Найти в Дзене
Сретенский монастырь

МУЧЕНИКИ РАИФСКИЕ

27 января по новому стилю Святая Церковь чтит молитвенную память Раифских преподобномучеников, избиенных в IV–V веках в районе горы Синай. На этот день приходится и память новомучеников Раифских, погибших в годы гонений в земле Казанской в начале XX века. Египетская Раифа (недалеко от современного Шарм-эль-Шейха) была одним из первых центров раннего христианского монашества. Уже в III веке там стали селиться отшельники, желавшие пребывать в уединении и молитве. Как пишет об этом святитель Димитрий Ростовский, «преподобные отцы, избравшие себе, для Бога, уединенную жизнь в Синайской пустыне, жили – одни в пещерах и каменных ущельях, другие – в небольших кельях, выстроенных вблизи водных источников, иные же – при церкви. Питались они сырыми кореньями и финиками, равно как и овощами, встречавшимися в той местности. Редко кто из них вкушал хлеба, ибо они проводили жизнь в великом воздержании и строгом посте: один из них вкушал пищу через день, два, или три дня, а были и такие, которые подк

27 января по новому стилю Святая Церковь чтит молитвенную память Раифских преподобномучеников, избиенных в IV–V веках в районе горы Синай. На этот день приходится и память новомучеников Раифских, погибших в годы гонений в земле Казанской в начале XX века.

Икона преподобномучеников Раифских
Икона преподобномучеников Раифских

Египетская Раифа (недалеко от современного Шарм-эль-Шейха) была одним из первых центров раннего христианского монашества. Уже в III веке там стали селиться отшельники, желавшие пребывать в уединении и молитве. Как пишет об этом святитель Димитрий Ростовский, «преподобные отцы, избравшие себе, для Бога, уединенную жизнь в Синайской пустыне, жили – одни в пещерах и каменных ущельях, другие – в небольших кельях, выстроенных вблизи водных источников, иные же – при церкви.

Питались они сырыми кореньями и финиками, равно как и овощами, встречавшимися в той местности. Редко кто из них вкушал хлеба, ибо они проводили жизнь в великом воздержании и строгом посте: один из них вкушал пищу через день, два, или три дня, а были и такие, которые подкрепляли пищей свою немощную плоть только один раз в неделю. Жизнь всех их была подобна ангельской. Как бы забывая о своем теле, они заботились о душе своей и думали только о том, чтобы угодить Господу. Они служили Ему усердно и пламенно, славословя Его день и ночь. Непрерывно молясь и воспевая псалмы, они все в воскресный день собирались в церковь и, проведя всю ночь в молитве, причащались поутру Божественных Таин и потом, снова разойдясь по своим кельям, пребывали в безмолвии»[1].

Постепенно образовался в этой местности Раифский монастырь, ставший великой лаврой (именно для тамошних насельников преподобный Иоанн Лествичник впоследствии написал свою «Лествицу»). Жизнь египетских подвижников была неспокойной из-за неоднократных набегов язычников. Первое нападение на святых отцов в пещерах Синая и в Раифе произошло в начале IV века. Варвары нещадно расправились с несколькими десятками человек.

Египетский инок Аммоний был свидетелем этого избиения и оставил следующее описание произошедшего: «Мы нашли в различных местах убитых мечом тридцать восемь отцов, из которых каждый был убит там, где был захвачен. На телах их было множество разнообразных ран – и кто мог бы описать образ их мученической смерти? Двое же из них, Исаия и Савва, остались еще живы, но были сильно изранены и еле дышали. Мы тотчас же с великими слезами похоронили убитых отцов и позаботились о живых.

Двое еще живых братьев лежали, тяжко страдая. Один из них, по имени Исаия, умер во втором часу ночи, другой же – Савва – остался жив, и была надежда на его выздоровление, ибо раны его были не особенно тяжелыми. Он благодарил Бога за свои страдания, но скорбел, что не удостоился умереть вместе со святыми отцами и с плачем говорил: "Горе мне, грешному! Горе мне, не вошедшему в число святых отцов, пострадавших и умерших за Христа! Горе мне, непотребному рабу, стоявшему уже на пороге спасительного Царства Христова, но не вошедшему в него!"

Среди такой молитвы на четвертый день по избиении святых отцов он и предал свой дух в руки Господни. Когда мы еще скорбели и плакали, пришел к нам один измаильтянин и сообщил, что варварами перебиты все подвижники, жившие во внутренней пустыне, называемой Раифой. Эта пустыня, находившаяся от нас на расстоянии более двух дней пути по берегу Черного моря. Мы спрашивали этого человека, при каких обстоятельствах и сколько было избито отцов, но он ничего не мог рассказать нам об этом, ибо и сам он слышал от других только то, что жившие в Раифе отцы избиты были все без исключения – от старшего до младшего». Монастырь после этого опустел, но христианская жизнь на полуострове не умалилась.

В V веке кочевники-арабы совершили второе избиение святых отцов Раифы и Синая, умертвив многих из них. Свидетелем этой расправы был преподобный Нил Постник. В его «Сказании об избиении монахов на горе Синайской» написано: «Варвары, подобно бешеным псам, ворвавшись и крича что-то непонятное, собирая все, что было заготовлено для пропитания в зиму, и нас <…> выводят из церкви. И тех, которые старее годами, ставят в ряд для убиения, потом, окружив их с яростию и искоса бросая на них огненные взгляды, извлекают мечи»… Память о первом и втором избиении Раифских мучеников христиане пронесли сквозь века.

Спустя тринадцать столетий в земле Русской, неподалеку от града Казани, был основан монастырь. Произошло это в 1661 году. Соборный храм монастыря был освящен в честь Преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных, а сам монастырь получил название Раифский. Основателем монастыря был отшельник Филарет, стремящийся перенести в эту местность святоотеческий монашеский дух. Поначалу обитель была полностью деревянной. В течение двух последующих столетий на ее территории возникли каменные храмы и постройки. К началу революционного 1917 года в монастыре насчитывалось до 80 монахов и послушников. Сама же обитель представляла к тому времени прекрасный памятник архитектуры со своей мирной молитвенной жизнью.

В 1918 году один из насельников обители, иеромонах Сергий, писал, что оказалась «Раифская пустынь совершенно разграблена, разорена и уничтожена». Этот монастырь под Казанью во многом повторил судьбу древней обители Раифской. К 1930 году там оставалось всего несколько насельников. Их судьбы перекликаются с судьбами Раифских мучеников первых веков христианства, ибо отдали они свои жизни за веру во Христа, не убоявшись мучителей.

27 января 1930 года, в день преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных, в приходской церкви обители собрались на престольный праздник немногочисленные насельники, несколько монахинь и мирян. Служба была трогательной, по воспоминаниям присутствующих. После нее был отслужен молебен убиенным в Раифе мученикам. Многие из молящихся в церкви плакали. Монастырь к тому моменту был окружен чекистами. Все понимали, что причащаются Святых Даров и молятся в храме, возможно, в последний раз в жизни.

По окончании богослужений те, кто выходил из церкви, сразу же арестовывались. Вменялся им в вину «контрреволюционный заговор». Иеродиаконы же, остававшиеся в алтаре после службы, были взашей выгнаны из храмовых стен. Арестованные в количестве 44 человек были помещены в грузовики и вывезены в Казань. Практически все из них закончили свои жизни в лагерях и ссылках. Шестеро из них были причислены к лику новомучеников и исповедников Российских. Их имена: игумен Сергий (Гуськов), иеромонахи Антоний (Чирков), Иов (Протопопов), Иосиф (Гаврилов), Варлаам (Похилюк), послушник Петр (Тупицын). После ареста они претерпели жестокие мучения в застенках казанской тюрьмы.

Преподобномученики Раифские – священнослужители и послушники Богородицкой Раифской пустыни
Преподобномученики Раифские – священнослужители и послушники Богородицкой Раифской пустыни

Известно, что послушник Петр на допросе стойко исповедовал Христа, чем изумил даже следователей: «Я человек верующий и готов пострадать за веру, на которую сейчас идет гонение. Это гонение – не новость. Его нужно было ждать, т. к. об этом предсказано в Священном Писании. Для православных христиан наступят времена еще более ужасные, и встретить их надо быть готовым, и переносить их с радостью».

Пятеро из Раифских страдальцев были расстреляны в начале апреля того же года. Игумен Сергий был лишен жизни через несколько месяцев. Его подвергали пыткам за то, что он был ризничим монастыря, выведывая у него, где спрятана ризница. Ничего не добившись, каратели выволокли его, истощенного и еле живого, на место расстрела.

Лики святых новомучеников Раифских ныне украшают алтарь домового храма Раифской восстановленной обители. В 2020 году их имена были включены в собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Важно чтить память святых мучеников, как древних, так и новых. Мученичество есть семя Церкви. Пострадавшие за Христа подают христианам пример стойкости в вере, любви к Богу и праведной жизни, пример чистоты, любви и святости, дабы те следовали по их стопам и проводили земную жизнь «во всяком благочестии и чистоте» (1 Тим. 2: 2).

[1] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

Александра Калиновская

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм / RuTube/ МАХ