Страниц: 300
Оценка: 8/10
Первое издание: 1941 г. (1958 г.)
Увлекательность: 8/10
Прописанность героев: 7/10
Сюжет: 8/10
Глубина: 9/10
Эмоции: 8/10
Идея: 8/10
Я сейчас задумалась о том, что классические научно-фантастические произведения прошлого века не только едва ли устаревают, но и прекрасно подходят для чтения в любом возрасте — разница только в глубине восприятия. Пока читала этот роман, представляла, как бы меня впечатлили дальнее путешествие героев и миры, которые им открылись.
Сюжет разворачивается вокруг «Семей Говарда»: клана долгожителей. Их секрет в том, что на протяжении десятков и сотен лет группа энтузиастов рассчитывала наиболее удачные варианты для бракосочетаний: в результате простой селекции вышло так, что потомки тех пар с более «долгожительскими» генами стали жить заметно дольше.
Толчок повествованию даёт то, что остальные люди таки заметили, что некоторые живут дольше. Но только подумали не о годах селекции, а о некоем лекарстве, тайной волшебной таблетке, которая даст возможность жить дольше. И пошли на Семьи Говарда с вилами, чтобы те перестали прятать таблетку от старости.
Семьи Говарда принимают решение улетать с родной, но ставшей к ним враждебной планеты. Срочно эвакуируются и летят как можно дальше.
В процессе странствия они видят два мира, которые устроены совершенно по-другому. На одной планете они находят вполне дружелюбных туземцев, которые по строению похожи на людей, да и пища и воздух на планете пригодны для человеческой жизни. Однако что-то тут не так — например, кажется, что в основе их религии лежат реальные боги. Или кто-то сильно превосходящий по технологиям, ведь, как мы знаем, любая достаточно развитая технология неотличима от магии.
На второй планете их встречает коллективный разум. Вернее, много маленьких коллективных разумов — группками по 10-20 существ в каждом.
Первая идея книги, которая сразу бросается в глаза, заключается в том, что долголетие может быть не всегда благом. Оно оборачивается проклятием, когда дело доходит до невозможности получать новые эмоции, узнавать новое, чем-то интересоваться — потому что познал так много, что пресытился.
На второй планете мы начинаем задаваться вопросом: если отбросить всё, что нужно для выживания и существования, если всё, о чём ты только сможешь подумать, сразу материализуется, то в чём тогда остаётся смысл жизни? И там же герои сталкиваются с другим вопросом: что определяет человека — совокупность разума и тела, или достаточно одного разума? И будет ли этот последний по-прежнему оставаться собой, слившись в коллективном нечто?
Интересно, что изначально это произведение было рассказом. Издали его в 1941 году, но через почти два десятка лет писатель переработал его, изменив и продолжив сюжет, превратив в роман, который мы сейчас и обсуждаем. При этом он изменил многое, оставив рассказ скорее как идею и базу, а не просто увеличил объем и количество сюжетных линий.