Найти в Дзене
Сириус.Курсы

Научный сотрудник физфака МГУ Александр Дергачев: «70–80% времени учёный недоволен результатами своей работы»

Методиста нашей онлайн-школы Александра Дергачева знают многие читатели канала. Ведь именно он в своё время доказал, что Рэмбо из голливудских боевиков — не лучший в мире снайпер, а обманщик зрителей. А ещё раскрыл длинную семантическую сеть для запоминания и поделился секретами эффективного повторения новой информации. В этот раз поговорили с Александром на профориентационные темы: чем может зацепить физика, на что важно обратить внимание при выборе вуза, а также зачем школьнику и учителю проходить Сириус.Курсы. — В какой момент вы поняли, что вам нравится физика? Она умеренно понравилась мне сразу, как только появилась в расписании в седьмом классе. Предмет казался сравнительно простым: давала о себе знать хорошая математическая подготовка. Однако хоть я и участвовал в олимпиадах, высоких достижений не было, да я и не слишком к ним стремился. По-настоящему полюбил физику в одиннадцатом классе, в СУНЦ МГУ, благодаря нашим преподавателям. Сергей Павлович Крюков за год успел прочитать н
Оглавление

Методиста нашей онлайн-школы Александра Дергачева знают многие читатели канала. Ведь именно он в своё время доказал, что Рэмбо из голливудских боевиков — не лучший в мире снайпер, а обманщик зрителей. А ещё раскрыл длинную семантическую сеть для запоминания и поделился секретами эффективного повторения новой информации.

В этот раз поговорили с Александром на профориентационные темы: чем может зацепить физика, на что важно обратить внимание при выборе вуза, а также зачем школьнику и учителю проходить Сириус.Курсы.

Любопытство — лучший учитель

— В какой момент вы поняли, что вам нравится физика?

Она умеренно понравилась мне сразу, как только появилась в расписании в седьмом классе. Предмет казался сравнительно простым: давала о себе знать хорошая математическая подготовка. Однако хоть я и участвовал в олимпиадах, высоких достижений не было, да я и не слишком к ним стремился. По-настоящему полюбил физику в одиннадцатом классе, в СУНЦ МГУ, благодаря нашим преподавателям. Сергей Павлович Крюков за год успел прочитать нам практически весь школьный курс физики. Его лекции по уровню, на мой взгляд, даже немного превосходили некоторые курсы физики в университете. Георгий Владимирович Лучинский регулярно предлагал на семинарских занятиях задачи, которые встречались на вступительных экзаменах в ведущие вузы, и они ставили нас в тупик.

Уже ближе к поступлению мы с товарищем просматривали сборники задач для абитуриентов и удивлялись, почему не можем найти в них сложных заданий.

— Чем вас так зацепила физика, что вы связали с ней всю жизнь?

Тем, что физика позволяет построить адекватные модели любых процессов в природе — это открывает возможность управлять ими. Физика помогает творить, то есть создавать новое знание или технологию. Это справедливо и по отношению к другим естественным наукам, но в сравнении с ними физические теории более фундаментальны и выглядят более стройными.

Кроме того, физика обладает эстетической ценностью: может показаться странным, но для меня картина дисперсии света в капле воды красивее, чем формируемая в результате радуга.

-2

— Куда в итоге вы поступили после школы и почему?

Я выбирал между МФТИ и МГУ. Физтех был крайне неудобен по логистическим соображениям: я, скорее всего, не смог бы претендовать на общежитие, а добираться до вуза из дома пришлось бы почти два часа. В то же время дорога до МГУ занимала на час меньше, что позволяло сэкономить время для самостоятельной работы или отдыха. Увлечение физикой подтолкнуло к поступлению на физический факультет, о чём впоследствии я не жалел ни дня.

— Дайте совет абитуриентам: на что следует обратить внимание при выборе специальности?

Выбирайте то, что интересно: любопытство — лучший учитель. Обращайте внимание на наличие в учебной программе абстрактных курсов (прежде всего, математических). Они могут дать большую свободу при выборе будущей профессии. Навык построения абстрактных моделей и развитое математическое мышление почти всюду будут хорошим подспорьем.

— Чем вы занялись после окончания обучения?

В МГУ можно сочетать научную работу и преподавание, поэтому в конце аспирантуры я принял решение о гибридной занятости. К тому времени я уже несколько лет преподавал на младших курсах, и мне казалась интересной эта деятельность. Сейчас я веду у студентов программирование.

-3

В научной же деятельности я занимаюсь теоретическим описанием распространения лазерного излучения. В рамках школьной физики свет, распространяющийся в среде, не воздействует на саму среду, в результате для нескольких световых потоков оказывается справедлив принцип суперпозиции. Достаточно мощное лазерное излучение может существенно менять оптические параметры среды (прежде всего, показатель преломления), а среда, в свою очередь, влияет на распространяющееся излучение. Аналитическое описание таких процессов затруднено, поэтому значительную часть моей работы составляет численное моделирование: написание компьютерных программ, проведение расчётов и обработка их результатов.

Наука далека от школьной физики

— Что делать, если в школе одинаково даются и химия, и физика? Какую специальность выбрать?

Если направления близки, можно найти промежуточный вариант. На стыке физики и химии сейчас развивается большое количество технологических направлений, связанных с новыми классами материалов. Здесь хватает как фундаментальных, так и прикладных задач. В МГУ такими исследованиями занимаются на факультете наук о материалах. На многих кафедрах нашего физического факультета также ведутся исследования перспективных метаматериалов. Вероятно, подобные группы есть и на химфаке. Активно развивается применение физических методов в биологических исследованиях, например регистрация биохимических процессов методами лазерной спектроскопии.

Если же специальности совсем далеки друг от друга, стоит сконцентрироваться на одной, а другой отвести роль хобби.

— Какие карьерные перспективы есть у студентов-физиков?

Они могут стать учёными, но выбор науки как профессии требует довольно специфических качеств. Во-первых, его нельзя назвать наиболее доходным среди доступных выпускнику вариантов. Во-вторых, 70–80% времени учёный недоволен результатами своей деятельности, а бывает, что результата нет совсем. Когда же он появляется, наступает рутинный процесс его оформления в виде статей или патентов. И вроде бы работу можно считать законченной, но приходит черёд новой проблемы.

Конечно, по такому пути идут не все выпускники. Как показывает опыт моих товарищей, большая часть вчерашних студентов находят себя вне физики. В этом им помогают так называемые ярмарки вакансий, организованные вузами, где компании-участники рассказывают о своей деятельности.

Наконец, можно остаться работать в вузе и сочетать научную деятельность с преподаванием, как делаю я.
-4

— Что, на ваш взгляд, чаще всего отталкивает ребят от изучения физики?

Во-первых, все люди разные, и физика, как и любая дисциплина, в принципе не обязана быть интересной всем. Во-вторых, мне самому бывает интересно послушать или почитать, скажем, о физике природных явлений или устройстве механизмов, но я понимаю, что к физическому образованию, особенно школьному, это имеет косвенное отношение. Всё-таки обучение становится продуктивным, только когда человек самостоятельно пытается решить обозначенную проблему. Поставить школьнику более-менее интересную задачу можно, так иногда поступают в рамках проектной деятельности, но это требует времени, больших усилий и индивидуальной работы. На это способны немногие ученики и учителя. В результате при массовом обучении приходится довольствоваться эрзац-задачами вроде школьных примеров в полтора действия. Они даже для меня были скучноваты. Научная деятельность далека от школьной физики и по форме, и по содержанию.

В-третьих, при решении задач неизбежно возникают тупиковые моменты, когда непонятно, в каком направлении двигаться дальше. Оставшись с проблемой один на один, слишком легко опустить руки или довольствоваться готовым чужим решением. И тогда ученику необходима индивидуальная помощь преподавателя, что затруднительно в условиях группового обучения.

— Вы уже шесть лет работаете на Сириус.Курсах методистом. Зачем школьникам и взрослым проходить наши программы по физике?

Онлайн-школа предлагает материалы разного уровня. Базовые курсы могут быть полезны, если хочется закрыть пробелы в освоении школьного материала. Курсы повышенной сложности будут интересны тем, кому задачи на уроках кажутся слишком простыми.

Отборочные курсы могут стать для школьников точкой входа в систему «Сириуса». Это ценный опыт: важно увидеть, как можно учиться, прочувствовать процесс изнутри. При получении высшего образования будет примерно так же, только это займёт не несколько недель, а несколько лет.

Открытые курсы могут пройти и учителя. Это даст им возможность по-другому взглянуть на школьный материал, сравнить разные методы решения одних и тех же задач и рекомендовать отдельные части курса своим ученикам для углублённого изучения физики.

Увидеть своими глазами и понять, понравятся ли вам Сириус.Курсы, можно, посетив главную страницу онлайн-школы. Здесь доступны программы по физике и ещё шести направлениям, все они бесплатны. Учиться можно в своём темпе и даже на длинных каникулах!

Читайте по теме:

Заслуженный учитель РФ Андрей Минарский: «Школьнику не следует слишком много думать о том, где он будет работать»

Наука
7 млн интересуются