Найти в Дзене
Sunny Blues

Песни «THE BEATLES», в которых на бас-гитаре играл Джордж Харрисон

Похоже никто серьёзно не хотел играть на бас-гитаре в этой ливерпульской группе. После Пола Маккартни Джордж Харрисон, очевидно, был вторым по уровню мастерства игры на этом инструменте, хотя Джон Леннон тоже иногда добавлял своё очень характерное исполнение на четырёх струнах C таким наследием виртуозного владения несколькими инструментами и мастерства написания песен, как у Пола Маккартни, легко забыть, что когда-то он был басистом THE BEATLES. Присоединившись в 1957-м к школьной группе Леннона, THE QUARRYMEN, он поначалу занял место гитариста, но вскоре по необходимости стал басистом. Стюарт Сатклифф играл на бас-гитаре в THE QUARRYMEN и в ранний период THE BEATLES, когда они были квинтетом с Питом Бестом на барабанах. Это продолжалось до 1961 года, когда он покинул группу, решив сосредоточиться на своем главном увлечении, живописи, посещая занятия художественного колледжа в Гамбурге. «В те времена никто не хотел играть на бас-гитаре», - отмечает Пол Маккартни. «Бас-гитара была
Оглавление

Похоже никто серьёзно не хотел играть на бас-гитаре в этой ливерпульской группе. После Пола Маккартни Джордж Харрисон, очевидно, был вторым по уровню мастерства игры на этом инструменте, хотя Джон Леннон тоже иногда добавлял своё очень характерное исполнение на четырёх струнах

Джордж Харрисон
Джордж Харрисон

C таким наследием виртуозного владения несколькими инструментами и мастерства написания песен, как у Пола Маккартни, легко забыть, что когда-то он был басистом THE BEATLES. Присоединившись в 1957-м к школьной группе Леннона, THE QUARRYMEN, он поначалу занял место гитариста, но вскоре по необходимости стал басистом.

Стюарт Сатклифф играл на бас-гитаре в THE QUARRYMEN и в ранний период THE BEATLES, когда они были квинтетом с Питом Бестом на барабанах. Это продолжалось до 1961 года, когда он покинул группу, решив сосредоточиться на своем главном увлечении, живописи, посещая занятия художественного колледжа в Гамбурге.

«В те времена никто не хотел играть на бас-гитаре», - отмечает Пол Маккартни. «Бас-гитара была инструментом, достававшимся толстым неуклюжим парням, которые играли, стоя позади всех. Я определенно не хотел этим заниматься, но Стюарт ушел, и мне пришлось взять это на себя. Но позже я был вполне счастлив».

Он также вспомнил, как на решение Сатклиффа уйти из THE BEATLES повлияли его романтические отношения: «Мы были в Гамбурге, и Стюарт влюбился там в местную девушку по имени Астрид, после чего решил покинуть группу. Вот так мы и остались без басиста. Иметь три гитары и ни одной бас-гитары - это нереально для группы. Я уже говорил, что в те дни никто не хотел быть басистом, мне даже стало казаться, что в этом вопросе существовал какой-то негативный стереотип».

-2

Но несмотря на все эти сомнения, Маккартни очень привязался к своей ныне культовой бас-гитаре Hofner в форме скрипки, хотя при этом всегда отдавал предпочтение фортепиано или гитаре, если разговор шёл о написании песен. «Я никогда не сочинял на басу. Никогда. И до сих пор не делаю этого», - признался он, в то время как к роли бас-гитариста стал относиться намного серьёзнее после записи в 1964-м песни She’s a Woman.

Именно здесь были заложены основы для его будущих креативных басовых партий, не связанных с простым дублированием в более низкой октаве основной ноты звучащего в данный момент аккорда.

Басист-универсал, Пол Маккартни в нескольких песнях THE BEATLES взял на себя обязанности барабанщика, когда Ринго Старр не смог участвовать в записях, многократно исполнял партии фортепиано и гитары, особенно в более поздних работах своей группы. Другие участники квартета также начали частенько меняться своими основными позициями. Джордж Харрисон числился штатным соло-гитаристом, а Джон Леннон обычно брал на себя ритм-партии, однако и тот, и другой постепенно стали достаточно компетентными в игре на бас-гитаре, соло-гитаре, ритм-гитаре и клавишных. Ринго Старр также продемонстрировал свои навыки игры на фортепиано в песне Don’t Pass Me By и использовал этот инструмент при сочинении Octopus’s Garden.

За последние шесть десятилетий фанаты THE BEATLES немало спорили о том, кто из участников их любимой группы был лучшим вокалистом, кто лучшим гитаристом и правда ли, что Пол Маккартни играл на барабанах лучше Ринго Старра. Действительно, это ведь здорово, что при необходимости один музыкант группы может перехватить инициативу у другого, чтобы исполнить более подходящую партию при записи какого-либо трека в студии. Так, например, случилось, когда Маккартни записал партии соло-гитары в песне Харрисона Taxman, для которой сам автор по его признанию никак не мог придумать что-либо стоящее. Однако по большей части обязанности меняли просто исходя из практических соображенний, у кого были свободны руки и кто мог справиться с необходимой задачей в текущий момент.

Cтав вторым басистом группы, Харрисон играл на четырехструнной гитаре Маккартни, когда последний был занят за фортепиано или гитарой во время работы на студии, и не имея ничего против наложения басовых партий, был также уверен и в мастерстве Харрисона как басиста.

Харрисон участвовал в записи тринадцати песен THE BEATLES в качестве басиста, играя как наложения, так и вживую в составе полной группы.

Одна из них - Maxwell’s Silver Hammer, песня Пола Маккартни, включённая в альбом Abbey Road, сводившая с ума остальных трёх музыкантов группы. Мало того, что им всем не нравилась эта песня, так они ещё и по настоянию Маккартни много часов подряд пытались записать идеальный дубль.

«Пол иногда заставлял нас записывать действительно странные песни», - вспоминал Харрисон в 1970-х годах. «И Maxwell’s Silver Hammer была именно такой».

Остальные песни THE BEATLES, в которых Джордж Харрисон играл на басу:

Back In The USSR

К этому моменту «великолепная четверка» только-только начала затрагивать социальные проблемы в своём творчестве. «Вы говорите, что хотите революцию?» - так начинается песня Джона Леннона Revolution.

Blackbird - завуалированная метафора Пола Маккартни о расовых отношениях.

Но в отличие от откровенно политического материала этих треков, Back in the USSR - стопроцентно юмористическая песня, Пол Маккартни хотел продемонстрировать, что бы мог представлять собой рок-н-ролл, если бы он был сыгран в СССР. По сравнению с мелодикой Hey Jude или Hello Goodbye, это была самая роковая песня Маккартни, написанная им за последнее время, вплоть до того, что он сам лично отыграл грохочущую партию за барабанной установкой. Бас-гитара досталась Джорджу.

Rocky Raccoon

Предпоследний куплет песни про Рокки Енота был, по словам Маккартни, вдохновлён реальным случаем, происшедшим с ним лично.

«Я ехал на своем маленьком мопеде к кузине Бетти, была лунная ночь, и я сказал себе: «Ух ты, посмотри-ка на эту луну!» Я оглядываюсь назад, и велосипед уже здесь, а я - там. В общем, я разбил губу и все остальное, и у меня пошла кровь. Я приехал и говорю: «Эй, Бетт, ты не очень волнуйся, но со мной произошел несчастный случай. Она позвала доктора, который оказался явно не в трезвом состоянии. «Думаю, вам нужно наложить пару швов», «А у вас есть анестезия?» «Нет. У меня есть иголка и ниточка». Итак, он пытается вдеть нитку в иголку, но не видит ее. Он видит сразу несколько иголок. Тогда Бетти забирает всё это у него и вставляет нитку. А от доктора шёл сильный запах джина. Я никогда этого не забуду».

Honey Pie

Вот что рассказал Пол Маккартни: «Мы с Джоном очень любили мюзик-холл. Лично мне очень нравится этот старый эстрадный стиль, порой немного странные, но сочные голоса, которые они использовали в этих песнях, так что Honey Pie - это моя песня, которую я написал для придуманной мною женщины Хани Пай, живущей за океаном. Одна из моих фантазийных песен. Мы изменили звук моего голоса так, чтобы он звучал, как на старой, потрепанной пластинке. Но это не пародия, это дань уважения традиции водевиля, на которой я вырос».

Джон Леннон сыграл на соло-гитаре, Джордж Харрисон - на басу.

Oh! Darling

-3

На второй день студийной работы, которую назвали «сессиями Get Back», продлившимися большую часть января 1969 года, Пол представил новую песню Oh! Darling, предложив вернуться в 50-е, в стиль рок-н-ролльных баллад THE PLATTERS или THE DIAMONDS.

В хите Little Darlin’ (THE DIAMONDS), вышедшем в 1957 году, была небольшая речитативная часть, подобную которой можно услышать в ранних версиях Oh! Darling. Как объяснил Джордж Харрисон, «Структура аккордов очень хороша. Типичная для песен 1955 года».

На протяжении января они много раз возвращались к Oh! Darling, но однажды сессии закончились, поскольку у Ринго были обязательства в кинематографе, и песня, как и многие другие из огромного количества композиций, начатых в том же месяце, так и не была записана в том виде, в котором им хотелось бы её услышать.

Golden Slumbers

Пол Маккартни сочинил Golden Slumbers, сидя за пианино у своей сводной сестры. Он увидел в её песеннике песню с таким же названием, но поскольку умел читать ноты, написал свою собственную, используя большую часть оригинального текста.

Запись состоялась 2 июля 1969 года, на следующий день после того, как Леннон получил травмы в автомобильной аварии в Шотландии. До 6 июля он был в больнице и не мог быть в студии. Джордж Харрисон играл на бас-гитаре, а Пол Маккартни - на пианино.

Good Day Sunshine

«Daydream и Summer In The City группы THE LOVIN’ SPOONFU, Sunny Afternoon группы THE KINKS, я думаю, все они вышли в одном и том же 1966 году», - объясняет Пол Маккартни. «Есть множество песен о солнце, и они делают нас счастливыми».

Он поет куплеты в одиночку, а Леннон и Харрисон присоединяются к нему в припевах, многократно повторяя: «Добрый день, солнышко». Их голоса сливаются воедино, поднимая песню на новые высоты позитива и силы.

Один из лучших примеров раскладки вокала на гармонии в дискографии группы показывает, как использование этого приема позволяет по-настоящему повлиять на звучание песни.

Carry That Weight

Была записана как продолжение Golden Slumbers и вошла в Medley на второй стороне пластинки Abbey Road, состоящей из фрагментов незаконченных песен, соединённых вместе.

Одна из немногих песен THE BEATLES, где все четверо участников группы распевают вокальную гармонию в припеве.

Оркестровое сопровождение из сессионных музыкантов включало 12 скрипок, четыре альта, четыре виолончели, четыре валторны, три трубы, контрабас, тромбон и бас-тромбон.

В Carry That Weight есть также один куплет из You Never Give Me Your Money, который пел только Пол, но пел два раза для создания вокальной гармонии.

She Said She Said

«Думаю, что у нас произошла какая-то ссора, и я сказал: «Да пошли вы все!», а они ответили: «Ну, мы так и сделаем», - вспоминал Маккартни.

She Said She Said была записана за один день, и Маккартни в группе не было. Так что авторство басовой партии в песне вызывало споры. Наложений баса в песне нет, и изначально предполагалось, что Маккартни записал басовую партию, после чего и ушёл из группы. В действительности же выяснилось, что Джордж Харрисон взял на себя басовую партию после того, как был записан аккомпанемент. Его басовая линия энергична и ориентирована на высокие частоты инструмента, что очень похоже на стиль игры Маккартни и вызвало путаницу. Харрисон использует в этой песне бас-гитару Burns, явная редкость для записей THE BEATLES, а возможно даже единичный случай.

Two of Us

«Пол написал Two Of Us о нас», - объясняет Линда Маккартни. «Мы просто остановились где-то в лесу и припарковали машину. Я пошла гулять, а Пол сел в машину и начал писать. Второй куплет начинается со слов «оба мы шлём открытки», потому что мы часто отправляли друг другу открытки».

«В детстве я очень любила теряться», - продолжила Линда. «Я говорила отцу: «Давай заблудимся». Но заблудиться по-настоящему было совершенно невозможно. Все указатели в конце концов вели обратно в Нью-Йорк или ещё куда-то, куда бы мы ни переехали! А когда я переехала в Англию к Полу, мы сажали Марту на заднее сиденье машины и выезжали из Лондона. Как только мы оказывались на шоссе, я говорила: «Давай заблудимся», и мы продолжали ехать, не глядя ни на какие знаки. Отсюда и строчка в песне: «Двое из нас едут в никуда».

Маккартни подтверждает воспоминания своей жены: «Одно из замечательных качеств Линды заключалось в том, что когда я ехал и вдруг думал: «Боже мой, а ведь я кажется заблудился», она мне говорила: «Отлично!». Она любила заблудиться. И совершенно справедливо заметила мне, что где-то всегда найдётся указатель «Лондон», и мы просто последуем ему».

Maggie Mae

Народная ливерпульская песня, которую THE BEATLES исполняли, когда еще были THE QUARRYMEN, в том числе на той ярмарке, когда Джон Леннон встретил Пола Маккартни.

Она стала одной из песен, которые они использовали для разогрева на студийных сессиях.

THE BEATLES записали её между дублями Two Of Us, поскольку новый альбом предполагался как возвращение к раннему звучанию группы, когда они играли вживую.

Old Brown Shoe

До сих пор фанаты спорят, чья здесь партия баса - Джорджа или Пола. Множественные студийные сессии редактирования очень сильно запутывают подобные ситуации. Так, во время записи Let It Be было сделано две записи, одна с Харрисоном и фортепианным аккомпанементом, а другая - со всей группой и с Билли Престоном. Они репетировали эту песню ещё восемь раз, и позже появились бутлеги этих записей. После этого началась сложная череда правок на разных треках, а затем они приступили к записи Old Brown Shoe, Харрисон заменил две уже записанные гитарные партии на свои, а также заменил ритм-гитару Леннона на орган Хаммонд. Не стоит забывать, что в это время в группе нарастали творческие разногласия, и каждый делал всё по-своему. Позже в интервью Харрисон настаивал, что это его бас на выпущенной версии песни.

Читать также: