Сегодня представляем вам живописца русской деревни, успешного художника высшего сословия Николая Петровича Богданова-Бельского.
Николай родился в селе Шопотово Бельского уезда Смоленской губернии. Об о матери будущего художника известно совсем немного — она была одинокой батрачкой, об отце же и вовсе нет никаких сведений. При крещении священник записал его как Богданова, что означает «богом данный». Вторая часть фамилии — Бельский, название родной губернии, появилась намного позже. Но обо всем по порядку.
Первым наставником Николая стал церковный звонарь, благодаря которому мальчик освоил навыки чтения и письма. Рано он проявил интерес к рисованию — запечатлевая окружающую действительность. Позже он поступил в церковно-приходскую школу в Шопотове, где освоил резьбу по дереву. Здесь, в школе, произошла судьбоносная встреча талантливого мальчика с профессором Московского университета С. А. Рачинским.
Природные способности юноши были так ярко выражены, что в 1881 году С. А. Рачинский решил отправить его на обучение к мастерам иконописи в мастерские Троице-Сергиевой лавры. Кроме того, он предоставил молодому таланту финансовую помощь в размере 25 рублей в месяц. После этого С. А. Рачинский направил своего талантливого воспитанника для продолжения учебы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Учителями Богданова-Бельского в училище были такие мастера, как В. Е. Маковский, В. Д. Поленов, И. М. Прянишников.
Выпускной работой Николая Петровича была картина «Будущий инок». За неё он получил Большую серебряную медаль, а также звание «классного художника». Работа сразу привлекла внимание, и её повторение было выполнено художником для П. М. Третьякова, а оригинал был передан императрице М. Ф. Романовой. Тяга к учёбе и совершенствование своих художественных навыков приводят Н. П. Богданова-Бельского в стены Императорской Академии художеств, в класс великого И. Е. Репина, после чего он отправляется в Европу — во Францию, Германию, Италию.
Закончил Академию художеств Николай Петрович в 1903 году, а в 1905 году ему было присвоено звание академика живописи за серию работ о русской деревне. Именно тогда, с лёгкой руки императора Николая II, художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении звания, император добавляет к фамилии Богданов через дефис — Бельский.
Кроме жанровых картин — сюжетов из крестьянской жизни, с подачи императрицы Марии Федоровны Н. П. Богданов-Бельский начал писать и парадные портреты знати. Вслед за Марией Федоровной портрет кисти художника пожелал иметь великий князь Сергей Александрович. Он также писал портреты его племянника, маленького Дмитрия Павловича, и министра финансов Сергея Витте. За этим последовал заказ от самого Николая II.
Богданов-Бельский был членом нескольких художественных союзов — Товарищества передвижных выставок, Общества им. Архипа Куинджи и других. Вместе с И. Е. Репиным он поддерживал русских художников и помогал им показывать свои работы за границей. До революции 1917 года он проводил выставки русской живописи в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии и Чехии.
После революции дела Н. П. Богданова-Бельского значительно осложнились. Он не признавал новую власть, но продолжал творить в России. Тем не менее, реалистическая живопись перестала вызывать интерес у публики, и на какое-то время в моде оказался авангард. Его картины не продавались и не выставлялись. В конечном итоге художник принял решение переехать в Латвию, где его работы все еще были популярны. Его латвийский период жизни продлился 23 года, за это время было проведено 7 персональных выставок. Умиротворяющие пейзажи Латвии — озера, леса и луга — пленили художника. В этот период он создал множество пейзажей и натюрмортов.
Во время Великой Отечественной войны Н. П. Богданов-Бельский находился на оккупированной немцами территории Латвии. В 1944 году Николай Петрович тяжело заболел. Ему была необходима сложная операция, в связи с чем он поехал в Германию. Там он и умер в феврале 1945 года во время бомбардировки немецкой столицы англо-американской авиацией.
Что касается личной жизни художника, то он был женат дважды. Первой супругой стала Наталья Топорова, с которой он прожил больше 10 лет и часто писал её портреты — «Именины учительницы», «Чтение в саду». Вместе супруги эмигрировали в Латвию, но в 1921 году Наталья уехала. Второй избранницей стала Антонина Эрхардт. Их роман начался в эпистолярном жанре, и только через 10 лет Антонина решилась на развод с мужем и обвенчалась с Николаем Петровичем. У Н. П. Богданова-Бельского не было своих детей. Пасынок Герт Эрхардт унаследовал коллекцию художника, выставлял картины в Германии и писал об отчиме и его творчестве.
Произведения Н.П. Богданова-Бельского остаются наглядным свидетельством неповторимого русского быта и национального характера. Многие из них стали хрестоматийными. Российскими аукционными домами было продано 15 произведений художника. Согласно сведениям HammerPrice, самая высокая цена в размере 8 млн рублей была предложена за работу "На опушке леса" на зимнем московском аукционе в 2025 году.
Посетите наш сайт, чтобы узнать больше об аукционных продажах работ Богданова-Бельского Николая Петровича.