Имя 13-летнего Павлика Морозова было знакомо сотням тысяч советских школьников. Во времена СССР их учили идейной грамотности на примере этого пионера-героя, который в начале 30-х годов XX века боролся с кулаками, прятавшими во время голода хлеб.
Ученикам рассказывали, что этими врагами народа были близкие родственники бесстрашного школьника-пионера, которые в итоге за сообщение органам об их действиях убили ученика и его брата Федю.
Павлик Морозов стал примером
Убийц судили, приговор был справедливым и довольно суровым.
Дело о печальных событиях в деревне Герасимовка Тобольской губернии (сейчас это Урал) стало довольно резонансным, имя Павлика Морозова стало нарицательным, буквально символом мужества, честности, стремления к правде и справедливости, даже если требуется перешагнуть через родственные узы.
Но времена изменились, многое из отечественного прошлого стало переосмысливаться, о доносе Павлика Морозова на отца и других родственников стали говорить не только в хвалебных тонах, скорее наоборот.
Появились и осуждения – начали раздаваться голоса о недопустимости доносительства на родителей, да и подобное поведение начали называть стукачеством.
Добавил дискуссий в обществе и вышедший в те годы фильм "Плюмбум, или опасная игра", в которой главный герой-школьник, сотрудничавший с милицией и дружинниками, задержал и допрашивал собственного отца-браконьера.
Но речь всё же пойдёт о 30-х годах прошлого столетия.
Семья Колыбиных
После гибели Павлика Морозова коммунистическая пропаганда сделала из него героя, чей поступок должен повторять каждый сознательный пионер. И успех к журналистам-пропагандистам пришел резко и сразу.
Доносительство детей на родителей и близких родственников стало активно шириться, поощряться, а государство таких ребят-стукачей премировало путевками в Артек и прочими плюшками.
В марте 1934 года жила в Архангельской области семья Колыбиных – мать, Александра, колхозный сторож и четверо детей. А муж ушел к другой, более молодой, энергичной и привлекательной.
Жила брошенная женщина с детьми голодно, впрочем многие тогда в стране голодали.
И мучил постоянно Александру вопрос – как прокормить себя да четверо ртов детей, которые буквально недоедали, пухли от голода в суровые времена? И ведь придумала.
Решила спасти детей
Сторожила она колхозный амбар с семенным зерном, куда внутрь войти не могла, поскольку ключей у неё не было. Женщина подумала, а что если подобрать ключи к амбарным замкам из своих, домашних.
Один замок отперся легко, другой, хоть и с трудом, но тоже поддался. Это было спасение. Заподозрить женщину в краже никто не смог бы – главное таскать зерно понемногу.
Вот пару раз она и принесла домой в узелках. А вот на третий раз несла столько, сколько смогла утащить. А утащить удалось около 40 кг. В результате незаконной добычи приобрела стог сена и овцу.
Старшим сыном в семье Колыбиных был пионер Проня (Прокопий), учившийся в Ровдинской школе Шенкурского района. Было ему 13 лет, он занимал пост командира пионерского звена.
А в школе пионервожатая Галина Холзакова постоянно рассказывала подопечным, как их ровесники выявляют классовых врагов и ведут беспощадную борьбу в деле охраны социалистической собственности.
Сын заметил, что мать ворует
И вот однажды, когда Проня с матерью пилил дрова для печки, женщина рассказала сыну, что их домашние ключи подходят к амбарным, так что голодать семья больше не будет.
Наследник заявил, что это же воровство. На это получил ответ, что все воруют, не страшно, если украду и я.
Пионер пытался повлиять на мать, но, увидев овцу и стог сена, понял, что это приобретено в обмен на наворованное зерно.
Женщина и сама призналась в краже и наказала сыну молчать о совершённом. Вдобавок ещё и вместе предложила наведаться в амбар ночью, чтобы унести побольше.
Дома Проня поругался с матерью по поводу воровства, она его лишила ужина и даже запустила крынкой с молоком. Школьник в порыве гнева написал стихотворение о матери-воровке, которое позднее напечатает политически грамотная пресса.
Последствия признания
Но всё же не мог решиться рассказать кому следует, так он и мучился всю ночь, мокрый от молока, но голодный. А наутро, по пути в школу, рассказал о материнской краже двум одноклассникам, они посоветовали во всем признаться вожатой.
Вожатая Холзакова сразу поняла всю серьёзность ситуации и связалась с органами. Вскоре Проня рассказывал произошедшее милиционеру. После беседы с участковым для матери и её родных пионер стал изгоем. Подросток уехал жить к отцу.
Прошло пару месяцев и награда нашла своего героя, поскольку история получила огласку. Северным крайкомом партии было принято решение политически грамотный поступок пионера сделать образцом агитации для школ.
Для освещения в прессе раскрытия бдительным пионером преступления матери были избраны издания "Правда Севера" и "Северный комсомолец". Им предписывалось рассказать о политически грамотном поступке Колыбина и напечатать его стихи. Это было сделано в конце июня 1934 года.
Путёвка в Артек для сына и приговор для матери
Было в то время одно место для отдыха, куда мечтал попасть почти каждый сознательный советский пионер. И называлось оно Артек. Вот только путевки туда доставались лишь избранным.
Однако тринадцатилетнему Проне присвоили звание Сталинского ударника. Так что частью премии для Колыбина стала путевка в Крымский детский рай. А ещё, любивший читать пионер, получил библиотечку, новый пионерский костюм и питание со стипендией.
Мать Прони попала под суд. Вот тут произошло неожиданное – в то голодное время за расхищение социалистической собственности легко было получить десятку и отправиться на лесоповал.
Но Александре дали год принудительных работ, что было воспринято некоторыми колхозниками с возмущением – распропагандированные однодеревенцы жаждали чего-то посерьёзне.
Дальнейшая судьба
Но суд советский оказался гуманнее, наказание, относительно суровым не было. О дальнейшей о судьбе Александры Колыбиной неизвестно.
Пионервожатая Холзакова получила за правильное воспитание подрастающего поколения благодарность и денежную премию. Сведения о дальнейшей судьбе Прони разнятся.
Главной считается та, что Прокопий окончил артиллерийское училище, воевал, дослужился до капитана и погиб в июне 1944 года при освобождении Карело-Финской ССР. Кто-то осуждает поступок подростка, а кто-то сочувствует. Но, с другой стороны, в том, что произошло, виноваты взрослые, но не дети, а как вы считаете? Школьник стал жертвой государственной системы.
Благодарю вас, уважаемые читатели, за интерес к статье и моему каналу! Подписка, комментарии, лайки приветствуются. Вас ожидает много интересного!