В ответ на показательные военные учения, которые восемь европейских держав провели в Гренландии, чтобы продемонстрировать свое несогласие с американскими претензиями на остров, США пригрозили ЕС новыми пошлинами. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен констатировала, что мир изменился окончательно и ЕС нужно пересмотреть свою стратегию безопасности. Как Европа может отстаивать свои интересы перед США и каковы ее шансы — в прогнозе «Известий».
Что сделал ЕС
• Присутствие военных стран НАТО стало «ловушкой Шеллинга», считают западные аналитики. Томас Шеллинг, нобелевский лауреат в области экономики и один из авторов ядерной стратегии США, известен идеей разместить американские войска в ослабленном Западном Берлине в период холодной войны: гибель военных США в случае столкновения с СССР стала бы поводом к ядерной войне. По аналогии с этой ситуацией, вторжение США на территорию, поддерживаемую странами НАТО, также могло спровоцировать серьезный кризис. В итоге США сменили военные угрозы на экономическое давление.
• В ответ на заявления Трампа о намерении так или иначе заполучить Гренландию Европа приостановила торговую сделку с США, что привело к обрушению рынков и рекордному росту золота, как самого безопасного актива на фоне ненадежных национальных валют и казначейских бумаг, выше $4,800 за унцию (о том, что означает для инвестора рост курса золота, мы писали здесь). Соглашение предусматривало снижение пошлин на большинство европейских товаров, экспортируемых в США, с 30% до 15% в обмен на крупные инвестиции ЕС в Соединенные штаты и увеличение экспорта товаров из США в Европу.
• Одной из уже объявленных мер является введение пошлин на американские товары в размере €93 млрд (примерно $109 млрд). По сути, это ответные пошлины ЕС, которые были объявлены с началом торговых войн Трампа в 2025 году и приостановлены до 6 февраля 2026 года благодаря заключению торговой сделки с США. Франция заявила о готовности применить эту меру против импорта из США, но большинство европейских стран не выразили такого намерения, а Германия заявила, что ответные меры должны в первую очередь защищать интересы страны, включая сохранение экспорта.
Что еще может сделать ЕС
• Для противостояния в торговой войне у Евросоюза есть инструмент, разработанный в 2023 году, но еще ни разу не применявшийся. В частности, он предусматривает ряд ответных экономических санкций на попытки третьих стран оказывать давление на Европейский союз или государство в его составе, принуждение сделать определенный выбор или угрозы преградами в торговле или инвестициях — именно так можно расценить новые пошлины, которые анонсировал Трамп. ЕС может ограничить доступ американским компаниям на свои рынки, аннулировать права на интеллектуальную собственность, прекратить взносы в международные союзы и организации, а также ввести санкции против отдельных граждан и предприятий.
• ЕС также рассматривает возможность отказаться от цифровых продуктов США, чтобы обеспечить информационную безопасность. 21 января председатель экономического совета Европарламента призвала разработать «стратегический план по отказу от цифровых и платежных инструментов, принадлежащих иностранным государствам». При этом в зарубежной прессе отмечают, что в развитии ИИ и цифровых сервисов ЕС значительно уступает Китаю и США.
• Европа могла бы пойти по пути заключения новых союзов с другими крупными игроками, чтобы расширить рынки, укрепить экономические связи и обеспечить собственную энергетическую безопасность, подобрав альтернативу дорогим американским энергоресурсам. Еврокомиссия заявила о диверсификации экономики, но в условиях, когда Россия и Китай сильно демонизированы, возможности для выбора партнеров у европейцев немного. ЕС заключил торговые соглашения с Бразилией, Аргентиной, Парагваем и Уругваем, а также планирует подписать торговое соглашение с Индией.
• В прессе активно обсуждается возможность продажи американских казначейских облигаций, чтобы ослабить доллар. Акция «продай Америку» происходит на рынке не впервые, но вряд ли приведет к заметному результату для США, поскольку в Европа не является крупным держателем американских долговых бумаг: в тройке лидеров находятся Япония ($1,2 трлн), Великобритания ($877,9 млрд) и Китай ($688,7 млрд), а держателями облигаций выступают главным образом частные инвесторы и корпорации.
Риски для ЕС
• Для введения санкций против США потребуется принять решение на уровне Евросоюза, а добиться единства среди стран-членов в последнее время сложно. В Европе не осталось достаточно сильных политиков, которые, подобно Шарлю де Голлю, могли бы отстаивать национальный суверенитет и принимать самостоятельные политические решения.
• После отказа от российского газа и нефти ЕС зависит от поставок американского сжиженного газа. К тому же ЕС зависит от США в военной сфере. Собственного вооружения и армии европейцам может не хватить, учитывая, что их ресурсы были оттянуты на помощь Киеву и продолжение конфликта на Украине.
• Прекращение членства в международных организациях и их поддержки вполне совпадает с курсом США, которые сворачивают свое участие в международных структурах. А в случае, если США полностью откажутся от поддержки Украины, это приведет к краху ЕС, поскольку до сих пор все обещания европейских лидеров Киеву давались с расчетом на участие США. Самостоятельно ЕС не сможет продолжать поддержку Украины, а крах «украинского проекта» может спровоцировать негативную реакцию внутри Европы.
• ЕС вынужден делать «выбор без выбора». Тот факт, что фон дер Ляйен сразу не отреагировала на угрозы США в адрес стран, проводивших военные учения в Гренландии, привело к недовольству внутри ЕС. Некоторые европейские чиновники отмечают, что тактика торговых уступок США вместо противостояния Трампу никак не меняет американскую позицию и не идет на благо Европе. Ультиматум Трампа поставил ЕС и США на грань экономической войны, и то, как союз будет преодолевать эту ситуацию, будет иметь для него экзистенциальное значение.
• По оценке экспертов, ситуативная торговая война между ЕС и США из-за Гренландии продлится не больше недели, после чего европейцам придется пойти на уступки. Но Европа может затянуть это противостояние, создающее общий негативный фон, до конца 2026 года в надежде на то, что промежуточные выборы в США приведут к потере контроля Республиканской партии над конгрессом, и тогда Трамп уже не сможет свободно предпринимать какие-то действия, в том числе и против европейских стран.
При подготовке материала «Известия» беседовали с:
- политологом Владимиром Шаповаловым;
- политологом Юрием Световым.
Приведет ли конфликт вокруг пошлин к полноценной торговой войне или все закончится уступками?