Перово – район, в котором причудливо сплелись и старые, даже старинные, постройки, и современные многоэтажки.
Сегодняшний маршрут начнём с улицы Плющева,с места, которое отнюдь Перово не красит.
На первый взгляд это просто ничем не примечательная заброшенная стройплощадка. Мало ли таких раскидано по городу? Но не спешите с выводами. Этот ныне уже не существующий шедевр конструктивизма, Дом культуры Московского локомотиворемонтного завода (МЛРЗ). ДК МЛРЗ был построен в 1927–1928 годах по проекту архитектора В. Владимирова. Мощный объём театрального корпуса на 1000 зрителей с двумя симметричными глухими кубами был перпендикулярен одноэтажному клубному корпусу с помещениями для занятий в кружках. Массивность форм клуба подчёркивалась по контрасту тонкими деталями — плоским геометрическим рельефом на стенах и полукруглыми пилястрами-простенками между окнами первого этажа, выкрашенными изначально в терракотовый цвет.
Во времена его строительства, вокруг были лишь деревянные дачи да небольшие бараки, и новый дом культуры смотрелся как артефакт из озарённого неоновым светом мира будущего. В простоватом и скудном на развлечения рабочем районе, это была точка притяжения для всех возрастов. Здесь показывали новинки советского кинопроката, проводили спектакли московские театры, а чуть позже устраивались шумные дискотеки.
Приходилось и самому ходить сюда на интересные фильмы, и сына водить на ёлки. Но в 2007 году в этом светлом пятне в окружающей типовой застройки произошёл пожар. После пожара здание долго стояло заброшенным, потом было выставлено на торги. Так как, по-видимому, не нашлось компании, которая взялась бы восстановить эту жемчужину района, то в конце 2024 года оно было снесено. Теперь на этом месте скорее всего возведут очередную многоэтажную конструкцию. К сожалению, фотографий действующего ДК в моём фотоархиве не сохранилось.
Его судьба напоминает судьбу многострадального кинотеатра «Слава», возведённого в 1953–1958 годах по проекту Ивана Жолтовского. Он, как и ДК МЛРЗ, в 2007 году полностью сгорел (говорят, что в результате поджога) и, несмотря на то, что стоит на видном месте у шоссе Энтузиастов, не восстановлен до сих пор.
Да и сам локомотиворемонтный завод, к которому относился этот ДК, тоже достаточно интересное предприятие. Изначально Перовский вагоноремонтный завод, в 1955 году был переименован в Перовский локомотиворемонтный завод, а в 1963 году обрёл современное название — Московский локомотиворемонтный завод. Многие окрестные жители на нём работали. Так как Перово с давних времён было крупной железнодорожной станцией, то через её пути был переброшен пешеходный мост, ходить по которому, особенно в мороз и гололёд, удовольствия отнюдь не доставляло. Но прогресс не стоит на месте. Мост уступил своё место подземному переходу, тем более, что наверху помимо железнодорожных путей пролегла ещё и Северо-Восточная автомобильная хорда. Один из выходов подземного перехода как раз и ведёт в настоящее время к МЛРЗ.
Неподалёку, на улице Плющева, 20, упираясь в СВХ, расположено здание бывшей поликлиника №73 (ныне филиал №2 поликлиники №69).
Возле поликлиники установлена Памятная доска расстрелянным в 1905 году Перовским железнодорожникам, памятник которым стоит в Перовском парке.
А мы пройдём по улице Плющева дальше и взглянем на симпатичный особнячок (ул. Плющева, д.7), явно достаточно старый, но хорошо выглядящий.
Время его возведения, фамилию архитектора и первоначальных хозяев мне установить не удалось. На ЯдексКартах дом значится как здание Московско-Рязанской дистанции пути Московской железной дороги. Хотя во многих источниках указывается, что эта дистанция к настоящему времени ликвидирована, на входе висит вот такая табличка.
По соседству идёт активное строительство, связанное с реновацией данного микрорайона. Будет жаль, если оно не пощадит этот особняк, кому бы он ни принадлежал в настоящее время.
Напротив этого особняка к улице Плющева примыкает улица Мастеровая. Здесь тоже есть свои интересные здания. Это сохранившиеся образцы конструктивизма дома 9а и 11а. Дом 9а был построен ещё в 1931 году для работников завода «Фрезер». В своё время он был обычным красным кирпичным жилым домом. Потом его отремонтировали, некоторые квартиры сделали даже двухуровневыми.
Рядом (ул. Мастеровая, 11а) стоит старый четырёхэтажный дом (его называли жёлтым), надстроенный до шести этажей. В одной из его квартир провёл своё детство легендарный советский футболист Эдуард Стрельцов.
Изначально планировалось включить эти дома в программу реновации. Вроде бы даже жильцы за это проголосовали. Но последние планы показывают, что под реновацию подпадают только соседние типовые дома по Мастеровой. А эти (по крайней мере, на ближайшее время) будут сохранены.
Теперь с Плющева завернём на Перовскую улицу и выйдем на площадь, которая на картах не имеет своего отдельного названия, а в народе зовётся площадью Пяти углов, так как здесь сходятся и пересекаются три заметные улицы Перова: Перовская, Плеханова и Зелёный проспект.
Эта фотография наиболее ярко показывает, как «всё смешалось в застройке Перова». Одно из последних сохранившихся уникальных зданий так называемого Немецкого городка обступают с одной стороны вставшие на месте этого городка кварталы новых домов, а перед ним — относительно недавно построенные павильоны «Московские ярмарки», частично закрывающие красоту этого здания. Павильоны, конечно, вещь нужная. Тем более, находившийся через дорогу Плехановский рынок сломали. Да и выглядят эти павильоны симпатично. Но стоило ли строить эти типовые для Москвы конструкции именно в этом месте, закрывая вид на небольшие островки чудом сохранившегося старого Перова? Да и я бы не сказал, что они пользуются какой-то особой популярностью среди жителей окрестных мест. По моим наблюдениям, народ охотнее посещает продовольственную ярмарку, расположенную неподалёку, на первом этаже маркета «Ваш дом» (Зелёный пр-кт, 3а, с.1).
А вот ещё одна постройка, которая относится и к Немецкому городку, и к Владимирскому посёлку, спроектированных в мастерской великого русского и советского архитектора Ивана Жолтовского. Этот академик в конце 1940-х годов предложил новую планировку для будущего района Москвы, а тогда города Перово в русле концепции «города-сада», а его ученики разработали малоэтажную застройку кварталов. Все дома имели яркую индивидуальность и были не похожи на многочисленные рабочие бараки. Архитекторы для оформления фасадов заимствовали элементы архитектуры позднего Возрождения.
А чтобы взглянуть на постройки в стиле сталинского ампира, также конца 1940-х — начала 1950-х годов, придётся отсюда проехать или пройти до шоссе Энтузиастов. Там на углу со 2-й и 3-й Владимирскими улицами высятся несколько вот таких домов-красавцев.
Неподалёку от них, на Новогиреевской, 7, чудом среди наступающей многоэтажной застройки сохранился так называемый «Красный дом», спроектированный и построенный в 30-е годы прошлого века группой московских художников.
О Немецком городке и об этих домах мы ещё поговорим в других статьях, а пока вернёмся на площадь Пяти углов. В 2024 году были проведены работы по благоустройству улицы Плеханова от площади Пяти углов до Кусковской улицы. Этот участок улицы приобрёл весьма благопристойный вид.
В глубине квартала, образованного этим участком улицы Плеханова и Перовской улицей, не так давно появился интересный объект. Бывшая котельная на Перовской улице, 24А, которая уже давно не использовалась по своему прямому назначению, ныне преобразилась. Наряду с производственными помещениями (здесь разместилась Восточная типография), она превратилась в модный лофт- и арт-центр. Часть помещений используется как реставрационная мастерская, где дают вторую жизнь различным интересным предметам от найденных на помойке стульев конца прошлого века до антиквариата с 200-летней историей. На верхних переоборудованных этажах работает так называемый «НКО Чу Музей русского быта». Музей не музей, а молодое собрание для изучения различных антикварных предметов и их продажи.
Говорят, после переоборудования помещений там даже фильмы снимали.
И ещё об одном моменте в преображении Перова — о голубятнях. В советские годы москвичи страстно любили разводить голубей. Почти в каждом дворе строились голубятни. «Это была настоящая эпидемия, длительная неизлечимая эпидемия, которую не могли искоренить ни голодом, ни войной. Заразились все: и дошкольники, и подростки, и взрослые мальчики, и женатые мужчины», — вспоминал писатель Михаил Колосов.
Иногда птиц откровенно воровали из голубятен или просто сманивали, запустив в чужой вольер собственную голубку. Интересно, что голубеводство имело репутацию занятия для настоящих мужчин. На голубятню шли, как в гараж, — пообщаться и содержательно провести время в своей, чисто мужской компании.
Во время Великой Отечественной войны в соседнем Новогирееве располагался штаб голубиной почты.
Традиции голубеводства хранят в Перове и по сей день. Где-нибудь во дворах нет-нет да встретишь птичий дом с трогательным налётом ретро. Большинство таких сооружений — вполне обычные металлические коробки, похожие на гараж, закрытый сверху и сбоку металлической сеткой. Однако в современном городе места для птиц практически не осталось, и голубятни встречаются только в старых ещё сохранившихся кварталах, да и то всё реже и реже. Вот хотел сфотографировать одну такую на ул. Плющева, о необычной раскраске которой много писали в сети, но не успел. Нет её уже на прежнем месте где-то неподалёку от разрушенного ДК МЛРЗ. Хотя во дворе моего достаточно современного дома 1998 года постройки одна такая голубятня всё же сохранилась и по сей день, несмотря на то, что голубиные стаи доставляют немалое неприятностей паркующимся рядом автомобилистам.
А в 100 метрах отсюда на окраине Перовского парка примостилась церковь иконы Божией Матери «Знамение» – самая старая из сохранившихся до наших дней постройка Перова, первое упоминание о которой относится к 1680 году.
Так что Перово представляет собой уникальный район, в котором соседствуют и постройки XVII века, и здания эпохи конструктивизма, и послевоенные красавцы-городки, и постройки в стиле сталинского ампира, и наступающее на всё это многоэтажное современное строительство. Единственное, что, пожалуй, тяжело найти в Перово, так это купеческие усадьбы. И на то есть причина. Всё-таки Перово — район рабочий.
Вот хотел написать о Перове старом и новом, а получилось, в основном, о старом. Но, думаю, не беда. Новую застройку вы увидите повсюду. А вот старое — это уходящая натура. Смотрите, пока есть на что посмотреть.
В публикации использованы только фотографии, сделанные автором.