Поговорили с одной из лучших лыжниц России.
Неделю назад в Казани прошел очередной шестой этап Кубка России по лыжным гонкам. Одной из самых интригующих дистанций стал женский спринт. Победу там одержала один из лидеров женских лыжных гонок Алена Баранова.
«Вечерняя Казань» поговорила с девушкой за день до яркой победе. Обсудили поведение Большунова в ситуации с Бакуровым, проблемы отечественного спринта и нейтральный статус.
- Алена, болельщики из Татарстана тебя плохо знают. Ты родом из Томска. Расскажи о своем спортивном детстве в этом городе?
- Как бы странно не было, но в лыжный спорт я попала не благодаря маме, как могло бы показаться. Я с детства каталась на лыжах, но все же мое сердце принадлежало русским народным танцам, которыми я занималась семь лет. И уже потом, когда мне исполнилось девять лет - в тот год к нам в Томск из Казахстана переехала Наталья Валерьевна Васильева (на тот момент) и стала нашим учителем физкультуры. А в третьем классе она собрала меня и моих одноклассников, ребят с параллели, и мы ходили на лыжах. Поначалу это было сложно назвать лыжными тренировками - больше общеразвивающими играми, эстафетами.
Я считаю, что с этого и надо начинать в спорте, а не сразу вставать на лыжи, тем более на роллеры. В таком режиме мы тренировались два года, позже начались тренировки на лыжах: начали кататься, играть на лыжах зимой в футбол, кататься на роликах, и постепенно втягиваться в тренировочный план.
Уже в 11 лет я в первый раз побывала на сборах в детском лагере. Стоит отметить, что после этого мы начали выезжать из Томской области в Новосибирск на сборы уже на лыжные комплексы. Думаю, большая заслуга в том, что я осталась в лыжах и мне понравилось, именно в тренере и команде, которая у нас была суперская. Мы сдружились, были как семья. Даже сейчас, если я бываю в Томске, всегда встретимся с ребятами и пообщаемся.
- У тебя мама (Наталья Баранова-Масалкина) - олимпийская чемпионка 2006 года в Турине. Пересматриваешь ли ты те мамины старты и какие советы она тебе дает?
- Когда мама с эстафетной командой выигрывала золото, мне было пять лет. Тот день помню очень хорошо - сидим с семьей, бабушка целует телевизор, а я своей прабабушке говорю: «Почему баба Маша целует телевизор? Она дура что ли?». Тогда для меня было непонятно, почему она так радуется. Сейчас я понимаю, поступила бы так же. Помню, как маму встречали в аэропорту, когда она приехала - толпы болельщиков, несчитанное количество цветов (весь дом был ими уставлен).
По поводу советов? Когда я была помладше, мама часто их давала. Сейчас я уже достаточно взрослый и самостоятельный спортсмен, плюс специализируюсь на спринтах, а мама была больше дистанционщицей. В ее время спринт только зарождался. А какие-то общие советы по гонкам она дает постоянно - сегодня сказала попробовать быстрее начать, что я и сделала. Еще может иногда какие-то поправки по технике сделать, но в тренировочный процесс не лезет.
- Ты уже несколько лет в группе Юрия Викторовича Бородавко. Мы журналисты. Мы видим его в жизни, часто он бывает суров. А какой он в жизни и тренировках?
- Говорят, раньше Юрий Викторович был очень суровый, строгий, много со всех спрашивал. И как утверждают, со временем он стал мягче, спокойнее. Когда-то я и подумать не могла, что добровольно пойду в его группу, казалось, что не справлюсь с нагрузками. Думала, мне будет тяжело с таким суровым тренером.
Злым его не назвать, но наставник, который очень много спрашивает на тренировках. А сейчас Юрий Викторович с каждым годом говорит, что становится мягче, и мне все нравится, меня все устраивает, спокойно тренируемся. Какой он в жизни? Наверное, как и все тренеры, которые хотят получать результат от спортсменов. И если ты выполняешь всю нагрузку, то никаких вопросов, каких-то замечаний к тебе не будет.
- Летом вашу группу пополнила Анастасия Фалеева, которая также специализируется на спринтах. На тебя это как-то повлияло? Есть чувство здоровой конкуренции?
- Мы с Настей не первый год в одной команде бегаем. Вместе были в юниорской сборной, потом в группе у Егора Владимировича Сорина, затем я на два года уходила к Андрею Владимировичу Нутрихину - вот тут мы разминулись, но затем я попала к Юрию Викторовичу Бородавко, и она тоже туда перешла. Никакой конкуренции в команде нет. Мы особо с ней совместных работ по лету не делали, только пару раз перед сезоном какие-то скоростные. А каких-то спарринг-работ у нас не было.
- В последнее время широко обсуждается тема спринтов - их различие в России и на мировом уровне. Дескать, у нас они длиннее, чем в Европе. Что по этому поводу думаешь?
- На днях видела сравнение наших и европейских лыжных трасс. И в России есть трассы, которые равны зарубежным. Но хочется отметить, что у нас другой снег - когда в Европе бегут круг 1400 метров, то делают это, условно, за три минуты. У нас то же расстояние спортсмены преодолевают за четыре.
Снег влияет и очень сильно. Если посмотреть на наши движения в каком-нибудь Кирово-Чепецке или Чусовом, мы как будто гонку бежим по сравнению с европейцами. Поэтому, когда Коростелев и Непряева попали на Кубок мира, они не могут пройти пролог, потому что они не могут подстроиться даже под движение. Это не значит, что они слабые или неконкурентоспособные, просто нужно время. Под гонку легче подстроиться, чем под спринт. Думаю, под дистанцонки они уже подстроились.
А под спринт нужно время, чтобы попадать в толчок. Даже глядя на гонки Тур де Ски видно, что Даша не попадает в толчок - не от того, что она слабая, а потому, что не успевает именно на таком быстром скольжении, ей непривычно. Сейчас у нас такая ситуация на Кубке мира со спринтами, но, я думаю, это дело времени и все устаканится. И когда мы все попадем туда, я думаю, проблемы у всех будут одинаковые.
- Что нужно сделать в России, чтобы приезжая на мировую арену, не испытывать таких проблем?
- Не знаю, снег не исправить. Нужно тренироваться на более быстром снегу. Проблема в том, что у нас мало таких мест - в Тюмени, в Рязани тоже достаточно быстрый снег. Вот вчера в Казани катались - было не так холодно, как сегодня, и снег был достаточно быстрый, быстро накатывался километраж.
Исправить все можно только если тренироваться и бегать в местах, где более быстрый снег. А не в таких, как мы бежали в декабре - в Чусовом и Кирово-Чепецке - ты бежишь по каким-то сугробам, а в прологе спринта не понимаешь, где лучше ехать, потому что всё в снегу и движения просто не спринтерские вообще.
- В июле ты сказала, что неактивно ведешь социальные сети, потому что не знаешь, что туда выкладывать. Спустя полгода ситуация изменилась?
- Когда я создала телеграм-канал, был бум о том, что закроют ныне запрещенную социальную сеть. Сначала я его вела, а потом поняла, что нет смысла туда выкладывать тот же контент, что и в запрещенную социальную сеть. Понимаю, что есть процент людей, которые не сидят в других социальных сетях, а только в телеграме. Но думаю, их количество не такое большое. Меня особо никто не упрашивает выкладывать что-то в телеграм. Возможно, когда-то продолжу его вести, но не сейчас.
- В сентябре будет два года, как ты замужем. Слышал, что твой супруг бывший лыжник. Расскажи, чем он занимается?
- Да, он занимался раньше лыжами, так мы и познакомились. Сейчас у него свое дело.
- Как супруг делал предложение?
- На свой день рождения. Но к тому моменту я уже думала, что это скоро должно случиться (смеется).
- Олимпиада - главная цель каждого спортсмена. Как часто и что думаешь по поводу допуска? И когда, по-твоему, мы сможем вернуться в более обширном представительстве?
- Да, конечно, хотелось бы и в этом году попасть на Олимпиаду, кто бы этого не хотел? Но что есть, то есть. Я изначально понимала, что процент попадания лично для меня очень мал. Я не смотрела на ситуацию в розовых очках. Мы сразу настраивались на то, что этот сезон мы проведем в России.
Наша группа была реалистами в отличие от других. Мы понимали, что сезон пройдет в России, и настраивались на российские старты и уже на следующую Олимпиаду. Я не засыпаю каждый день с мыслями об Играх, потому что они у нас будет еще не скоро, только через 4 года, будет время подготовиться - подтянуть свой спринт ещё лучше и приспособиться к более быстрому снегу. Надеюсь, что скоро нас допустят и уже в следующем сезоне количество российских спортсменов на международной арене станет больше.
- А что у тебя на данный момент с нейтральным статусом?
- Они мне не отвечают, как и многим. Я отправляла заявку, не знаю, почему многие спортсмены скрывают это, как-то боятся сказать об этом. В этом нет ничего такого, каждый хочет выступать на Кубках мира, показывать на что способен. И я не исключение. Я подала заявку, сначала они отвечали, после - я ждала ответа три недели. Они мне ответили, я им отправила еще документы, которые они попросили, и больше от них ничего не получала. Счет на оплату, который, как мы все знаем, для проверки меня, мне так и не пришел. Поэтому с моим нейтральным статусом все на паузе, но я уже и ни на что не рассчитываю на самом деле.
Понимаю, что сейчас осталась пара этапов Кубка мира, далее Олимпиада, и после Игр еще несколько этапов Кубка мира. Визы у меня нет, сейчас проблемы, чтобы её быстро получить, поэтому бегаем в России и наслаждаемся тем, что имеем сейчас.
- Не могу не спросить про главный скандал с участием Александра Большунова и Александра Бакурова. Было удивительно, что высказались многие из группы Сорина, но никто из группы Бородавко. Почему так произошло?
- Не знаю, я думаю, что если бы из нашей группы кого-то спросили об этом, ребята ответили бы. Я не поддерживаю такое поведение Александра Большунова, все-таки он человек, на которого равняется молодое поколение. Мне кажется, что у Саши в окружении должен быть тот человек, которого он послушает, и скажет, что он делает неверные шаги, неправильные действия, а не только будут говорить, что Саша король, Саша молодец, и Саша все делает правильно. Когда такой человек у Саши в окружении появится, которому он будет доверять и относиться к нему как к близкому человеку, то, может быть, что-то изменится. А пока что мы имеем то, что имеем, и надеюсь, что такого больше не произойдет. Все сделали свои выводы.
- Чем еще занимается Алена Баранова помимо лыж? Есть какие-то хобби, увлечения?
- Каких-то хобби называть не могу. Мы очень много времени тратим на восстановление, на тренировки. Ты порой просто с родными не успеваешь созвониться, потому что не хватает времени. Порой просто хочется прийти после тренировки, лечь, чтобы тебя никто не трогал. И просто посмотреть телевизор или полистать телефон, без смысловой нагрузки.
Иногда в свободное время я раскрашивала картины по номерам, но когда приходит вдохновение. Но постоянного хобби у меня нет. В какой-то период времени я занималась английским, но потом перестала за неимением времени.
- Уже думала, чем будешь заниматься после карьеры?
- Да, я думаю, что это будет, как и для всех, очень тяжелый момент в жизни, когда ты перестаешь быть действующим профессиональным спортсменом и переходишь в категорию обычных людей. Для всех этот переход нелегкий, я пока серьезно об этом не думаю, но какие-то наметки есть - хотелось бы открыть какое-то свое дело, чем-то своим заниматься, что будет интересно. Мы сейчас живем в таком мире, где все быстро меняется - и что может быть сегодня актуально, мне интересно, через два года, а тем более, когда я буду заканчивать, уже будет неактуально и неинтересно и, возможно, неприбыльно. Поэтому, думаю, ближе к делу, когда горизонт моей карьеры будет наступать, я уже серьезно об этом задумаюсь.
- Алена Баранова через пять лет. Она какая?
- Смотря, как скоро нас допустят и какие результаты я буду показывать на международной арене. Потому что если все будет складываться хорошо, то, надеюсь, я буду прогрессировать и только расти. Как раз через четыре года Олимпиада, надеюсь, я всё-таки туда съезжу, если ещё буду конкурентоспособна на тот момент.
А если же нет, то, наверное, я не хочу бегать до 40 лет. Все-таки хотелось бы закончить вовремя, уйти красиво, а не выжимать из себя последние соки, бегать лишь бы как.
- Какая мечта у тебя есть на ближайшее будущее?
- Попасть всё-таки на Кубок мира, чтобы нас уже наконец-то допустили. Да, я понимаю, что когда я туда попаду, возможно, не буду проходить поначалу даже прологи в тех же спринтах. Но со временем мы должны будем подстроиться под те спринты, под те правила, которые диктуют спринтерские круги на Кубках мира.
И уже там показывать какие-то результаты, потому что все-таки мы с юного возраста тренируемся, и наша цель - это Олимпиада, Кубки мира. А сейчас, получается, наши, не могу сказать, что лучшие годы, но одни из лучших годов проходят в России. Да, у нас, безусловно, крутая и сильная конкуренция в России, особенно у парней, но всё же всем хотелось бы уже туда. Мы засиделись в России, и хочется посмотреть, как там, и себя показать.
Автор материала: Иван Жуков