Места, где можно увидеть песчаные дюны в центре города, полюбоваться 200-килограммовыми белугами или загадать желание в реакторе…
Летом 2025 года Молодые медийные специалисты, представители туристической сферы, блогеры со всей России и жители «атомных» городов объединились на «Тавриде» в арт-школе «По следам Курчатова», чтобы разработать собственные стратегии позиционирования маршрутов научного туризма для городов Росатома.
В числе экспертов арт-школы была руководитель направления «Гостеприимные города Росатома» Вита Саар. С ней мы поговорили о том, как и зачем ехать в атомные города, какие инициативы сейчас реализует в них «Росатом» и какие идеи представили на защите молодые творцы.
— О туризме в атомных городах России заговорили не так давно. Сложно ли сделать из них туристический продукт?
— Смотря что считать сложным. Сложно ломать стереотипы и развеивать мифы, сложившиеся за десятилетия вокруг атомных городов. А города самодостаточные: там есть всё, чтобы сформировать интересный турпродукт. Важно правильное позиционирование. На «Тавриде» мы как раз занимались тем, что разрабатывали новые портреты атомных городов.
Потому что, как правило, что себе представляют люди? Конечно, города-заводы с огромной трубой в центре. А при этом в этих городах очень хорошая экология, проходит постоянный мониторинг всех параметров. То, что вы видите из больших труб (градирен) — это пар. Обычный пар, который даёт вода при кипении. По сути, это просто большой чайник, который обеспечивает электроэнергией весь регион.
Но ассоциация уже сложилась. Во-вторых, о градообразующих предприятиях люди знают намного больше, чем о природных или культурных достопримечательностях. А на самом деле атомные города — они не только про промышленный туризм. Совсем наоборот: там есть и водный, и горнолыжный, и культурно-познавательный, и гастрономический, и, конечно же, профориентационный туризм.
Знаете, иногда местные жители нам даже говорят:
«Может, и не надо нас показывать, у нас так хорошо всё сейчас».
Никому бы не хотелось, чтобы там ходили толпы туристов. Но у нас и нет такой цели. Нет цели сделать из этих городов курорты, хотя у некоторых есть для этого потенциал.
— Вы упомянули, что в атомных городах есть разные виды туризма… Можем продолжить разрушение стереотипов о городах-заводах? Что в них на самом деле можно увидеть?
— Про атомные города можно рассказывать бесконечно. Я говорила про потенциал стать городом-курортом. Он есть, например, у Волгодонска. Это город воды: там Цимлянское водохранилище, там Дон… Ты сидишь на берегу водохранилища и не видишь другого берега, как будто на море. Там шикарный закат — солнце садится в воду.
Ещё у нас есть Сосновый Бор, где несколько километров своего берега Финского залива: песчаного, чистого и очень красивого. Все города Росатома очень зелёные, потому что в своё время создавались в заповедных местах, на территориях лесов, у берегов рек, озёр и у подножья гор. В Сосновом Бору, например, запрещено рубить сосны, поэтому там огромные деревья растут прямо в центре города.
В каждом из наших городов есть водоем, причём многие из них не замерзают, потому что являются водоёмами-охладителями. И это абсолютно безопасно, это доказывают экологические исследования! В них можно купаться, в них разводят рыбу царских пород: осетра, белугу, стерлядь. В Удомле можно посмотреть, как живут осетры и белуги весом по 200 килограммов, их разводит молодая семья фермеров — Егор и Кристина Черняковы.
Есть и гастрономически интересные вещи:
- Печенье «Уралочка» в Трёхгорном (уникальный рецепт, попробовать можно только там)
- Удомельская чёрная икра
- Глазовские табани с припёком
Ни по одному городу, если вы не знаете, что в нём находится АЭС, вы не поймёте, что он «атомный». Зато увидите множество других интересных вещей. Все эти привлекательные фишечки нужно найти, подсветить, развивать и продвигать. Этим и занимается наша программа «Гостеприимные города Росатома».
— Какие инициативы по продвижению туризма в атомных городах были реализованы ГК «Росатом» в рамках Десятилетия науки и технологий?
— У Росатома есть программа социально-экономического развития: «Люди и города». В её рамках действуют разные направления: здоровье, образование, социальные активности, экология и волонтёрство. И в прошлом году «Гостеприимные города Росатома» стали новым, отдельным направлением этой программы.
Мы исследуем сферу досуга и отдыха в городах, занимаемся вопросами инфраструктуры и повышения качества сервиса. Обучаем наших предпринимателей в сфере туристического бизнеса: например, открыли Высшую школу гостеприимства Росатома, в рамках которой в этом году уже обучаются 278 человек. Также учим бизнес заходить в государственные и региональные программы, вручаем свои гранты лучшим проектам.
Ещё одно интересное направление — гастрономия. В этом году мы запустили конкурс «Атомы вкуса. Кулинарное наследие городов Росатома». В рамках этого конкурса мы ищем уникальные локальные рецепты. А если это ещё и рецепт любимого блюда отца-основателя атомной отрасли, например, любимые пирожки Курчатова или любимый борщ Славского, — мы будем несказанно счастливы такой находке.
— Любой ли человек может посетить атомный город? Кого ждут к себе «гостеприимные города Росатома»?
— Открытые города ждут всех: любой человек может приехать и найти, что здесь посмотреть как турист. В закрытых городах, конечно, речь про кадры, про молодых ребят, у которых есть амбиции и желание сделать для мира что-то полезное. В городах Росатома для этого есть все возможности. Да, в них непросто попасть, но и то, что эти города могут предложить, тоже не каждому по силам.
Всего у нас 31 город, 10 из них — закрытые. И для того, чтобы показывать наши города, мы запустили проект «Туры возможностей в атомные города».
Название говорит само за себя. Города показывают свои возможности: жить, работать, развиваться и растить детей. Городам нужны не только атомщики; нужны и экологи, химики, айтишники, предприниматели, учителя, врачи, творческие люди. Поэтому нам интересно показывать города тем, кто ищет новые локации, новые места для жизни.
На сайте rosatom-travel.ru в закладке с соответствующим названием можно заполнить большую анкету, рассказать, чем ты можешь быть полезен городу, где ты учишься или работаешь, чем тебе интересна атомная отрасль. Анкета правда большая, но мы и выбираем лучших, смелых. Туры мы реализуем совместно с программой Росмолодёжи «Больше, чем путешествия», их программы всегда полезные, со смыслом, на «Тавриде» мы с ребятами разрабатывали такие же.
— На «Тавриде» ребята представили восемь концепций маршрутов для разных городов присутствия Росатома. Прониклись ли участники городами, с которыми работали, и как, на Ваш взгляд, прошла защита?
— Защита прошла просто прекрасно. Ребята так меня вдохновили! И мне кажется, они заново влюбились в «свои» города. Даже те, кто в них не живёт и даже никогда не был, «присвоили» их себе и говорили: «Приезжайте к нам в Полярные зори, к нам в Удомлю!» Говорят, что теперь, когда столько узнали, хотят побывать в них больше, чем в Сочи.
А участники, которые как раз живут в атомных городах, сказали, что заново посмотрели на них, заново влюбились и научились приглашать в свои города людей. Мне кажется, это тоже очень важно.
— Что Вам запомнилось в проектах участников арт-школы? И будут ли их идеи воплощены в жизнь?
— Мне очень понравилось, как ребята спозиционировали свои города. Например, Сосновый Бор у нас самый зелёный атомград России, и у него есть, как это назвали участники, природная аномалия прямо посреди города — песчаные дюны и вековые сосны.
А ещё свой Финский залив, где можно покататься и на сапах и на каяках, активно провести время на фоне красивых пейзажей.
Или наши бесконечно прекрасные Полярные зори, которые находятся, на берегу самого большого озера Кольского полуострова Имандра, рядом с Белым морем. Там за четыре дня можно и на лыжах покататься, и поплавать во льдах, поесть летом собранную морошку, узнать культуру поморов и полюбоваться прекрасными арктическими виды.
В Удомле, которая находится между Санкт-Петербургом и Москвой, квартировалась элита и молодёжь 19 века: там писал свои картины Левитан, гостил Чехов, творил Жуковский. Это просто бесконечная кладезь для вдохновения.
В Волгодонске, окружённом водой, находится единственный в мире в открытом доступе памятник — корпус реактора в натуральную величину, в котором можно загадать желание!
И атомная энергия поможет его выполнить. Всё это ребята собирали, вдохновлялись этим, упаковывали в туры, и идеи ребят — это именно то, что нам было нужно. Молодёжь сделала эти туры для молодёжи — это то, что будет интересно молодой аудитории. Конечно, часть мы уже взяли в работу. Все идеи маршрутов от ребят будут интегрированы в наши «Туры возможностей».
— Попадёт ли такой туризм в тренды? Что, на Ваш взгляд, ждёт атомные города в ближайшем будущем?
— Я думаю, мы уже в тренде, потому что после того как стали появляться маршруты и понимание, сколько всего на самом деле в этих городах можно увидеть, интерес стал только возрастать. И конечно же, команда нашего проекта считает, что важно показывать атомные города людям. Главное — как это делать. Мы показываем комфортные для жизни города, которыми можно похвастаться и в которых есть чем гордиться. Пока получается.
И для этих городов мы ждём людей, которые им по росту... Это, кстати, тоже выражение, которое придумали ребята на «Тавриде»: «Атомные города ждут людей, которые им по росту». Отрасль развивается, будут строиться новые предприятия, а значит, нужны люди. И города ждут людей заинтересованных, людей, которые готовы быть причастны к большому делу, которое делает Росатом.