Frankfurter Allgemeine Zeitung | Германия
Брюссель и Нью-Дели заключают партнерство в сфере безопасности и обороны, пишет FAZ. Таким образом Евросоюз стремится стать для Индии более привлекательным партнером, чем Россия, и отдалить ее от США.
Тиль Фэндерс (Till Fähnders), Томас Гутшкер (Thomas Gutschker)
Брюссель и Нью-Дели заключают партнерство в сфере безопасности и обороны (SPD). ЕС надеется использовать разочарование Индии в Дональде Трампе и планирует стать для нее более привлекательным партнером, чем Россия.
ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>
Антониу Кошта достал из пиджака синий паспорт и поднял его вверх. Это был не португальский, а индийский документ. "Я — председатель Европейского совета, но я также гражданин Индии, живущий за рубежом", — гордо заявил Кошта во время саммита Европейского союза и Индии в Нью-Дели. Жест, призванный подчеркнуть особую близость со страной: отец Кошты родился в Гоа на западе Индии, когда тот еще был португальской колонией.
Рост цены на золото — это только начало. Подорожают еще пять других товаров
Во вторник обе стороны открыли новую главу в двусторонних отношениях. Премьер-министр Индии Нарендра Моди назвал "исторически поворотным моментом" не только соглашение о свободной торговле, но и партнерство в области безопасности и обороны.
Речь идет об инструменте внешней политики ЕС, закрепленном в "Стратегическом компасе" 2022 года — документе, где изложены ключевые ориентиры. Союз стремится теснее привязывать к себе близких по взглядам партнеров — через регулярные консультации и конкретные проекты. Партнерство, обозначаемое английской аббревиатурой SDP, фактически становится пропуском к сотрудничеству в оборонной сфере на уровне ЕС.
Так, государства-партнеры теперь могут участвовать в совместных закупках стран ЕС в рамках программы SAFE ("Действия в интересах безопасности Европы", Security Action for Europe) — пусть даже сами они не получают кредиты на сумму 150 миллиардов евро. Соглашение с Индией стало девятым по счету и третьим в Азии — после Японии и Южной Кореи.
У индийской армии много российского оружия
В преамбуле документа обе стороны называют себя партнерами в "сложном" и "нестабильном" мире. Они заявляют о приверженности порядку, основанному на правилах и принципах Устава ООН, включая уважение суверенитета и территориальной целостности государств и запрет на применение силы. Это единственное место в документе, которое можно трактовать как косвенную отсылку к конфликту на Украине.
Стороны, по словам Кошты, едины в цели добиться там "всеобъемлющего, справедливого и прочного мира". На совместном выходе к прессе с Моди эту тему индийский премьер не затронул.
О сохраняющемся партнерстве Индии с Россией Коште и приехавшей вместе с ним председателю Еврокомиссии Урсуле фон дер Ляйен напомнили уже в понедельник: они были почетными гостями традиционного военного парада ко Дню Республики. Европейцы смогли вблизи увидеть, насколько индийский арсенал по-прежнему сформирован российскими боевыми системами: большинство экспертов говорят примерно о 60%.
Индия также не осудила спецоперацию России на Украине, в больших объемах закупала российскую нефть и в декабре устроила президенту России Владимиру Путину в Нью-Дели прием почти такого же масштаба, как теперь представителям ЕС. Для европейцев отношения с Индией достаточно важны, чтобы по крайней мере публично закрывать на это глаза. Однако разногласия, похоже, проявляются за кулисами: ЕС уже ввел санкции против индийского НПЗ, который наполовину принадлежит российской госкомпании "Роснефть". Поставки переработанных продуктов оттуда в ЕС теперь запрещены.
Самые высокие пошлины Трампа пришлись на Индию
Конфликт на Украине, впрочем, одновременно и сближает ЕС с Индией. До немецкого "поворотного момента" индийцы видели в Европе в первую очередь торговый потенциал. С тех пор ЕС все чаще воспринимается и как стратегический игрок. Для Брюсселя важны отношения, более жестко привязанные к собственным интересам: европейцы хотят стать менее зависимыми от США. Они готовы отодвинуть в сторону разногласия по России, но при этом рассчитывают крепче привязать к себе Нью-Дели. Для Индии стратегический горизонт тоже изменился — пусть и не настолько радикально, как для европейцев.
Натянутость в отношениях с США, впрочем, подталкивает к переориентации и сам Нью-Дели. С 1990-х годов Индия укрепляла связи с Соединенными Штатами. Однако отношения достигли дна, когда Дональд Трамп в августе объявил пошлины в 50% на индийские товары — самый высокий показатель из всех. Обоснование было таким: закупка российской нефти, по версии Вашингтона, поддерживает "российскую военную машину". Индии пришлось почувствовать, чего стоят ее связи с США.
Кроме того, для Индии снизилась значимость связей с Россией. Особенно в сфере вооружений Нью-Дели уже некоторое время стремится к большей диверсификации и закупает больше в США, Израиле, Франции и других европейских странах. Для европейцев это открывает возможность дальше "отвязывать" Индию от России. В Брюсселе, судя по всему, рассматривают и тарифное давление Дональда Трампа на Индию как рычаг, способный ослабить военную машину Путина. В какой-то мере это срабатывает: по данным Центра исследований энергетики и чистого воздуха (Centre for Research on Energy and Clean Air, CREA), в декабре Индия в списке крупнейших покупателей российской нефти опустилась со второго места на третье.
Индийские корабли участвовали в миссии ЕС
Индия ищет партнеров и в других регионах. Так, Нью-Дели, например, улучшил отношения с Пекином. Однако в долгосрочной перспективе избежать конфликтов с соседом, вероятно, не удастся, а Китай к тому же поддерживает главного противника Индии — Пакистан. Поэтому в стратегическом плане Пекин для Индии по-прежнему выглядит скорее соперником. Европа же индийцам заметно ближе и по мировоззрению.
"Общие тревоги из-за все более нестабильного мирового порядка, уверенности Китая в себе и неопределенности, связанной с возобновлением односторонних действий США, подтолкнули обе стороны к более тесному сотрудничеству", — недавно написал индийский политолог Харш Пант. Эксперт считает, что обе стороны объединяет поиск "многополярного порядка" и "стратегической автономии".
Практически же новое оборонное партнерство делает акцент на сотрудничестве на море. Еще в прошлом году корабли индийского флота участвовали в учениях в рамках операции "Аталанта" — миссии ЕС, которая должна обеспечивать свободу морских путей у Африканского Рога и в западной части Индийского океана и защищать их от пиратства и контрабанды. Теперь это взаимодействие предполагается углубить и сделать постоянным — в том числе в Красном море и в Аденском заливе в рамках операции "Аспидес", которая защищает суда от атак йеменских хуситов. ЕС рассчитывает и на более согласованные действия против судов так называемого теневого флота, который доставляет российскую нефть в Индию в обход санкций.
В качестве других направлений соглашение называет кибербезопасность и борьбу с терроризмом, организованной преступностью, а также противодействие распространению оружия массового уничтожения. Кроме того, стороны намерены заключить соглашение о защите секретной информации, которое позволит обмениваться конфиденциальными данными и станет условием для более тесного сотрудничества в оборонной промышленности. В документе также говорится, что будет "изучена" возможность участия Индии в оборонных инициативах ЕС — там, где это соответствует общим интересам и совпадает с приоритетами безопасности.
Еще больше новостей в телеграм-канале ИноСМИ >>