Я заметил вот что… В нашем дивном мире, где информация мчится со скоростью света, а каждый второй мнит себя экспертом, есть одна незыблемая константа. Это даже не закон физики, а скорее закон человеческой природы, облеченный в трагикомическую форму. Назовем его «Принцип отложенной паники».
Сейчас - абстрактно... Практически - каждый может сам себе представить... Итак... Все начинается до боли знакомо. На горизонте возникает проблема. Сначала робко, как первый подснежник из-под серого снега. Какой-нибудь дотошный ученый публикует исследование. Пара энтузиастов пишут об этом в своих блогах. Проблема очевидна, как слон в посудной лавке: вот она, стоит, бьет хвостом по сервизу. И, что самое смешное, пути ее решения тоже видны невооруженным глазом. Они логичны, просты и требуют лишь одного — своевременных действий.
И тут начинается первый акт нашей пьесы. СМИ подхватывают тему, люди на кухнях возмущенно цокают языками, блогеры записывают гневные видео. «Доколе?!» — вопрошает общество. «Нужно что-то делать!» — вторят ему заголовки газет. Кажется, еще немного, и коллективный разум, вооружившись здравым смыслом, решит эту задачку в два счета. Но… нет.
Спектакль переходит во второй акт, самый длинный и унылый. Называется он «Забалтывание». Начинаются бесконечные ток-шоу, круглые столы, создаются рабочие группы и комиссии. Эксперты с умными лицами спорят до хрипоты, политики обещают «взять на контроль», а обыватель, насытившись информационным шумом, постепенно теряет интерес. Проблема, как немодный тренд, уходит с первых полос. Она никуда не делась, просто перестала быть «горячей». Она тлеет где-то на задворках общественного сознания, терпеливо ожидая своего часа.
И вот, проходит лет двадцать. За это время наша маленькая, вполне решаемая «проблемка» успела отрастить клыки, обзавестись броней и пустить метастазы во все сферы жизни. Она мутировала, усложнилась и превратилась в чудовище, которое уже не загонишь в клетку парой точных движений.
И тут… начинается третий, самый фееричный акт. «А у нас тут проблема, оказывается!» — с изумлением первооткрывателя восклицает новое поколение политиков и медийных лиц. И понеслась! Снова ток-шоу, снова гневные посты, снова обещания. Только теперь масштаб трагедии иной. Решения, которые двадцать лет назад были очевидны и стоили бы копейки, сегодня требуют титанических усилий и миллиардных вложений. То, что можно было вылечить пластырем, теперь требует сложнейшей хирургической операции с неясным прогнозом.
Смотришь на все это и испытываешь странную смесь иронии и глубокой печали. Видишь, как сегодняшние «инновационные подходы» и «прорывные решения» — это лишь слегка перефразированные идеи тех самых энтузиастов двадцатилетней давности. Тех, кого тогда называли паникерами и алармистами.
Именно поэтому я отношусь ко многому современному, как к очередному витку… популизма и очковтирательства. Когда я слышу громкие лозунги о борьбе с чем-либо, я невольно вспоминаю, что об этом же, только другими словами, говорили еще во времена моей юности. Экология, демография, образование, городское планирование — списки можно продолжать бесконечно. Схемы всегда одни и те же: заметить, проигнорировать, дождаться катастрофы, а затем героически с ней бороться, раздувая щеки от собственной значимости.
Это похоже на человека, который годами игнорирует капающий кран. Сначала это просто капля в минуту. Раздражает, но терпимо. Потом капель становится больше, на раковине появляется ржавый след. А через двадцать лет он просыпается посреди ночи в затопленной квартире, с прогнившим полом и счетом от соседей снизу на астрономическую сумму. И вот тогда, стоя по щиколотку в воде, он торжественно объявляет: «Настало время решительных действий! Мы создадим комиссию по борьбе с протечками!» Ну... и всякий дальнейший "Едрит - Мадрит", как говорится!...
В этом вечном театре абсурда мы все — и актеры, и зрители. Мы с азартом смотрим премьеру, зная наперед все три акта и даже финал. Мы аплодируем «героям», которые с напыщенным видом борются с монстром, которого сами же и откормили своим бездействием. Мы сокрушаемся о масштабах бедствия, забывая, что его можно было предотвратить, просто вовремя закрутив один маленький вентиль.
И самое печальное в этой истории — не сама проблема. Проблемы были, есть и будут. Самое печальное — это наша коллективная короткая память и удивительная способность каждый раз искренне удивляться. «Как же так вышло? Кто виноват?» — спрашиваем мы, глядя в зеркало, но не узнавая в нем главного соучастника.
Возможно, в этом и кроется некий высший, хоть и довольно злой, замысел. Чтобы следующее поколение тоже смогло почувствовать себя первооткрывателями и спасителями отечества. Чтобы у каждого был свой дракон, своя битва и свой шанс на героический провал. А мы, старики, будем сидеть на завалинке, наблюдать за очередным витком этого колеса Сансары и с ироничной усмешкой бормотать себе под нос: «Где-то я это уже видел… лет эдак двадцать назад». И в этой усмешке будет вся горечь понимания того, что самый ценный ресурс, который мы бездарно тратим — это не деньги и не нефть. Это время. Время, которое уходит на то, чтобы осознать очевидное.