиатят», — отметил певец.
Воруют не только современные произведения
Копировали не только современную русскую музыку, но композиции прошлых лет. Например, фрагмент балетной сцены «Половецкие пляски» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь» известный как «Улетай на крыльях ветра» неожиданно стал частью трека ирано-шведского певца Араша.
Хорошо знакомая большинству наших соотечественников мелодия стала основой для женской партии его песни Angels Lullaby, вышедшей в 2021 году.
Одна из самых известных советских детских песен — «Солнечный круг» или «Пусть всегда будет солнце» тоже не избежала копирования за пределами Советского союза. В СССР ее впервые исполнила артистка Майя Кристалинская в 1962 году. Автором мелодии стал композитор Аркадий Островский, а лирику написал поэт Лев Ошанин.
Год спустя на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки с этой композицией выступала уже певица Тамара Миансарова. На этом фестивале «Солнечный круг» занял первое место и приглянулся директору шведской группы Hootenanny Singers Стигу Андерсену.
Взяв мелодию из этой детской песни и наложив на нее историю девушки Габриэлы, которая ждет возвращения своего возлюбленного, он выпустил трек, покоривший местный хит-парад. Однако на этом ушлый директор не остановился и записал «Габриэлу» на финском, итальянском, голландском и английском языках.