Есть довольно расхожее мнение, что королева Елизавета II была плохой матерью: холодной, отстраненной и слишком занятой королевскими обязанностями.
Так ли это?
Давайте разбираться в вопросе.
И первое, что нужно сказать: Елизавета была разной матерью для своих четверых детей. И тому были причины.
Старшие дети – принц Чарльз и принцесса Анна – родились у Елизаветы, когда она еще была принцессой и наследницей престола. Младшие – принцы Эндрю и Эдвард – появились значительно позже, у правящей королевы Великобритании.
С определенной долей уверенности можно предположить, что, если бы Елизавете не пришлось так рано сменить умершего отца на престоле, между детьми не было бы такой большой разницы в возрасте. И не было бы такого разного подхода к их воспитанию.
Пробежимся по всем детишкам по отдельности.
Принц Чарльз (нынешний король Карл III)
Пожалуй, именно Чарльз во многом поспособствовал тому, чтобы подмочить репутацию своей царственной маменьки именно как маменьки: намекал на свое детское одиночество, вспоминал учебу в ненавистном Гордонстауне и – никогда не говорил прямо, но это всегда витало в воздухе – затаил обиду за свой неудачный брак.
Но можно ли говорить о том, что Елизавета не заботилась о Чарльзе? Нет. Просто она была молода, неопытна и зависима от традиций.
Когда Елизавета начала исполнять свои королевские обязанности, её дети были ещё совсем малы: Чарльзу было четыре года, Анне – два.
Молодой семье пришлось переехать из уютного, только что отремонтированного Кларенс-хауса в огромный Букингемский дворец. Чтобы сделать перемены менее болезненными для маленького принца, королева распорядилась оформить его комнаты в новом доме точно так же, как в прежнем.
Однако вскоре после коронации Елизавета с принцем Филиппом отправилась в шестимесячное турне по странам Содружества, оставив Чарльза и Анну в Англии.
Елизавета принадлежала к тому поколению и социальному кругу, где было принято доверять воспитание детей няням и гувернанткам. Она искренне считала, что для малышей лучше оставаться дома под надёжным присмотром, чем сопровождать родителей в бесконечных поездках. К тому же сама будущая королева выросла именно в таком окружении — родители редко бывали рядом, поручая заботу о дочери гувернантке и частным преподавателям.
Некоторые историки считают, что из-за этого между Елизаветой и Чарльзом не сформировалась такая прочная эмоциональная связь, как между ним и его няней. Сам принц позже признавался, что именно персонал детской комнаты «научил его играть, стал свидетелем первых шагов, хвалил и наказывал, когда было нужно».
Биограф Салли Беделл-Смит в своей книге о принце Чарльзе отмечает то же самое: после смерти отца Елизаветы и её восшествия на престол преданность долгу оставляла ей всё меньше времени на детей. Она всё больше полагалась на мужа в принятии семейных решений и на нянь, которые занимались повседневной заботой о наследниках. Королева и герцог Эдинбургский виделись с детьми лишь утром за завтраком и вечером за чаем, и, как это было принято в аристократических кругах, не проявляли особой физической ласки: обнимашки не поощрялись.
При этом принц Чарльз был очень близок со своей бабушкой, королевой-матерью, которая просто обожала внука.
В 2013 году стало известно содержимое личных писем королевы-матери, из которых следует, что она пыталась убедить Елизавету и принца Филиппа отправить Чарльза учиться в Итон — школу недалеко от Лондона, а не в шотландский Гордонстоун, который он возненавидел.
На похоронах королевы-матери в 2002 году принц Чарльз произнёс сказал:
«Для меня она значила всё, и я страшился этого момента... Почему-то я никогда не верил, что он когда-нибудь наступит. Она казалась неустанной, несгибаемой… и я с детства обожал её».
Принцесса Анна
Принцесса Анна, как и её брат, появилась на свет в Кларенс-Хаусе. Елизавета сама кормила дочь грудью и долго не доверяла заботу о ней нянькам. Когда Анне исполнилось полтора года, её мать взошла на престол. Девочка быстро привыкла к переменам и спокойно пережила переезд из Кларенс-Хауса в Букингемский дворец, где её ждала новая детская.
Спустя два года Анна впервые села за парту — в небольшой частной школе, которую королева организовала прямо в Букингемском дворце.
Позже Анна, как и Чарльз, продолжила образование в школе-интернате. В ее случае это была закрытая школа для девочек Бененден в графстве Кент. И ей там было вполне комфортно. Более того, она до сих пор считает именно закрытые школы основой британского образования и воспитания достойных членов общества.
Единственная дочь королевы публично опровергла расхожее мнение о том, что её мать не была настолько заботливой и вовлеченной, как, возможно, следовало бы.
При этом есть два фактора, которые делают детство Анны и ее взаимоотношения с матерью более гладкими, чем у ее старшего брата.
Во-первых, Анна с самого раннего возраста разделяла страсть Елизаветы к лошадям, а ничто так не сближает, как общие интересы.
В-вторых, она была любимицей отца, и вечная занятость мамы не так сильно ее удручала.
В возрасте девяти лет отец научил Анну водить автомобиль, что для ребёнка было довольно необычно. Так она начала осваивать старый малолитражный «Остин», катаясь по аллеям королевских владений. Когда же в семнадцать лет Анна с первой попытки получила водительские права, она с удовольствием вспомнила все те годы, проведённые за рулём вместе с отцом.
Кроме того, следует отметить, что эмоционально Анна всегда была более стабильной и менее ранимой, чем Чарльз: сказывалась врожденная язвительность, унаследованная от отца, и, наверное, стойкость профессиональной спортсменки.
Принц Эндрю
В феврале 1960 года Елизавета II родила своего третьего ребенка – принца Эндрю.
«Я не хотела бы, чтобы это дитя познало тревоги и заботы королевской власти. Я предпочла бы, чтобы он был просто счастлив», - сказала тогда королева.
Возможно, именно эти слова и породили легенду о том, что ее третий сын стал ее любимчиком. Хотя, по-моему, не такая уж это и легенда.
Материнство стало для правящей королевы настоящей радостью и возможностью отдохнуть от королевских обязанностей. Прочно сидящая на троне, гораздо более уверенная в себе, чем восемь лет назад, Елизавета могла без угрызений совести позволить себе быть просто матерью. Королева старалась проводить с Эндрю как можно больше времени, не упуская ни одной детали из жизни своего сына.
Малыш Эндрю был настоящим сорванцом — «анфан террибль» Букингемского дворца.
Он связывал шнурки на ботинках у королевских гвардейцев, завязывал в узел знамёна, утаскивал серебряные приборы и тарелки с банкетных столов, одновременно нажимал десятки звонков или устраивал «ложные тревоги» в Сандрингеме.
Один из лакеев как-то заметил, что «этот мальчишка способен посеять хаос быстрее, чем целая толпа футбольных фанатов».
Его манеры оставляли желать лучшего, и «пожалуйста» с «спасибо» от него можно было услышать нечасто.
Подросший сыночек, как и его старший брат, был отправлен в Городонстаун, но, по всей видимости, легко приспособился к тамошней жизни. Он был красивым, дерзким, самоуверенным до наглости и не страдал от саморефлексии.
Потом он делал успешную военную карьеру, занимался вопросами экономики и легко покорял женские сердца.
Казалось, свадьба с рыжей бестией Сарой Фергюссон и рождение двух дочерей его немного образумила, но, как оказалось, ненадолго.
Елизавета же сыночку любила и до самой смерти прикрывала своим царственным крылышком, хоть и понимала, что где-то она за его воспитанием не уследила.
Принц Эдвард
В 1964 году в королевской семье родился младший ребёнок – принц Эдвард. Скорее всего, его появление на свет не было запланированным, так как известно, что Елизавета немного стеснялась своей «поздней» беременности.
В конце 1960-х, BBC получило разрешение на съёмки документального фильма в стенах королевской резиденции. Британская публика впервые увидела свою королеву с новой стороны - как любящую мать, ласково держащую за руку маленького сына во время семейной прогулки по Виндзорскому замку.
Малютка Эдвард получился настоящим ангелочком: добрым, ласковым и послушным, но в то же время живым и бойким. Но это был ангелочек с сильным и стойким характером. Известен такой случай: в пятилетнем возрасте, когда лопнувшая струна виолончели Чарльза со всего размаху хлестнула его по лицу, он сохранил лицо и сдержал слезы, несмотря на сильную боль.
Для своего младшего сына Елизавета вновь организовала в стенах Букингемского дворца домашнее обучение. Вместе с ним занятия посещали его родственники — леди Сара, леди Хелен Виндзор и Джеймс Огилви. Педагоги обращали внимание на сдержанный и замкнутый характер мальчика, подчёркивая, однако, его внутреннюю силу. Он демонстрировал поразительную скорость в изучении предметов, которые его увлекали, и при этом полностью игнорировал то, что считал скучным.
В более старшем возрасте преподаватели отмечали в нём решительность, граничащую с упрямством, и говорили, что он уважал только тех, кто мог ему противостоять. Парадоксальным образом эта твёрдость сочеталась в нём с глубокой душевной ранимостью и почти болезненной потребностью в ласке.
В душе Эдвард оставался тихим, погружённым в себя мечтателем. Его мягкие манеры, врождённая учтивость и воспитанность располагали к нему близкий круг. С родными братом Чарльзом и сестрой Анной у него сложились тёплые и доверительные отношения. Совсем иначе обстояло дело с Эндрю. Эдвард сознательно старался быть непохожим на энергичного и самоуверенного старшего брата, всеми силами пытаясь избежать подавляющего влияния его сильной, эгоцентричной и насмешливой натуры.
Женился Эдвард довольно поздно, но его семья стала настоящей отдушиной для королевы Елизаветы на фоне бурной личной жизни других ее детей.
Она сразу полюбила спокойную и надежную Софи, а для и детей – Луизы и Джеймса – могла быть просто бабушкой. Луиза рассказывала, что в детстве она удивлялась, когда ей говорили, что ее бабуля – королева Великобритании.
Именно Софи больше всего времени проводила с Елизаветой в последние годы ее жизни, особенно после смерти принца Филиппа.
***
В 2012 году, когда Кейт Уинслет была награждена орденом Британской империи, она сказала королеве, что «любит быть мамой» даже больше, чем быть актрисой, на что королева ответила: «Да. Это единственная работа, которая имеет значение».
***
Еще больше обо всем королевском и аристократическом - в моем телеграм-канале "Королева &Co". Присоединяйтесь!
А в моем телеграм-канале Charlotte&Mezonin - все об архитектуре и исторических зданиях.
Сообщество в VK "Mezonin. Историческая архитектура"
Мой книжный канал на Дзене - Lettera