Более 20 лет назад, когда еще был ребенком, увидел в одной из телепередач про военную технику вроде «Ударной силы» сюжет про «суперсовременную» 120-мм самоходную артиллерийскую установку 2С31 «Вена». Машина, конечно, запомнилась, но узнать о ней что-то большее не представлялось возможным: интернета не было, а в различных энциклопедиях самоходка если и упоминалась, то вскользь.
Теперь, когда источников информации стало куда больше, я решил собрать информацию и рассказать вам, для чего создавалась «Вена», почему ее стоит считать самой передовой отечественной САУ рубежа XX-XXI веков, и куда она исчезла.
Перед началом сразу поясню, почему обозначаю «Вену» как САУ, а не САО, как она именуется в некоторых источниках. Разницы между этими понятиями фактически нет, но САУ — устоявшийся термин, означающий подвижное артиллерийское орудие на колесной или гусеничной базе. Можно встретить определение САО как самоходную установку с орудием, сочетающим функции пушки, гаубицы и миномета. То есть САО — это частный случай САУ. Чтобы не плодить сущности, в статье будет использован термин САУ.
История создания
«Нона»
Сначала была «Нона». Если точнее, то 120-мм самоходная пушка-гаубица-миномет 2С9 «Нона-С». На вооружение ВДВ и морской пехоты самоходка поступила в 1979 году и впоследствии отлично зарекомендовала себя в Афганистане.
Баллистика ее орудия 2А51 была основана на удачном французском 120-мм нарезном миномете RT-61, выстрелы к которому в 1960-х удалось раздобыть разведке.
«Нона» может применять любые 120-мм мины, а также снаряды того же калибра с ведущим пояском. Подходят как отечественные, так и иностранные боеприпасы. Максимальная дальность стрельбы — 8,8 км осколочно-фугасным снарядом и 7,1 км миной, минимальная — 0,9 км снарядом и 0,43 км миной.
Дальнейшее развитие концепции «Ноны» пошло двумя путями. Кратко расскажу о каждом.
«Нона-СВ» и «Нона-СВК»
Первый путь — это создание аналогичного самоходного орудия для сухопутных войск на более привычном для них шасси. Прорабатывались варианты установки 2А51 во вращающейся башне на шасси САУ 2С1 «Гвоздика (2С17) и БРМ-1К (2С17-2).
Известные их изображения являются фотомонтажом: это не настоящие снимки, а реконструкция предполагаемого вида. Обе разработки не продвинулись дальше технического проекта.
Зато в металле удалось воплотить колесную «Нону». Сначала башню от 2С9 попробовали установить на БТР-70. После успешных испытаний уже доработанную башню на три члена экипажа с обновленным орудием 2А60 установили на шасси нового БТР-80. Так получилась САУ 2С23 «Нона-СВК», которую успели произвести небольшой серией до распада СССР.
«Нона-2» и «Обжимка»
Второй путь — совершенствование 2А51 в части увеличения дальности обычным осколочно-фугасным снарядом до 13 км. С начала 1980-х этим вопросом плотно занялись в ЦНИИТОЧМАШе. Ствол был удлинен, разработаны новые более мощные заряды. Сначала новое орудие, получившее индекс ЛП-77, испытывали на лафете от гаубицы Д-30, затем на шасси опытной САУ 2С2 «Фиалка».
В 1985 году стартовала НИР «Нона-2», в рамках которой формировался задел для перспективного 120-мм артиллерийского комплекса, который включал новую артиллерийскую систему, выстрелы, а также автоматизированную систему управления огнем.
НИР — научно-исследовательская работа. НИР обычно предшествовали будущим прикладным разработкам новых вооружений.
В рамках НИР ЛП-77 установили на шасси САУ 2С1 «Гвоздика». Образец предназначался как для исследования характеристик нового орудия, так и для определения возможности модернизации 2С1 путем установки новой артиллерийской части. Развития установка на базе «Гвоздики» не получила. Точнее, не получила тогда, но об этом чуть позже.
Также в рамках НИР «Нона-2» был собран макетный образец на базе перспективного гусеничного шасси «Планер». Он также развития не получил, как и сама платформа, разрабатывавшаяся для замены МТ-ЛБ.
По результатам НИР были получены необходимые данные для дальнейших работ по новым САУ с универсальной пушкой-гаубицей-минометом и автоматической системой управления и наведения орудия (АСУНО).
Хотя «Нона-С» еще сравнительно недавно была принята на вооружение, для ВДВ уже начали разрабатывать новую САУ на шасси перспективной БМД-3. В рамках этих работ, проходивших под шифром «Обжимка» был создан прототип самоходки на шасси легкого плавающего танка Объект 934 «Судья».
Его использование легко объяснимо — БМД-3 создавалась фактически на той же базе. «Обжимка» должна была получить не только более дальнобойное по сравнению с «Ноной-С» орудие 2А80 (бывшее ЛП-77), но АСУНО на базе компьютера 1В550. До распада СССР работы по теме завершить не успели, далее тема заглохла.
«Вена»
И вот, наконец, ради чего мы все тут собрались. В 1990 году была начата опытно-конструкторская работа (ОКР) по созданию автоматизированного самоходного 120-мм орудия на унифицированном шасси БМП-3, а точнее ее модификации для отмененной 155-мм САУ «ПАТ-С».
Тема получила шифр «Вена» и индекс ГРАУ 2С31. По одной из версий, в связи с переговорами об ограничении обычных вооружений, которые в то время шли в столице Австрии. Вот такая своеобразная ирония от оружейников.
ОКР — опытно-конструкторская работа, то есть программа разработки нового образца техники или модернизации имеющейся. На самом деле, известные нам наименования артсистем — «Акация», «Пион», «Тюльпан» и так далее — это шифры, под которыми проходили ОКР.
В разработке «Вены» приняли участие 30 предприятий. Головным определили Пермский машиностроительный завод им. В. И. Ленина (ныне ПАО «Мотовилихинские заводы»). Также значительный вклад внес ЦНИИТОЧМАШ, работавший над артиллерийской частью и механизированной укладкой выстрелов.
Первый опытный образец 2С31 был собран в октябре 1996 года. Таким образом, несмотря на катастрофическую ситуацию с финансированием оборонки в первой половине 1990-х «Мотовилиха» и смежные предприятия смогли продолжить работы. Через год «Вена» дебютировала на международной выставке IDEX-97 в Арабских Эмиратах.
Безусловно, не все шло гладко, особенно учитываю новизну систем автоматизации. Например, первая версия ЭВМ системы управления огнем никуда не годилась из-за низкой надежности и постоянных перегревов. А затем отдел НИИ «Аргон», занимавшийся ее разработкой, и вовсе закрыли. Пришлось обращаться к другому разработчику, что негативно сказалось на сроках.
Также возникли сложности с гироскопической системы гирокурсокреноуказания — она не выдерживала нагрузок при стрельбе. Из положения вышли, сконструировав специальное демпфирующее устройство.
А еще в состав бортового оборудования «Вены» включили такой нетипичный для артиллерии прибор как барометрический высотомер. Он требовался для определения точной высоты нахождения САУ и погодных условий для расчета данных стрельбы в горных условиях.
Государственные испытания завершились в 2007 году. В 2009 году началось серийное производство… И, судя по всему, почти сразу завершилось. Но об этом расскажу дальше.
Особенности и характеристики
Автоматизация
2С31 «Вена» является первой отечественной самоходной артиллерийской установкой с автоматизированной системой управления и наведения орудия. Машина после занятия произвольной позиции самостоятельно осуществляет привязку к местности с помощью средств спутниковой навигации (ГЛОНАСС/GPS). Получив данные цели, система управления огнем вычисляет данные для стрельбы и с помощью приводов башни и орудия осуществляет его наведение.
При необходимости сменить позицию для ухода из-под огня «Вена» сама пересчитывает данные для стрельбы с новой позиции. Всего в памяти может храниться до 30 (по другим данным 50) целей.
Благодаря автоматизации 2С31 существенно сократилось время, необходимое для открытия огня после получения данных о цели: 20 секунд на месте и 1 минута после смены позиции и топопривязки с использованием бортовых систем.
Машина может не только работать, получая информацию о целях от внешних источников, в том числе по телекодовому каналу связи, но и самостоятельно обнаруживать цели при помощи прибора наблюдения командира с ночным каналом и лазерным дальномером-целеуказателем.
Благодаря тому, что 2С31 умеет определять свое местоположение, ЛЦУ позволяет устанавливать координаты обнаруженной цели и сохранять их в памяти систему управления огнем для дальнейшего поражения. И это еще не все, поскольку с помощью ЛЦУ можно еще и наводить корректируемый снаряд 2К28 «Китолов-2». То есть в теории «Вена» может сама обнаружить цель, определить ее координаты и поразить, в том числе высокоточным боеприпасом. Правда все это вместе возможно при условии прямой видимости.
Характеристики
Максимальная дальность стрельбы из орудия 2А80 осколочно-фугасным снарядом составляет 13 км, корректируемым — 9 км, миной — 7,1 км. Диапазон углов вертикальной наводки составляет от -4 до +80 градусов, за счет чего минимальная дальность стрельбы миной составляет меньше одного километра. Возимый боекомплект — 70 выстрелов. Для самообороны имеется пулемет ПКТ.
Скорострельность составляет от 7 в/м снарядами и 10 в/м минами. «Вена» может применять всю номенклатуру боеприпасов от более ранних систем, а также снаряды и мины, совместимые с французским минометом RT-61.
Экипаж состоит из четырех человек: командира, механика-водителя, наводчика и заряжающего. Машина построена на шасси БМП-3, обладает практически идентичной массой (порядка 19 тонн) и подвижностью, может плавать со скоростью до 10 км/ч. Бронирование противопульное.
Из всего вышесказанного следует, что 2С31 в теории могла стать эффективным средством артиллерийской поддержки звена батальон-полк-бригада, особенно в конфликтах низкой интенсивности против незаконных бандформирований. Ключевым преимуществом «Вены» по сравнению со старушкой «Ноной» является минимальное время, необходимое для открытия огня. При условии своевременного получения данных о целях от разведки 2С31 могла бы обеспечить практически мгновенный их обстрел. Если, конечно, гора электроники, увязанная в единую систему, работала бы безотказно и корректно.
Судьба
«Вена» стала серийной, но не массовой. После завершения госиспытаний заказа от российской армии не последовало. Несмотря на слухи про закупку установочной партии, вы нигде не найдете каких-либо свидетельств применения 2С31 в армии вплоть до 2023 года, когда единственная машина засветилась в репортаже из зоны боевых действий.
17 машин были закуплены Азербайджаном и применялись в 2020 году в ходе конфликта в Нагорном Карабахе. Больше иностранных покупателей найти не удалось.
Почему «Вена» не пошла в армию? Тут трудно однозначно сказать, но думаю, что сработали два фактора.
Во-первых, высокая цена. Высокоавтоматизированная артиллерийская система на гусеничном шасси по определению не могла быть дешевой. При этом в самоходке такого типа армия была заинтересована, поскольку в то же время в конце 2000-х начались закупки САУ 2С34 «Хоста» с тем же орудием 2А80, но без АСУНО и на шасси «Гвоздики» (да, вспоминаем НИР «Нона-2»).
Во-вторых, в то время руководство Минобороны во главе с Анатолием Сердюковым конфликтовало с оборонкой, обвиняя предприятия ВПК в том, что они предлагают военному ведомству модернизацию старой советской техники вместо разработки принципиально новых образцов. Тогда же отказались от готового к производству БТР-90, остановили закупку новых Т-90, отменили ряд других проектов. Правда в конце 2012 года руководство МО сменилось, а «Вену» так и не начали закупать.
Многие скажут, что в условиях массового применения дронов САУ с дальностью стрельбы до 13 км не смогут выжить на поле боя. Однако это же можно сказать сейчас вообще про любую бронетехнику. Поэтому возможно, что при условии решения проблемы с эффективным противодействием FPV-дронам обновленная «Вена» на современной элементной базе сможет стать эффективным средством артиллерийской поддержки.
А как считаете вы?
На этом все. Спасибо, что дочитали этот большой и не самый простой материал. Надеюсь, что вам было интересно. Чтобы не пропустить выход новых статей, подписывайтесь на это канал, а также на канал в Telegram и группу в «Одноклассниках».
Если вам нравится мое творчество, можете поддержать канал рублем через донаты Дзена по ссылке или через кнопку «Поддержать» под статьей.
До скорых встреч!