Найти в Дзене
Ювелирные истории

Три редчайшие тиары Фаберже: сияние царской роскоши с «бриллиантовыми огнями». Какая из них красивее?

Сравнение ювелирных шедевров, рождённых гением Карла Фаберже, – задача, граничащая с невозможным, ведь каждое его творение – это волшебная сказка, запечатлённая в сиянии драгоценных камней. Сегодня я предлагаю окунуться в мир великолепия невероятных тиар, этих поистине уникальных созданий фирмы Фаберже. Уверена, каждый читатель отыщет свой сияющий венец, что пленит его сердце. Бриллиантовая диадема «Цикламен», тиара императрицы Александры Фёдоровны с сапфирами цвета колдовского неба и золотая тиара Марии Фёдоровны, усыпанная алмазами и бриллиантами, способны вызвать восторг даже у самых искушённых знатоков ювелирного искусства! Возможно, не все знакомы с этой дивной троицей тиар, что увидели свет в мастерских прославленного Фаберже. Цветочный венец с крупными сапфирами, напоминающими безоблачное вечернее небо, был создан приблизительно в конце XIX века руками талантливых мастеров знаменитого ювелира. С 1895 года и до трагических событий 1917 года драгоценность принадлежала последней ру

Сравнение ювелирных шедевров, рождённых гением Карла Фаберже, – задача, граничащая с невозможным, ведь каждое его творение – это волшебная сказка, запечатлённая в сиянии драгоценных камней. Сегодня я предлагаю окунуться в мир великолепия невероятных тиар, этих поистине уникальных созданий фирмы Фаберже.

Уверена, каждый читатель отыщет свой сияющий венец, что пленит его сердце. Бриллиантовая диадема «Цикламен», тиара императрицы Александры Фёдоровны с сапфирами цвета колдовского неба и золотая тиара Марии Фёдоровны, усыпанная алмазами и бриллиантами, способны вызвать восторг даже у самых искушённых знатоков ювелирного искусства!

-2

Возможно, не все знакомы с этой дивной троицей тиар, что увидели свет в мастерских прославленного Фаберже. Цветочный венец с крупными сапфирами, напоминающими безоблачное вечернее небо, был создан приблизительно в конце XIX века руками талантливых мастеров знаменитого ювелира. С 1895 года и до трагических событий 1917 года драгоценность принадлежала последней русской царице из династии Романовых. К сожалению, история не сохранила ни одного портрета Александры Фёдоровны, украшенной этой изящной тиарой. Сапфировые бутоны и бриллиантовые веточки с листьями, искусно обрамлённые в золото и платину, являют собой одновременно величие и утончённость.

-3

Алмазы старинной огранки «роза», тончайшая чеканка и филигранная гравировка – здесь всё проникнуто безупречностью, аристократизмом и женственностью. В характерном для стиля Фаберже исполнении между листьями и веточками из роскошных бриллиантов будто разливается «воздух», подчёркивая их сияние. Они пылают драгоценным огнём, рождённым солнечным светом, – зрелище поистине неземной красоты! Тщательно продуманное расположение элементов придаёт украшению необычайную лёгкость и нежность, несмотря на внушительные размеры камней. В 1930 году сапфировую тиару приобрёл известный коллекционер Арманд Хаммер, а спустя год она перешла к американцу Мортимеру Лейбу Шиффу. К великому сожалению, многие редчайшие изделия Фаберже, составлявшие гордость сокровищниц русских царей, покинули страну, обогатив ювелирное искусство США.

-4

В 1880 году царица Мария Фёдоровна, мать Николая II, получила от своего супруга восхитительный подарок – бриллиантово-алмазную тиару из золота и серебра. Выбор Александра III пал на творение Фаберже отнюдь не случайно, ведь императрица Дагмар искренне восхищалась искусством Карла Фаберже и неизменно стремилась пополнить свою коллекцию очередным эксклюзивным шедевром.

-5

После вынужденной эмиграции из охваченной пламенем революции России ей пришлось расстаться с частью своих драгоценностей. В 1920 году тиару императрицы приобрёл всё тот же неутомимый Арманд Хаммер. До конца 1980-х годов эта диадема хранилась в Дании, в руках неизвестного владельца, а затем на десять лет она нашла приют в частной коллекции в одной из стран Западной Европы.

-6

В 2019 году тиара Марии Фёдоровны вновь предстала перед восхищёнными зрителями на ювелирных выставках в Европе и России. По старинной легенде, когда императрица надевала этот венец, свет, играя на гранях крупного и кристально чистого камня в верхней части композиции, преломлялся самым необыкновенным образом, рождая яркий луч, словно тиара была озарена волшебным фонариком или отблеском небесных бриллиантов. Посетители выставки, помня эту легенду, невольно пытались проверить, действительно ли появляется этот дивный отблеск и длинный луч, и приходили в изумление, ведь солнечный шлейф действительно возникал! Это поистине магия ювелирного искусства, воплощённая в реальность.

-7

И, наконец, самая изысканная из всех тиар Карла Фаберже – это прелестная корона «Цикламен», сверкающая цветочная композиция из чистейших бриллиантов, непревзойдённый экспонат из Вестминстерской коллекции драгоценностей. Многие по праву считают её фаворитом среди нашей великолепной троицы тиар.

-8

Тончайшие веточки, изящные изгибы листьев и нежные завитки цикламенов, связанные бриллиантовой лентой, – тиара словно ведёт с нами безмолвный разговор на языке живых цветов, застывших в ледяном дыхании зимы.

В 1903 году эту изысканную тиару создал мастер фирмы Фаберже Альберт Хольмстрем, талантливый ювелир, прибывший в Россию из Финляндии. «Цикламен» не вошла в состав царской коллекции, а была приобретена некой дамой по имени Уилсон Фокс. Возможно, миссис Фокс готовилась к роскошному балу или просто желала продемонстрировать своё безупречное чувство стиля, блистая роскошным украшением для волос. В наши дни эта драгоценность является неотъемлемой частью прославленной коллекции герцога Вестминстерского.

-9

На старинной фотографии мы видим герцогиню Вестминстерскую Констанцию Корнуоллис-Вест, облачённую в наряд, вдохновлённый модой Версальского двора XVIII века. Аристократка готовилась к костюмированному балу в замке Уорик в далёком 1895 году. Впоследствии она стала одной из владелиц этой чарующей тиары, а также платинового эмалевого кокошника от прославленной фирмы «Шаме».

-10

Созерцая эти три великолепных шедевра, невольно погружаешься в эпоху беспрецедентного великолепия и изыска, когда ювелирные украшения служили не только символом богатства и власти, но и являлись отражением утончённого вкуса и безупречного аристократизма. Тиары Фаберже – это застывшая музыка камней, вдохновенный гимн красоте и мастерству человеческих рук. Они словно переносят нас в мир блистательных балов, таинственных дворцовых интриг и трогательных романтических историй.

Каждая деталь в этих тиарах продумана до мельчайших нюансов, начиная от тщательного выбора драгоценных камней и заканчивая виртуозными способами их огранки и надёжной закрепки. Мастера Фаберже умели с завораживающей лёгкостью играть со светом, заставляя бриллианты и сапфиры сиять с неземной, почти мистической яркостью. Они создавали не просто роскошные украшения, а подлинные произведения искусства, которые и по сей день вызывают неподдельное восхищение и священный трепет.

История этих тиар тесно переплетена с богатой историей России и Европы. Они были безмолвными свидетелями взлёта и трагического падения великих империй, кровопролитных революций и опустошительных войн. Переходя из рук в руки, они сумели сохранить свою первозданную красоту и неувядающую привлекательность, напоминая нам о вечных ценностях – ослепительной красоте, утончённом изяществе и непревзойдённом мастерстве.

Сегодня тиары Фаберже являются желанными экспонатами для престижных музеев и избранных частных коллекционеров по всему миру. Они продолжают вдохновлять современных ювелиров и талантливых дизайнеров, напоминая о том, что подлинное искусство не знает ни географических границ, ни неумолимого течения времени. А их захватывающая история, полная неразгаданных тайн и головокружительных приключений, ещё долго будет будоражить пылкое воображение истинных ценителей прекрасного.