Якутянка Евгения Колесова однажды решилась кардинально изменить свою жизнь и оказалась в солнечной Абхазии. Сегодня она воспитывает троих детей, ведет хозяйство вместе с мужем-абхазцем и развивает семейный бизнес, отправляя натуральные продукты в разные регионы России.
В интервью «Улус.Медиа» Евгения рассказала, как любовь привела ее на юг, чем отличаются якуты и абхазы, скучает ли она по родине и как строит свое дело вдали от нее.
Кардинальные перемены: от госслужбы к предпринимательству
— Как вы пришли к решению кардинально изменить свою жизнь и заняться предпринимательством?
— Семь лет я проработала на госслужбе и, наверное, всегда в душе была предпринимателем. Я постоянно чувствовала, что хочу что-то изменить в своей жизни и понимала: оставаясь на госслужбе, я не смогу реализовать все свои цели и мечты. В 2018 году, проработав семь лет, я в один день написала заявление об увольнении. Мы с маленькой дочкой переехали в Москву — тогда она училась во втором классе. Я устроила ее в новую школу, и мы начали жить в столице. В Москве я прожила около года и именно там начала свою предпринимательскую деятельность.
Я активно развивалась в столице: посещала бизнес-мероприятия, проходила обучение, открыла интернет-магазин и шаг за шагом начала реализовывать свои цели.
Солнечная Абхазия и встреча с будущим мужем
— Как в вашей жизни появились Абхазия и будущий муж?
— Совершенно случайно мы с сестрой на три дня поехали отдохнуть в Абхазию. Там я и познакомилась со своим будущим мужем. Наверное, тогда же случилась и моя любовь к этой стране. Меня покорили природа, спокойный темп жизни после Москвы, теплый климат и обилие свежих фруктов — того, чего нет ни в Якутии, ни в Москве.
Мой будущий муж работал экскурсоводом при отеле и возил нас на экскурсии. Уже при первой встрече он сказал, что, скорее всего, я стану его женой — что он увидел во мне ту самую, которую ждал. С самого начала у нас все было серьезно: это был не курортный роман на неделю, а осознанные отношения. Я не планировала переезжать в Абхазию, ведь я просто приехала отдохнуть. Но через полгода, в 2019 году, я уже переехала к нему жить. Наверное, все-таки не зря говорят, что случайности не случайны.
— Как проходила адаптация на новом месте? С какими трудностями вы столкнулись, а что, наоборот, приятно удивило?
— Я, наверное, не сразу привыкла к жизни в Абхазии. В первое время мы около полугода прожили здесь, затем успели пожить и в Якутии. Мой муж пробовал адаптироваться к жизни в условиях минус 50, работал таксистом. Позже мы жили в Москве, но, когда в 2020 году началась пандемия, нам пришлось уехать, и какое-то время мы снова провели в Якутии.
Мы пожили в разных местах, и только около трех лет назад окончательно вернулись в Абхазию. Тогда мы поняли, что это именно то место, где хотим растить детей и строить свою жизнь дальше.
Если говорить о трудностях, то, конечно, определенные сложности были связаны с менталитетом. Но при этом я заметила, что у нас гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд. Меня приятно удивило отношение к традициям и вере. Здесь, несмотря на разные религии, есть и свои традиционные верования. В семье моего мужа, например, есть языческие традиции — почитание огня и воды. В этом смысле у абхазов и якутов много схожего, и это стало для меня неожиданным и очень теплым открытием.
Из личных сложностей: у меня появилась аллергия из-за обилия цветущих растений. Здесь очень много зелени, цветет амброзия, березы, и к этому мне пришлось долго привыкать. С аллергией я до сих пор борюсь, но в целом уже более-менее адаптировалась.
— Какие, на ваш взгляд, основные преимущества и недостатки жизни в южном регионе по сравнению с Якутией?
— Преимущество, конечно же, теплая погода. У детей больше солнца, они получают много витаминов, и нет необходимости покупать тяжелую зимнюю одежду. Здесь зима мягкая: например, сегодня днем около +13+15 градусов. Среди недостатков, пожалуй, можно отметить наличие множества насекомых, которых я не очень люблю.
В целом жизнь здесь проще. Недавно я летала в Якутию и снова это почувствовала. Здесь людям не приходится так сильно готовиться к зиме, как у нас. В Якутии летом мы заготавливаем сено, собираем плоды и ягоды, готовим запасы, строим тёплые коровники — все это необходимо, чтобы пережить зиму. Здесь же коровы могут питаться зеленью круглый год, курочки сами по себе гуляют, и в целом вести хозяйство гораздо проще.
Еще один плюс в том, что здесь можно выращивать растения круглый год. Хоть зимой, хоть летом — все будет расти.
Семейный бизнес: мандариновый сад и доставка экопродуктов
— Когда возникла идея заложить мандариновый сад и создать бизнес по доставке абхазских продуктов? Какие этапы были самыми сложными?
— Буквально в прошлом году, в сентябре, мы решили переехать в родовой дом моего мужа. Там одна живет его мама, он — единственный сын. Мы решили окончательно переехать и заняться возрождением их мандаринового сада. Вообще на участке есть разные фруктовые деревья: хурма, яблоки, груши, персики, виноград — все это сад, который когда-то закладывал их дедушка. Сейчас мандариновым деревьям по 60–70 лет, они уже меньше приносят плодов, поэтому мы решили обновить сад и заложить новые деревья.
Для нас это, в том числе, инвестиция в будущее наших детей: ты сажаешь деревья, и через 5 лет они начинают приносить плоды каждый год. То есть мы создаем актив, который можно оставить детям.
Идея бизнеса пришла спонтанно. Когда я начала вести блог о нашей жизни, быте и хозяйстве, люди стали сами проявлять интерес. Они спрашивали о нашей домашней продукции: аджинджух (чурчхела на гранатовом соке с фундуком) и других натуральных продуктах. Поскольку я маркетолог и предприниматель, я поняла, что нужно этим заниматься: людям хотелось получать свежие продукты, особенно в Якутии, где такого нет — все либо сильно обработано, либо с химией. У нас же продукты абсолютно свежие, натуральные, без добавок. Это экологически чистые продукты, которых якутянам очень не хватает.
— Что вас вдохновило на предпринимательскую деятельность? Поддерживают ли вас близкие люди?
— Самым сложным этапом для меня оказалась логистика и доставка продуктов. Был случай, когда я отправила заказы через «Почту России», а они так и не дошли. Я потеряла, наверное, всю прибыль, но решила не сдаваться. Несмотря на то, что заплатила за экспресс-доставку 40 тысяч рублей, и почта обещала доставку за 7 дней, посылка не дошла. Мне пришлось самой лететь в Якутию, заново собирать и упаковывать заказы, чтобы люди, которые мне доверились, все-таки получили продукты. Вот недавно я слетала в Якутию и доставила все заказы лично.
Мне кажется, что у меня с детства есть предпринимательская жилка. Я не хотела работать в найме, всегда стремилась создавать что-то свое. Мои близкие меня всегда поддерживают: еще будучи студенткой в 19 лет, я открыла в Якутске школу танцев. Когда родилась первая дочка, я открыла магазин детских товаров, потому что ребенок был маленький, а товары дорогие, и я решила привозить одежду оптом, чтобы одевать своего ребенка и одновременно зарабатывать.
Я всегда ищу возможности, где можно быть полезной людям и при этом развивать свой бизнес. Мой муж, свекровь и родители — они меня полностью поддерживают в этом, и это очень помогает двигаться вперед.
Якуты и абхазы: различия в менталитете и привычках
— Как часто удается приезжать в Якутск? Сильно ли скучаете по родине?
— В Якутск я приезжала совсем недавно, буквально позавчера я прилетела в Абхазию. Я очень скучаю по родине, особенно по рыбе. Я родом из Среднеколымска, и колымская рыба у нас очень вкусная, я всегда по ней скучаю. И, конечно же, я скучаю по своим родственникам, потому что мы, якуты, любим собираться большой семьей, долго разговаривать, делиться новостями. У нас очень сильная связь с родом, и встречи с семьей для нас, якутов, очень важны. Скучаю по этим моментам.
— Замечаете ли вы различия в менталитете и культурных привычках между якутами и абхазами?
— Конечно, различия есть. Здесь люди ведут более размеренный образ жизни: они никуда не торопятся, потому что у них нет такой постоянной потребности в выживании, как у нас. Например, мой муж очень спокойный, медленный. Он может сказать, что приедет через 15 минут, а приходит через час — для него это нормально. Я же привыкла действовать быстро, реализовывать все свои идеи оперативно.
Различия проявляются и в культурных привычках, например, в еде и в бытовых взглядах. Но несмотря на это, мы стараемся понимать друг друга и учитывать особенности друг друга. Я учусь быть более спокойной и не торопиться, а мужа стараюсь мотивировать быстрее действовать, чтобы успевать решать наши семейные дела.
— Как вам удается находить общий язык в семье?
— Основная загвоздка у нас — темп жизни. Мы, якуты, привыкли все делать быстро, а здесь многое происходит спокойно. Но я понимаю, что для гармоничных отношений нужна работа с обеих сторон. Мы стараемся проговаривать все моменты, искать компромиссы и вместе находить решения.
У нас много семейных дел: каждый год мы сажаем полтора гектара кукурузы, ухаживаем за тремя коровами, четвертая у нас скоро родит и заботимся о мандариновом саде. Я даже училась на коуча, чтобы лучше понимать, как строятся отношения, и продолжаю работать над собой. Все это помогает нам сохранять хорошие отношения и поддерживать гармонию в семье.
Планы на будущее и советы и советы тем, кто хочет поменять жизнь
— Какие планы строите на ближайшие несколько лет и как видите развитие своего проекта в будущем?
— Мы планируем развивать также агротуризм. У нас есть участок, который мы купили вместе, и я вижу огромный потенциал в развитии Абхазии через туризм и качественный сервис. Я мечтаю построить здесь турбазу с уклоном на агротуризм, чтобы люди могли сами участвовать в жизни хозяйства: собирать фрукты с деревьев, готовить варенье на мастер-классах, обучаясь у моей свекрови доить коров, делать сыр и потом могли бы забирать сделанные своими руками продукты домой в качестве гостинцев.
Я хочу, чтобы гости увидели настоящий быт абхазов, поняли, как они живут и какие у них дома. Это будет не стандартный пляжный отдых, а более глубокое погружение в культуру и жизнь страны, с возможностью увидеть все плюсы и минусы жизни здесь, потому что везде они есть. Мне очень хочется показать Абхазию такой, какой вижу ее я.
Мы планируем уже в этом году начать строительство турбазы и принять первых гостей. Помимо этого, мы продолжим развивать проект с экопродуктами: отправку натуральных продуктов мы оставляем, но также хотим активно развивать направление агротуризма.
— Что бы вы посоветовали якутянам, которые задумываются о переезде в другой город или страну, либо о запуске собственного дела?
— Я не пропагандирую именно переезд, потому что считаю, что родина — это всегда твой дом, твой род, твои родственники. Там проще жить, там свои опоры. Но есть некоторые люди, которые действительно хотят изменить свою жизнь, как это было у меня. Я бы им посоветовала попробовать, чем потом жалеть, что не рискнули. Конечно, важно подготовиться финансово: нужно хотя бы создать подушку безопасности на первые полгода, чтобы адаптация прошла спокойно и можно было спокойно начать новую жизнь в другом городе или стране.
Тем, кто задумывается о запуске собственного дела, я советую в любом случае пробовать и тестировать все на практике. Лучше сделать, пожалеть и потом проанализировать, чем не сделать и потом жалеть. Опыт — лучший учитель. Даже когда я отправила заказы, и «Почта России» их не доставила, я поехала сама, очень многое узнала, сделала выводы и доставила все клиентам. Это был ценный опыт, который я нигде бы не получила.
Я всем желаю двигаться к своим целям, несмотря ни на что, работать над собой и читать больше книг. У меня, кстати, есть книжный клуб — я обожаю книги. Именно они стали для меня стимулом к переезду и к переменам в жизни. В книгах можно найти ответы на многие вопросы, и я всегда всем советую читать их.
Фотографии из личного архива Евгении Колесовой