Найти в Дзене
Известия

Жительница Петербурга вспомнила день прорыва блокады

После прорыва блокады радость и облегчение переполняли жителей Ленинграда. Люди кричали: «Мы живы, мы будем жить!». Об этом 27 января рассказала «Известиям» жительница Ленинграда Татьяна Кузьмина. На Нюрнбергском трибунале было зафиксировано, что в блокаду Ленинграда погибли 632 тыс. человек. Однако современные исследования, проведенные российскими учеными Валентином Ковальчуком и Геннадием Соболевым, пришли к выводу, что реальное число жертв может быть значительно выше — по их оценкам, оно составляет не менее 800 тыс., а в некоторых источниках даже указывается цифра до полутора миллионов. В блокадном городе людям приходилось выживать при температуре, опускающейся до -30 градусов. Дневники блокадников дают ужасающее представление о жизни в осажденном Ленинграде — многие описания наполнены ощущением неизбежности смерти, но также выражается сильная вера в победу. Кроме того, записки отражают повседневные страдания людей. Например, в дневнике жительницы блокадного Ленинграда Валентины Ску
   Фото: ТАСС/Георгий Коновалов
Фото: ТАСС/Георгий Коновалов

После прорыва блокады радость и облегчение переполняли жителей Ленинграда. Люди кричали: «Мы живы, мы будем жить!». Об этом 27 января рассказала «Известиям» жительница Ленинграда Татьяна Кузьмина.

На Нюрнбергском трибунале было зафиксировано, что в блокаду Ленинграда погибли 632 тыс. человек. Однако современные исследования, проведенные российскими учеными Валентином Ковальчуком и Геннадием Соболевым, пришли к выводу, что реальное число жертв может быть значительно выше — по их оценкам, оно составляет не менее 800 тыс., а в некоторых источниках даже указывается цифра до полутора миллионов.

В блокадном городе людям приходилось выживать при температуре, опускающейся до -30 градусов. Дневники блокадников дают ужасающее представление о жизни в осажденном Ленинграде — многие описания наполнены ощущением неизбежности смерти, но также выражается сильная вера в победу.

Кроме того, записки отражают повседневные страдания людей. Например, в дневнике жительницы блокадного Ленинграда Валентины Скуратович (Борнеман) зафиксированы рассказы о том, как на улицах города лежат покойники, которых не могут похоронить из-за отсутствия сил. По ее словам, голод стал еще более разрушительным, чем смертность.

В свою очередь, правнук жительницы блокадного Ленинграда Баир Иринчеев отметил, что письма и открытки в тот период стали важным средством связи. Он также назвал удивительным то, что его прабабушка сохранила их. Примером является письмо Володи матери, в котором он пишет о своем желании вернуться в Ленинград, несмотря на постоянные обстрелы.

«Неожиданно вдруг стали стрелять со всех концов, со всех кораблей, такие большие громкие залпы. Мы даже не поняли, что такое. Потом кто-то крикнул на лестнице: «Прорыв блокады! До конца верили, что наша армия победит фашизм», — отметила Кузьмина.

При этом Татьяна Горбачева в своем дневнике назвала освобождение Ленинграда от «немецких палачей» всемирным, народным счастьем.

В Санкт-Петербурге в этот же день на Пискаревском мемориальном кладбище прошло памятное мероприятие, посвященное 82-й годовщине полного освобождения города. Церемония началась со смены почетного караула у Вечного огня и монумента «Мать-Родина». После нее участники мероприятия почтили память жертв блокады и павших военных минутой молчания, к памятнику были возложены цветы и венки.

Все важные новости — в канале «Известия» в мессенджере МАХ