В последнее время часто приходится читать о том, что дворняги — это чуть ли не биологический мусор, ни к чему не пригодные, от которого надо избавляться. Но так ли это, и насколько породистые собаки лучше своих дворовых соплеменников.
Тут мы не будем разбирать внешний вид, породные стати, а остановимся лишь на рабочих качествах собак, на примере тех, кто проживал у нас в разные годы. И конечно ни в коем случае мы не выступаем с лозунгом «Не покупайте собаку – возьмите из приюта»! Ведь каждому свое.
Из породистых собак держали мы колли, правда старых кровей, кавказскую овчарку, южаков, с кем связали свою жизнь на долгие 40 лет, среднеазиатов, и американских кокеров. Ну а дворняг было много и разных.
Всю жизнь я хотела иметь кавказскую овчарку, но в московской квартире содержать ее было проблематично, именно поэтому мы и завели шотландскую овчарку. Завели, и не пожалели, одной из самых лучших своих служебных собак мы считаем именно ее. У Ратты было все: безоговорочное послушание, полное спокойствие по отношению к незнакомым людям и животным на улице, и реальная охрана и защита в нужный момент. Такая же была ее мать, получавшая на всех соревнованиях по защитно-караульной, розыскной службам и разумеется по общей дрессировке самые высокие оценки.
Но кавказскую овчарку подержать нам все же удалось, когда мы оказались на работе в Тверской области. Это был совершенно дикий пес трех лет. Даже не знавший свою кличку и ничего не получавший от людей, кроме побоев. Не то что защищать и охранять, этот пес просто не хотел иметь дела с человеческим родом. Но спустя год нашей совместной жизни, поведение собаки изменилось. Он почувствовал, что у него теперь есть дом и хозяева, которые его любят. И за этих хозяев он готов был на многое. Не знаем, как защита, к счастью нам не пришлось с этим столкнуться, но не то что в дом, даже к дому теперь приблизиться не мог никто. Он не просто лаял, он шел в атаку.
Многое можно рассказать о южаках. Пожалуй, из всех сук защитницей была лишь одна. Остальные разве что лаяли и рычали, создавая вид охраны. Зато кобели работали на совесть. И несколько раз реально спасали нас от бандитов, беглых заключенных и желающих залезть в дом.
Ну и в охранных способностях нашей азиатки никто не сомневается. В дом, как и положено незнакомых не пускает. Зашедших к нам знакомых и друзей уважает. Ну а на прогулке не отходит от нас ни на шаг. Пока остальные собаки наслаждаются прогулкой, Триша находится на работе. Почуяв зверей, Триша преграждает собой нам путь, как бы говоря: «не ходи туда, там опасность». И сколько бы мы ее не обходили, пытаясь «прорваться» нам этого еще ни разу не удавалось. Уж не знаем, как повела бы она себя в экстремальной ситуации, но смеем надеется, что, как и кобели южаков, в беде нас не оставит. Hу о нашем трехгодовалом САО пока говорить рано, но участок охраняет, холка дыбом и вперед!
А что же с дворнягами? Сеня, в крови которого были лабрадоры пришел к нам сам. Весь в синяках, тощий как скелет и с отгрызенной веревкой на шее. Не знаем, что случилось с собакой, но раньше видимо он знал лучшую жизнь, поскольку, оказавшись у нас сразу залез на диван. Но это было потом. А сначала даже при малейшем повышении голоса собака визжала, и в панике убегала. Спрашивается, чего можно было от нее ждать? Однако уже через полгода Сенька стал лучшим нашим защитником. Спокойствие и доброжелательность лабрадора, послушание и охранные качества овчарки. Сеня никогда не допускал чтобы к калитке мы пошли одни, если за ней стоит посторонний. Молча летящий к калитке большой черный пес, с поднятой холкой не оставляет равнодушным. Он будет сидеть рядом во время всего разговора, безотрывно следя за действиями пришедшего. Но стоит ему сказать: «Сеня все хорошо, иди домой», он как замечательно выдрессированный пес выполнит просьбу. Хотя никто его этому не учил.
Соня попала к нам четырех месячным щенком из московского парка, где она беспризорничала месяца два, как говорили аборигены, наблюдавшие за ней. Никто ее не бил, не обижал. От волонтеров ее подобравшую, она сразу, минуя приют, поехала к нам и выросла в большую рыжую собаку.
Конечно охранник из нее никакой, эта сама доброжелательность ко всем людям. Но такую послушную умницу еще поискать среди породистых собак. Команды запоминает с первого раза, а еще сама пытается танцевать, выполняя различные «па», и если бы заняться с ней фристайлом, то думаю первые места ей были бы обеспечены. И конечно она первая помощница в нашей работе с дикими животными.
Наша любимица Муха (ушедшая от нас в позапрошлом году) досталась нам в 2-х месячном возрасте с улицы, вернее с почты, куда ее подкинули накануне зимы. Мать ее породистая немецкая овчарка, ну а отец-подлец. Поэтому выросла она точной копией мамы, даже по цвету, но на коротеньких лапках, что не мешало ей смело бросаться на нашу защиту, будь то собаки в несколько раз ее превышающие или люди. И за нас она готова была идти до конца.
Была у нас еще и Моська, в жилах которой текла кровь гончей…Вот уж охотница, от которой мы натерпелись по полной…Стоило ей учуять какую-нибудь птицу или зверя и прощай спокойная прогулка. Пока не догонит, не успокоиться. Так что по большей части прогулки с ней превращались в часы ожидания, когда она наконец «наохотится» и вернется к нам. Но и клоуном она была отменным. Сколько веселых и радостных минут подарила нам это дворняга.
Ну о нашей Лизе, купленной на рынке под видом бриара и безжалостно выброшенной в лес зимой, мы уже писали, так же, как и о наших американских кокерах, совершенно не подходящих на роль собаки-кошки, в качестве которой их многие заводят, соблазнившись изумительной красотой этих собак.
Последнее наше приобретение – Туман, безжалостно брошенный своими хозяевами. Как они говорили, оправдывая себя: «Эта собака ничего не охраняет, нафиг ее держать». А что ей было охранять? Вечно пустую миску? Холодную будку? Или хозяев от которых он получал только окрики и тумаки. Слава Богу уехали, а Туман остался. Эх, зашли бы они сейчас к нам на участок…Хотя собаки куда благороднее некоторых тех, кого по виду и только можно отнести к людям. Может их и пустил бы. Но вот посторонним у нас прохода нет. Он не подойдет ласкаться ни к кому, даже к тем, кого видит часто. Исключая разве наших детей и внучку с ее молодым человеком. А попробуй взять то что он уже считает нашей собственностью.
Привезли волонтеры корма, выгрузили из машины, а потом решили загрузить в тачку, чтобы помогать нам отвезти к морозилкам. Да только ничего не вышло. Туман страшно зарычал и готов был кинуться в бой. Теперь это и его собственность тоже. «Руки прочь от наших кормов»!
Раньше он ходил с нами на прогулку, больше для того чтобы иметь возможность поохотиться на мышей, которые 3 года были его почти единственным пропитанием. Мы идем гулять, а он охотиться. Кричи ни кричи, Туман ухом не поведет. Теперь это не беспризорник, это хозяйская собака. Он конечно поохотиться на мышей любит, но стоит позвать, он тут как тут и с прогулки мы теперь тоже возвращаемся вместе, а не как раньше, мы своей, а он своей дорогой…
Так что породы тут явно не при чем. Просто собаки бывают разные, ну и хозяева тоже. Иных и защищать то не стоит.