В период с 1989 по 1996 год на территории СССР и позднее Украины была совершена одна из самых масштабных серий убийств в истории региона - кровь жертв была на руках «самого кровожадного маньяка СССР» Анатолия Оноприенко, он лишил жизни не менее 52 человек.
Преступная деятельность Оноприенко долгое время оставалась нераскрытой из-за отсутствия очевидной системы в выборе жертв и мест нападений. Он действовал в разных областях, делал значительные перерывы между убийствами и не оставлял свидетелей. В большинстве случаев жертвами становились все находившиеся в доме — от взрослых до малолетних детей. Такой подход разрушал привычные для следствия версии и не позволял выстроить цельный психологический портрет преступника.
Подробнее об этом читайте в новом материале 5-tv.ru.
Рождение зверя
Анатолий Оноприенко родился 25 июля 1959 года в селе Ласки Житомирской области. Отец, злоупотреблявший алкоголем и имевший судимости, покинул семью, когда ребенок был еще младенцем. В возрасте трех лет Оноприенко потерял и мать. Заботу о нем взяли на себя бабушка и тетя, однако из-за нехватки средств вскоре мальчик был направлен в детский дом.
Условия в интернате отличались жесткостью. Воспитанники старшего возраста регулярно применяли насилие к младшим, дисциплина напоминала режим закрытого учреждения. В этот период у Оноприенко начали проявляться выраженные поведенческие отклонения. Он участвовал в драках, нападал на сверстников, использовал подручные острые предметы, совершал кражи и неоднократно пытался сбежать. Особое место в его увлечениях занимал огонь — он часто уходил в лес и разводил костры, избегая общения с окружающими.
После выхода из детского дома Оноприенко предпринимал попытки восстановить отношения с отцом, однако они завершались конфликтами. Семейные разногласия и взаимное недоверие окончательно прервали эту связь. В дальнейшем он часто менял место жительства, не имел устойчивых социальных контактов и жил обособленно, что в будущем серьезно осложнило его установление и розыск.
После окончания восьми классов в детском доме Анатолий Оноприенко продолжил обучение в Малинском лесном техникуме, однако стабильной и благополучной эту часть его биографии назвать было трудно. Согласно материалам следствия и свидетельствам знакомых, он учился слабо, регулярно вступал в конфликты, злоупотреблял алкоголем и был замечен в кражах. После второго курса его призвали в армию, где он также не смог адаптироваться и подвергался физическому насилию со стороны сослуживцев.
По возвращении из армии Оноприенко поступил в мореходное училище. Этот период внешне выглядел как переломный: он начал активно заниматься спортом, в том числе каратэ, получил работу в торговом флоте и стал зарабатывать заметно больше прежнего. Служба на судах позволила ему побывать в разных странах, что усилило внутреннее недовольство уровнем жизни в СССР. При этом Оноприенко вступил в КПСС и вел двойной образ жизни, занимаясь мелким воровством и контрабандой, оставаясь при этом вне поля зрения правоохранительных органов.
Финансовое положение Оноприенко в середине 1980-х годов было устойчивым. Он пользовался успехом у женщин, обзавелся жильем и автомобилем, создал семью. Однако личная жизнь быстро дала трещину: после конфликтов и измен гражданская жена ушла от него, забрав ребенка. В 1986 году завершилась и его морская карьера — из-за конфликта с руководством он окончательно покинул флот.
Следующим этапом стала служба в пожарной охране. По месту работы Оноприенко характеризовался положительно, продвигался по службе, вступил в общество охотников и рыболовов и легально приобрел охотничье оружие. Осенью 1989 года он внезапно исчез: забрав все накопленные средства, Оноприенко уехал в неизвестном направлении.
Знакомство, ставшее началом серии преступлений
Незадолго до начала серии убийств в жизни Оноприенко произошел личный конфликт, который, по данным следствия, оказал на него серьезное психологическое воздействие. Он стал свидетелем измены своей возлюбленной с близким другом, после чего между мужчинами произошла драка. Оноприенко был избит и ограблен, а произошедшее он воспринял как предательство, которое не смог принять.
В начале 1989 года в городе Днепрорудном Запорожской области Оноприенко познакомился с Сергеем Рогозиным — ветераном афганской войны, имевшим боевой опыт и общественный авторитет. Между мужчинами быстро установились доверительные отношения. Они совместно занимались торговлей и мелким бизнесом. В дальнейшем Рогозин оказался психологически зависим от Оноприенко.
Именно Оноприенко предложил перейти к криминальной деятельности — грабежам автомобилей на трассах в ночное время. Первое убийство было совершено 14 июня 1989 года в Днепропетровской области. Жертвами стала супружеская пара, спавшая в машине. Преступление сопровождалось ограблением и последующим уничтожением автомобиля.
К концу лета 1989 года Оноприенко перешел к массовым убийствам, устраняя всех, кто мог стать свидетелем. Рогозин, осознав масштаб происходящего, испытывал сильное нервное напряжение, тогда как сам Оноприенко сохранял внешнее спокойствие.
Вторая волна преступлений
Спустя несколько недель после первых преступлений Анатолий Оноприенко покинул Украину и отправился в Европу, где на протяжении нескольких лет находился на нелегальном положении. Как следует из материалов дела, он свободно перемещался между странами, используя поддельные документы. За незаконное проживание его неоднократно выдворяли обратно, однако он всякий раз возвращался за границу, вновь прибегая к фальшивым удостоверениям личности.
В Германии Оноприенко перебивался случайными заработками, работая разнорабочим, посудомойщиком и поваром. Он обращался за предоставлением политического убежища, но получил отказ. Параллельно он продолжал заниматься кражами и грабежами, полагая, что тюремное заключение в Германии может облегчить получение гражданства. Впоследствии он был осужден за ограбление магазина в Австрии и некоторое время провел в заключении, после чего вернулся в Германию, где вновь оказался под следствием.
В местах лишения свободы Оноприенко подвергался насилию со стороны других заключенных. Именно в этот период, как он позже утверждал, у него сформировались планы совершения массовых убийств. Через месяц после ареста немецкие власти направили его на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Оттуда он сбежал и на протяжении нескольких лет скрывался, примкнув к религиозной общине и продолжая жить в статусе нелегального мигранта. Окончательная депортация на Украину состоялась весной 1994 года.
На родине Оноприенко оказался без средств к существованию и постоянного жилья, и, конечно, испытывал постоянный страх разоблачения за ранее совершенные преступления. В мае 1994 года его задержали на железнодорожном вокзале в Киеве за неадекватное поведение, после чего направили на обследование в психиатрическую больницу. Осознав, что его не связывают с убийствами, он продолжал симулировать расстройства, несколько раз сбегал, совершая при этом кражи.
После трех с половиной месяцев лечения Оноприенко был выписан с диагнозом «параноидная шизофрения» и вскоре вновь нелегально выехал в Германию. Год спустя его снова депортировали. Не имея ни работы, ни жилья, он поселился у брата в Житомирской области. Родственники к тому времени считали его погибшим. Однако наладить мирную жизнь Оноприенко не пытался. По данным следствия, у него сформировалась устойчивая ненависть к людям, живущим обеспеченнее него.
Осенью 1995 года Оноприенко похитил охотничье ружье, боеприпасы и экипировку, переделав оружие в обрез. В конце октября он вновь приступил к убийствам.
Оноприенко убивал целые семьи, забирая имущество. Среди жертв оказались женщины, дети и младенцы. В январе 1996 года в селе Братковичи Львовской области он за одну ночь лишил жизни семерых человек, а всего в этом населенном пункте были зафиксированы 12 убийств.
«Другие считают, что я убийца, маньяк. А на самом деле я самый большой потерпевший. Я все это делал, видел их. Я страдал больше всех. Ну что они видели? После этого пришли, там, поплакали и все. А я все это делал... Этих детей невинных, когда они вот смотрят на тебя, убивал их», — так оправдывался позже на следствии убийца.
Последнее преступление Оноприенко совершил 22 марта 1996 года, убив семью из четырех человек. После этого он попытался вновь покинуть страну, однако вскоре был задержан. Всего жертвами его действий стали 52 человека.
Как завершилось дело Анатолия Оноприенко
Первоначально правоохранительные органы рассматривали убийства, совершенные в разных регионах Украины, как разрозненные эпизоды. Перелом в расследовании произошел после одновременного убийства семи человек 17 января 1996 года, когда следствие пришло к выводу, что серия групповых расправ, сопровождавшихся ограблениями, имеет общего исполнителя, действующего в одиночку.
Несмотря на масштаб розыска, улик длительное время не хватало. По ориентировке, составленной со слов очевидца, был подготовлен фоторобот подозреваемого. В поисках участвовали десятки тысяч сотрудников милиции, проверялись тысячи возможных фигурантов. При этом следствие сопровождалось серьезными ошибками: некоторые убийства ошибочно квалифицировались как несчастные случаи, по ряду эпизодов задерживались невиновные, а один из подозреваемых погиб во время допроса. Сам Оноприенко в этот период внимательно следил за публикациями о расследовании и оставался вне подозрений, несмотря на неоднократные контакты с правоохранителями.
14 апреля 1996 года Анатолий Оноприенко был задержан в Яворове Львовской области в квартире своей сожительницы. При обыске были обнаружены предметы, напрямую связывавшие его с серией убийств. На допросе ему предъявили обвинения по десяткам эпизодов. Первоначально Оноприенко отрицал вину, однако в ходе дальнейшего расследования, после подключения центрального аппарата уголовного розыска, дал признательные показания, в том числе по преступлениям, о которых следствие ранее не знало.
Следственные действия продолжались около двух с половиной лет и сопровождались усиленными мерами безопасности: существовала реальная угроза самосуда. Оноприенко вел себя спокойно, подробно описывал совершенные преступления, демонстрируя исключительную память. Дело заняло 99 томов. В рамках расследования был арестован и Сергей Рогозин — участник первой серии убийств.
Судебный процесс стартовал 23 ноября 1998 года в Житомире. Экспертизы признали Оноприенко вменяемым. В ходе заседаний он частично признавал вину, менял показания и отказывался от некоторых обвинений. Родственники жертв неоднократно требовали для подсудимого высшей меры наказания.
3 марта 1999 года суд завершил рассмотрение дела. 1 апреля был оглашен приговор: Анатолий Оноприенко признан виновным по всем эпизодам и приговорен к смертной казни, его сообщник получил длительный срок лишения свободы. Однако в связи с отменой смертной казни на Украине приговор был заменен на пожизненное заключение.
Оноприенко провел в заключении более десяти лет, содержался в одиночной камере, вел замкнутый образ жизни и редко общался с прессой. 27 августа 2013 года он скончался в Житомирской тюрьме от сердечной недостаточности. Похороны были проведены за счет государства, место захоронения не разглашалось.