- «Ну, да Бог с ним! — прибавил он, стараясь казаться спокойным...».
- «Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
- «У меня есть предчувствие... знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет...».
А знаете, перечитывание школьной классической литературы, в сознательном возрасте, позволяет нам заново открыть для себя произведение, раскрыть всю его глубину, понять многогранные личности героев.
Наш опыт, приобретенный с годами, меняет фокус с самого сюжета, перемещая его на мотивы героев. Если в школьном возрасте мы больше обращали внимание на приключения и события, которые происходят с героем на протяжении книги, то в сознательном возрасте внимание перетекает на детали, на мотивы поступков, на психологический портрет. И невольно задаёшься вопросом, перечитывая, почему я раньше этого не замечал?
Недавно я перечитала одно из самых популярных произведений школьной программы - "Герой нашего времени" Лермонтова М. Ю. Если раньше я видела в Печорине романтического героя, то теперь для меня это сложная, циничная личность. Это умелый манипулятор, который с лёгкостью разрушает чужие жизни. Человек не способный на настоящие искренние чувства, на любовь и на дружбу. А ведь люди, повстречавшие его на жизненном пути, проникались к нему искренней дружбой, к примеру, Максим Максимыч был явно не достоин такого холодного и равнодушного пренебрежения при встрече, какое проявил к нему Печорин. И было мне искренне жаль чувства преданного штабс-капитана, который не нашел в старом друге ничего кроме отрешённости и черствости.
«Ну, да Бог с ним! — прибавил он, стараясь казаться спокойным...».
Поступки, которые совершает Печорин, такие как похищение Бэлы, или дуэль с Грушницким, или желание расположить к себе княжну Мери уже не воспринимаешь, как романтические порывы горячего сердца, а как результат его внутренней душевной пустоты. Он старается заполнить хоть не надолго эту дыру внутри своей души, испытать настоящие, искренние, живые эмоции, но у него ничего не получается. В своем эгоистичном стремлении он заставляет страдать всех вокруг себя, пренебрегая чужими жизнями.
«Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Погубил тем самым всю семью, разрушил их жизни, а он всего лишь "опять ошибся"!
Читая книгу, я задумалась, а ведь Печорин удивительно точно смог изучить женскую природу.
«У меня есть предчувствие... знакомясь с женщиной, я всегда безошибочно отгадывал, будет она меня любить или нет...».
Он умело манипулировал каждой, кто вызывал у него интерес, хоть и временный.
«Я помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего парадоксальнее женского ума...».
«Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце».
И все же.... Мне было безумно жаль Печорина, как можно так устать от жизни в таком юном возрасте? Не видеть смысла в своем существовании?
Эта история морально опустошенной личности, одержимой роковой тоской и разочарованием от жизни, в которой воплотились пороки всего человечества.