Найти в Дзене
Клуб «Советские фильмы»

Вечный огонь и бронтозавры: история одного заводского батальона

Создатели военной ленты «Ижорский батальон» (1972) посвятили фильм 250-летию Ижорского завода, который появился ещё в 1722 году при императоре Петре Великом. Интересно, что среди трёх авторов сценария только один был кинематографистом — это Геннадий Казанский, режиссёр, снявший в том числе замечательные ленты «Старик Хоттабыч» (1957) и «Человек-амфибия» (1962). Но и для него военная тема была в новинку, прежде режиссёр с ней не сталкивался. Тем не менее лента получилась добротной, а главное — рассказала о не самой известной сейчас странице истории Великой Отечественной. Два других сценариста — Сергей Давыдов и Олег Шестинский — были дебютантами, хотя в литературе оба уже преуспели. А ещё оба знали о войне не понаслышке: Сергей Давыдов сам прошёл через фронт совсем юным солдатом, а Олег Шестинский пережил блокаду Ленинграда. Сюжет «Ижорского батальона» прямо связан с Ленинградом: это подразделение, набранное из рабочих завода, находящегося в пригородном Колпине, защищало город с осен

Создатели военной ленты «Ижорский батальон» (1972) посвятили фильм 250-летию Ижорского завода, который появился ещё в 1722 году при императоре Петре Великом. Интересно, что среди трёх авторов сценария только один был кинематографистом — это Геннадий Казанский, режиссёр, снявший в том числе замечательные ленты «Старик Хоттабыч» (1957) и «Человек-амфибия» (1962). Но и для него военная тема была в новинку, прежде режиссёр с ней не сталкивался. Тем не менее

лента получилась добротной, а главное — рассказала о не самой известной сейчас странице истории Великой Отечественной.

Кадр из фильма «Ижорский батальон»
Кадр из фильма «Ижорский батальон»

Ностальгия по лучшему и советское кино — в новом формате! Присоединяйтесь к Клубу «Советские фильмы» в Telegram!

Два других сценариста — Сергей Давыдов и Олег Шестинский — были дебютантами, хотя в литературе оба уже преуспели. А ещё оба знали о войне не понаслышке: Сергей Давыдов сам прошёл через фронт совсем юным солдатом, а Олег Шестинский пережил блокаду Ленинграда.

Сюжет «Ижорского батальона» прямо связан с Ленинградом: это подразделение, набранное из рабочих завода, находящегося в пригородном Колпине, защищало город с осени 1941 года.

А начинается фильм с лета 1941. Старшеклассники Лена и Коля, окончившие учёбу, в выходной день отправляются в Пушкин, где беззаботно проводят время. А вернувшись в город, узнают, что началась война. С этого момента жизнь их, как и всех окружающих, переворачивается: теперь Лена и Коля не подростки, а служащие. Коле отказали в отправке на фронт, поэтому он идёт на завод. Лена сначала роет окопы, а потом становится санитаркой. Но параллельно идёт рассказ и взрослых: для остановки немцев, рвущихся к Ленинграду, из рабочих формируется тот самый Ижорский батальон. В него записываются и совсем молодые ребята, и взрослые опытные мужчины, и все они уже очень скоро оказываются на фронте. Но и завод продолжает работу, несмотря на регулярные обстрелы. Там выпускаются «бронтозавры» — обычные грузовики, к которым приваривают броню, а в кузовы устанавливают 45-миллиметровые пушки. И едут эти бронтозавры сразу на передовую. Заканчивается лента празднованием нового 1942 года. Тогда в составе Ижорского батальона уже:
- 4 стрелковых роты,

- 1 пулемётная рота,

- дивизионы броневиков, артиллерийский, минометный,

- взводы разведки, связи, саперный, комендантский,

- хозвзвод и медсанчасть.

Совсем юные солдаты и медсёстры, их отцы и даже деды танцуют вальс. И пока, говорит голос за кадром, они не знают, что впереди ещё больше 700 дней блокады. Они не знают, кому суждено выжить, а кто останется на поле боя. Не знают этого и вчерашние школьники Лена и Коля.

Кадр из фильма. Ира Юревич в роли Лены
Кадр из фильма. Ира Юревич в роли Лены

Сыграли этих героев десятиклассники Ира Юревич и Витя Жуков. Оба уже имели опыт съёмок, так что на площадке, несмотря на юный возраст, чувствовали себя спокойно.

Кадр из фильма. Витя Жуков
Кадр из фильма. Витя Жуков

Хотя, возможно, это было не так уж и просто, ведь рядом снимались знаменитые Инна Кондратьева, Георгий Куликов, Борис Чирков, Сергей Плотников.

Кадр из фильма. Георгий Куликов
Кадр из фильма. Георгий Куликов

Роль командира батальона сыграл Леонид Неведомский. На актёре лежала исключительная ответственность, ведь человек, которого он играл, был постоянно на съёмочной площадке.

Реальный командир Ижорского батальона Георгий Вениаминович Водопьянов прошёл через всю войну, а потом вернулся на родной завод. Когда снимался фильм, Водопьянову было уже под 70, но он продолжал трудиться и возглавлял один из цехов.
Кадр из фильма. Леонид Неведомский
Кадр из фильма. Леонид Неведомский

Режиссёр Геннадий Казанский пригласил Георгия Вениаминовича, живого свидетеля и непосредственного участника событий 30-летней давности, в качестве консультанта картины, и его имя есть в титрах. Леонид Неведомский много общался с Георгием Вениаминовичем Водопьяновым и получил от него массу советов. Его персонаж получился решительным, добросовестным, но сдержанным, лишённым ура-патриотизма и здраво оценивающим ситуацию.

Кадр из фильма. Борис Чирков
Кадр из фильма. Борис Чирков

Борис Чирков, уже отметивший 70-летие, сыграл пожилого рабочего-ижорца, который тоже записывается в батальон и отправляется на передовую. Для актёра съёмки на Ижорском заводе имели особое значение: без малого 30 лет назад он уже снимался в тех же самых цехах в героической драме «Юность Максима» (1935), первой части трилогии о Максиме — герое, ставшем визитной карточкой Бориса Чиркова.

В других ролях в «Ижорском батальоне» Вера Кузнецова, Василий Корзун, Вадим Яковлев, Сергей Приселков.

Кадр из фильма. Вадим Яковлев
Кадр из фильма. Вадим Яковлев

Для максимальной достоверности Геннадий Казанский принял решение создавать ленту там же, где всё происходило. Заводские сцены снимались большей частью в цехах и на территории завода, а боевые — возле Колпино, где и стоял батальон в 1941 году. Правда, перед съёмками пришлось вызывать сапёров, чтобы они прошлись по местам, где шли бои, и обезвредили оставшиеся с войны боеприпасы (а таковых оказалось немало). А ещё на заводе воссоздали несколько «бронтозавров» специально для фильма, так что в кадре эти махины свеженькие, а не оставшиеся с сороковых. Впрочем, в съёмках принимали участие и реальные свидетели войны — ижорцы, прошедшие через фронт, и вернувшиеся на завод. Они стали участниками массовки, в том числе в эпизоде, открывающем фильм, — митинге возле монумента, воздвигнутого в память о погибших ижорцах. Геннадий Казанский в интервью в ходе съёмок рассказал:

«В Колпине, на граните у Вечного огня, начертано: “Родина никогда не забудет своих верных сынов и дочерей — воинов-ижорцев, грудью защищавших подступы к городу Ленина!» Всё, что мы покажем, основано на фактах, мы нигде не отходили от подлинной истории. Фильм игровой, все роли играют актёры, но за каждым персонажем стоит конкретная человеческая судьба».

Ну а в финале исторический факт. Именно на Ижорском заводе создали броню, в которую были одеты два самых известных революционных корабля: броненосец «Потёмкин» и крейсер «Аврора».

А вы знаете историю Ижорского батальона?