Найти в Дзене
Загадки истории

"Генеральный сердцеед": сколько жен и детей было у Константина Черненко?

Согласно приоткрытым страницам истории, Константин Устинович Черненко, чье имя на краткий миг озарило небосклон советской власти – всего год в должности генерального секретаря, – официально был женат дважды, занимая и другие значимые посты в государстве. Но шепот времени доносит до нас отголоски иных союзов, намекая на большее число браков и, как следствие, потомков, нежели запечатлено в строгих рамках официальной биографии этой незаурядной фигуры советской эпохи. Что же мы знаем наверняка, и какие тени прошлого будоражат наше воображение? Первой звездой на небосклоне юного Черненко стала Фаина Елисеева, агроном по профессии. Этот союз подарил миру двоих детей: сына Альберта и дочь Лидию. Судьба, казалось, благоволила Черненко. В 1941 году его направили в Красноярский крайком партии, укрыв от огненного дыхания Великой Отечественной войны. Из сибирской дали он периодически наведывался в Москву, внимая мудрости партийной школы. И вот, в 1944 году, Константин Устинович, еще не тронутый се

Согласно приоткрытым страницам истории, Константин Устинович Черненко, чье имя на краткий миг озарило небосклон советской власти – всего год в должности генерального секретаря, – официально был женат дважды, занимая и другие значимые посты в государстве. Но шепот времени доносит до нас отголоски иных союзов, намекая на большее число браков и, как следствие, потомков, нежели запечатлено в строгих рамках официальной биографии этой незаурядной фигуры советской эпохи.

Что же мы знаем наверняка, и какие тени прошлого будоражат наше воображение?

Первой звездой на небосклоне юного Черненко стала Фаина Елисеева, агроном по профессии. Этот союз подарил миру двоих детей: сына Альберта и дочь Лидию.

Судьба, казалось, благоволила Черненко. В 1941 году его направили в Красноярский крайком партии, укрыв от огненного дыхания Великой Отечественной войны. Из сибирской дали он периодически наведывался в Москву, внимая мудрости партийной школы.

И вот, в 1944 году, Константин Устинович, еще не тронутый сединами, повстречал Анну Любимову. Искра, вспыхнувшая между ними, разожгла пламя страсти, и уже через три месяца они решились скрепить союз узами брака.

Но на пути стояло препятствие – первая жена, Фаина.

Однако, словно по мановению волшебной палочки, Елисеева не стала чинить препятствий и дала согласие на развод, что, по мнению многих аналитиков, сыграло ключевую роль в дальнейшей карьере Черненко. Увлечение прекрасным полом, эта своеобразная страсть, порой омрачала его восхождение к вершинам власти.

В браке с Любимовой родились трое детей: дочери Вера и Елена, и сын Владимир.

24 сентября 1984 года, в день рождения Черненко, в кругу семьи собрались самые близкие: супруга Анна Дмитриевна, сестра Валентина Устиновна и сын Володя.

Казалось бы, тень ревности должна была омрачать отношение к Анне как к разлучнице, но нет. Современники отзывались о ней с теплотой. Егор Лигачев видел в ней преданную и стойкую спутницу жизни Черненко.

Почти четыре десятилетия прожила Анна Дмитриевна с Константином Устиновичем, став его надежной опорой в последние годы.

А слава о любвеобильности Черненко продолжала расти.

Письмо генерала Шепилова, адресованное секретарю ЦК КПСС Суслову, где говорилось о том, что Черненко оставляет своих жен и детей, лишь добавляло красок в этот портрет.

Но все это – лишь узор на канве официальной биографии. Предания гласят, что число жен Черненко было иным.

Молва рассказывает, что из-за репутации сердцееда Черненко было решено отправить в Кишинев, хотя Москва распахнула перед ним свои двери. Но благоразумие возобладало. Именно там Константин Устинович повстречал Брежнева, и, как гласит пословица, не было бы счастья, да несчастье помогло. Брежнев стал путеводной звездой в карьере Черненко.

Но вернемся к нашим преданиям.

Все тот же Шепилов получил письмо от некой Нины Кушнэр, утверждавшей, что состояла в браке с Черненко. Расследование подтвердило этот факт.

Более того, всплыли имена еще двух женщин, связавших свою судьбу с Черненко: еще одной Нины, однофамилицы автора письма Шепилову, и Марии Левиной.

-2

По некоторым данным, у Кушнэр и Черненко родился ребенок, чья жизнь трагически оборвалась вскоре после рождения. После этого Константин Устинович покинул женщину. Левиной, по слухам, также довелось испытать радость материнства, но и ее постигла участь быть брошенной будущим генсеком.

Таким образом, перед нами предстает картина пяти жен и шести или семи, а возможно, и больше детей Черненко.

Впрочем, документальных подтверждений этих неофициальных уз и потомков не существует. Архивные тайны, касающиеся личной жизни партийной элиты, были недоступны для непосвященных, а слухи и домыслы могли исказить правду. Советская эпоха тщательно оберегала моральный облик своих вождей, скрывая любые пятна.

Даже те факты, что просачивались в общество, подвергались тщательной фильтрации. В официальных хрониках воспевались трудовые подвиги и партийная деятельность, а личная жизнь оставалась в тени. Так создавался образ идеального советского руководителя, лишенного человеческих слабостей.

-3

Но свидетельства современников и косвенные улики рисуют нам Константина Устиновича Черненко как человека со сложным характером и бурной личной жизнью. Его увлечение женщинами, вероятно, оказало влияние на его карьеру, как положительное, так и отрицательное. Протекция Брежнева, с которым он познакомился в Кишиневе, способствовала его восхождению, но жалобы на его амурные похождения могли нанести удар по репутации.

Истинное количество браков и детей Константина Устиновича Черненко, вероятно, навсегда останется тайной. Но даже то, что нам известно, позволяет увидеть за образом партийного функционера живого человека со своими страстями, слабостями и триумфами. История его личной жизни – это еще одна грань советской эпохи, отражающая ее противоречия и скрытые течения.