Проповедь иеромонаха Игнатия (Шестакова) в Неделю 33-я по Пятидесятнице, по Богоявлении
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В этом году период от Святок до начала Великого поста достаточно короткий. Как вы знаете, календарь меняется из года в год, потому что Пасха – праздник переходящий, и он не привязан к постоянной дате, как, например, Рождество Христово. И мы по-человечески, когда это обнаруживаем, вроде бы немножко разочаровываемся, потому что нам хочется, чтобы подольше длился период мясоеда и какого-то веселья. Нам маловато как-то веселья, а в России это одна из самых развивающихся отраслей.
Если сравнить, чего мы достигли за последние, допустим, 30–40 лет, то, по-моему, больше всего мы достигли в сфере шоу-бизнеса. Ненормальный такой перекос в сторону абсолютно бессмысленного времяпрепровождения. По сути дела, ничего же человек не приобретает от этого веселья бесконечного, только теряет.
Но не об этом речь. А о том, что уже приближается Великий пост. И нам не всегда этого хочется. С другой стороны, на самом деле время, в которое мы живем, требует от нас, от христиан, постного состояния, состояния подвига, потому что вся эта безумная развлекаловка на что направлена? На то, чтобы нас задурить. Диавол дурит человека, чтобы он не думал о спасении, чтобы он не думал о том, что рядом страдают ближние, чтобы он не помнил о том, что происходит, какие великие потрясения, страдания, и не направлял туда все силы своей души для своего спасения, а участвовал в каком-то гастрономическом и прочем безумии.
Но сегодняшнее евангельское чтение нас отрезвляет. Мы только недавно вроде праздновали Святки, Рождество Христово, Крещение Господне, а тут вдруг и уже чтение о Закхее мытаре. Это уже пролог к приближающемуся посту. И сегодня мы также слышали притчу о десяти девах. Пять из них были юродивые, а пять мудрые. И Закхей тоже был поначалу по-своему юродивым, ведь что для него было самое главное? То же самое, что для огромного количества людей, проживающих в России, особенно для находящихся у власти и около денег. Это обогащение. Мы что-нибудь придумаем, чтобы украсть побольше. А потом мы читаем постоянно, что того арестовали, этого арестовали. И вроде, с одной стороны, оздоравливается общество, но, с другой стороны, конечно, это очень удручает, потому что как-то не останавливается процесс, потому что люди наркоманы денежные. Казалось бы, ну зачем тебе столько, с этими деньгами возьмешь и полетишь в Рай, на тот свет? Нет же.
Этой страстью был одержим и Закхей мытарь. Какой же он прекрасный пример. Закхей человек грешный, которого ненавидел весь город, как обычно бывает с такими чиновниками. У них же нет друзей, нет любви. Одна ненависть и корыстные побуждения. Но, однако же, благодать коснулась сердца этого человека до той меры, что он даже не побоялся выглядеть смешным в глазах своих друзей, горожан и тех, кто его ненавидел и боялся. Он был небольшого роста, и, чтобы увидеть Христа, вернее, чтобы Христос его увидел, заметил его, он забрался на дерево, потому что не мог пробиться через толпу. И Христос увидел его и говорит: «О, вот к тебе мы сегодня пойдем в гости, у тебя будем обедать, ужинать и собираться» (см.: Лк. 19: 1–10). И так расчувствовался этот человек грешный, как бывает, когда приходят к вере люди не очень богословски образованные, люди, грехами одержимые, люди достаточно простые, но в то же время хитрые и алчные. Но иногда бывает, что они вдруг уверуют в Бога, и они очень простыми делами и словами пытаются это показать. Так же сделал и Закхей. Он вдруг встал, может быть, он сам не понимал, что он говорил. Но он встал и, преисполненный этой любви ко Христу, вдруг заявил, что он вообще половину имения раздаст нищим, а еще и вчетверо раздаст всем, кого ограбил, заставил отдать ему свои деньги: «Я вчетверо им отдам». Это тоже какая часть его состояния? Может быть, у него и осталось-то там 10% от того, что он имел.
Но это относится не только к людям, которые были как-то причастны к тому, к чему был причастен Закхей в своей жизни. Это ко всем нам относится, потому что у каждого из нас есть грехи, какие-то привязанности, страсти, от которых мы и не хотим избавляться. А вот если бы мы поступали как Закхей мытарь, мы бы тоже половину вот этого всего, что связывает нас с этим миром, со страстями, мы бы взяли и сразу от этого отказались, поэтому и для нас это пример. И не надо думать, что, если мы не какие-то налоговые инспекторы, это нас не касается. Такое поведение Закхея мытаря всех касается.
Так же, как и пример десяти дев, о которых мы сегодня услышали. Очень великопостная история и пасхальная в то же время. Когда часть людей, которые ожидают Христа, ожидают Жениха, Спасителя, впадают в какое-то расслабление, а часть всё время трудятся в молитве, в посте, в подвиге, в соблюдении заповедей. И вдруг в одночасье внезапно приходит Спаситель мира, Жених, и конец света в этой притче видится. Так мы и живем: одни билеты покупают на концерты, другие собирают помощь для страдающих людей, третьи в ресторанах прожигают свою жизнь, четвертые эти рестораны открывают, бесконечно рекламируют... А потом вдруг внезапно все это закончится. И, возможно, большинство людей, живущих на земле, даже не будут думать, что так произойдёт. Они будут сажать, выращивать, вкладывать свои деньги, открывать свои предприятия, проводить мероприятия, куда-то ездить. И вдруг придет Господь, скажет: «Всё, друзья, всё, больше не будет времени ни на покаяние, ни на молитву, ни на общение со Мной. Грядет Страшный суд». И притча о десяти девах как раз об этом – о том, что никогда нельзя расслабляться и забывать о том, что Господь любого человека может призвать в любой момент к ответу. Нужно дать ответ, на что ты потратил свою жизнь, как ты потратил все, что у тебя было в этой жизни, как ты использовал ту Божественную благодать и свободу, которую Господь тебе дал для того, чтобы к ней приобщаться, чтобы дары Святого Духа получить, чтобы глаза твои открылись и ты увидел Господа Иисуса Христа, и Церковь, и святых, а не только какие-то развлечения и удовольствия в этой жизни, которые, собственно, разрушают твою душу.
Уже начинаем готовиться к началу Великого поста. Главное, составить план того, что и как мы будем делать, потому что не только готовиться надо тем, чтобы сейчас наесться, а потом постепенно из этого выходить, и чтобы в холодильнике ничего не осталось, чтобы потом не приходить на второй неделе поста и не рассказывать: «В холодильнике осталась сметана, и я ее доела». Не это является главной подготовкой к Великому посту, а, конечно же, надо как-то сесть, подумать.
Как раз перед началом Великого поста происходит такое чудо в Церкви, когда вдруг некоторые люди, которые никогда не исповедовались, приходят на исповедь. И этим людям что надо сделать? Надо сесть, вспомнить свою жизнь, написать на бумажке, если мы забываем всё время о своих грехах, и не пропустить это благодатное время. И когда мы это делаем, даже если мы в этот момент не думаем о своих ближних, всё равно мы им помогаем, оказываем милость и благодатную помощь нашим неверующим родителям, предкам, родственникам, которые уже покинули эту жизнь. Мы все, когда молимся и совершаем подвиги веры, облегчаем их участь. И, может быть, благодаря этому, когда мы уже все на Страшном суде встретимся, то их скорбь сменится на радость. А это всё в наших силах. И для этого нам и дается и Великий пост, и все другие посты, и все прекрасные возможности подвизаться, молиться и приобщаться Божественной благодати. Аминь.
Подать записку о здравии и об упокоении
ВКонтакте / YouTube / Телеграм / RuTube/ МАХ