Найти в Дзене
Мир чудес

Тёмная сторона «Артемиды-2»: чем рискуют астронавты на пути к Луне

6 февраля откроется стартовое окно для старта ракеты с четырьмя астронавтами, которые отправятся в путешествие вокруг Луны. Тем не менее, над Космическим центром Кеннеди нависла тень сомнений. Космический корабль НАСА «Орион», ключевой элемент миссии «Артемида-2», отправится в полёт с известным дефектом, который вызвал глубокий раскол между инженерами и бывшими астронавтами агентства. Проблема в теплозащитном экране корабля — конструкции шириной 5 метров, предназначенной для защиты экипажа от экстремальных температур при повторном входе в земную атмосферу. Этот компонент использует материал под названием Avcoat, рассчитанный на контролируемое разрушение. Однако после беспилотной миссии «Артемида-1» в 2022 году корабль вернулся с неожиданными повреждениями: вместо плавного износа на экране появились трещины и выкрошились фрагменты материала, образовавшие «кратеры». По мнению некоторых экспертов, запускать миссию без переделки экрана — опасная ставка. Доктор Чарли Камарда, бывший астрона
Оглавление

6 февраля откроется стартовое окно для старта ракеты с четырьмя астронавтами, которые отправятся в путешествие вокруг Луны. Тем не менее, над Космическим центром Кеннеди нависла тень сомнений. Космический корабль НАСА «Орион», ключевой элемент миссии «Артемида-2», отправится в полёт с известным дефектом, который вызвал глубокий раскол между инженерами и бывшими астронавтами агентства.

Огромный гусеничный тягач, модернизированный для программы Artemis, перемещает ракету SLS и космический корабль Orion по мобильной стартовой площадке из здания сборки  на стартовую площадку 39B в рамках подготовки к миссии Artemis II. Предоставлено НАСА / Брэндоном Хэнкоком.
Огромный гусеничный тягач, модернизированный для программы Artemis, перемещает ракету SLS и космический корабль Orion по мобильной стартовой площадке из здания сборки на стартовую площадку 39B в рамках подготовки к миссии Artemis II. Предоставлено НАСА / Брэндоном Хэнкоком.

Проблема в теплозащитном экране корабля — конструкции шириной 5 метров, предназначенной для защиты экипажа от экстремальных температур при повторном входе в земную атмосферу. Этот компонент использует материал под названием Avcoat, рассчитанный на контролируемое разрушение.

Однако после беспилотной миссии «Артемида-1» в 2022 году корабль вернулся с неожиданными повреждениями: вместо плавного износа на экране появились трещины и выкрошились фрагменты материала, образовавшие «кратеры».

Голоса тревоги: «Мы что, игнорируем законы физики?»

По мнению некоторых экспертов, запускать миссию без переделки экрана — опасная ставка. Доктор Чарли Камарда, бывший астронавт и эксперт по тепловым системам, летавший после катастрофы шаттла «Колумбия» в 2003 году, был одним из самых откровенных критиков. «То, что они планируют, — безумие», — заявил Камарда, утверждающий, что НАСА «забивает на проблему» вместо того, чтобы решить её кардинально.

По завершении испытательного полета миссии Artemis I корабль Orion был доставлен в Космический центр Кеннеди, где с него сняли теплозащитный экран для осмотра. Предоставлено НАСА.
По завершении испытательного полета миссии Artemis I корабль Orion был доставлен в Космический центр Кеннеди, где с него сняли теплозащитный экран для осмотра. Предоставлено НАСА.

Беспокойство связано с производством экрана. Изначально Avcoat наносился на сотовую структуру, но для повышения эффективности и снижения затрат НАСА перешла на конструкцию из крупных блоков. Последующее расследование показало, что экран «Артемиды-1» был недостаточно проницаемым, что привело к тому, что газы, захваченные под воздействием экстремального тепла, вырывали фрагменты материала.

Как ни парадоксально, экран для миссии «Артемида-2» оказался ещё менее проницаемым, чем у его предшественницы, деталь, которую бывший астронавт Дэнни Оливас называет «аномальной». Хотя Оливас полагает, что в НАСА «держат проблему под контролем», он признаёт, что это не тот экран, который любая космическая организация хотела бы доверить своим астронавтам.

На этих изображениях показан тепловой экран после миссии Artemis I, включая полости, образовавшиеся в результате потери больших фрагментов во время повторного входа. Предоставлено НАСА.
На этих изображениях показан тепловой экран после миссии Artemis I, включая полости, образовавшиеся в результате потери больших фрагментов во время повторного входа. Предоставлено НАСА.

Стратегия НАСА: изменить траекторию, а не корабль

Несмотря на предупреждения, НАСА решило продолжать работу. Поскольку экран уже был установлен на капсуле «Артемиды-2» до того, как стали известны результаты предыдущей миссии, его замена была технически неосуществима без задержки программы на годы.

Вместо этого агентство решило изменить траекторию повторного входа. Вместо входа по «отскакивающей» траектории — когда капсула ненадолго рикошетит от атмосферы — «Артемида-2» последует более прямой и крутой траектории, чтобы сократить время воздействия максимального тепла.

Астронавт CSA (Канадское космическое агентство) Джереми Хансен (слева) и астронавты НАСА Рид Уайзман, Виктор Гловер и Кристина Хаммок Кох, которые отвечают на вопросы во время мероприятия с участием сотрудников в пятницу, 19 мая 2023 г., в Центре космических полетов НАСА. Годдард из НАСА в Гринбелте, штат Мэриленд. Предоставлено: НАСА / Джоэл Ковски.
Астронавт CSA (Канадское космическое агентство) Джереми Хансен (слева) и астронавты НАСА Рид Уайзман, Виктор Гловер и Кристина Хаммок Кох, которые отвечают на вопросы во время мероприятия с участием сотрудников в пятницу, 19 мая 2023 г., в Центре космических полетов НАСА. Годдард из НАСА в Гринбелте, штат Мэриленд. Предоставлено: НАСА / Джоэл Ковски.

Рид Вайсман, командир миссии, выразил полное доверие новому плану полёта: «Если мы будем придерживаться нового маршрута, теплозащитный экран будет безопасен для полёта».

Споры вновь разожгли дебаты о культуре безопасности в НАСА. Критики, такие как Эдгар Сапата, инженер на пенсии из Космического центра Кеннеди и нынешний советник Внешнего совета НАСА по инновационным передовым концепциям (NIAC), предполагают, что давление сроков и бюджета — корабль «Орион» обошёлся более чем в 20 миллиардов долларов — влияет на оценку рисков.

«Иногда нам везёт, и когда это происходит, мы иногда путаем удачу с компетентностью», — предупредил Оливас, соглашаясь с Сапатой, напоминая, что история космических исследований не идеальна и что компьютерные модели имеют пределы перед лицом законов физики.

На данный момент «Орион» уже находится на стартовой площадке на гигантской ракете SLS. В ближайшие дни руководители программы «Артемида» проведут заключительные проверки готовности к полёту, на которых будет принято решение, получат ли Рид Вайсман, Виктор Гловер, Кристина Кох и Джереми Хансен окончательный зелёный свет, чтобы войти в историю, приняв на себя то, что сама НАСА определяет как «умеренный риск».

  • Изображения: CC Attribution: CC BY; CC BY-SA.

👿 Не будьте троллем. Если в моих тексте есть ошибки, объясните, в чём они заключаются. Неуважительные комментарии будут удалены, а нарушитель забанен. 👿

  • Хотите разгадывать тайны вместе? Заходите в наш Telegram — здесь мы делимся тем, что действительно удивляет, восхищает и заставляет задуматься! Обсуждаем, спорим, ищем ответы. Присоединяйтесь, ваше мнение важно! А если хотите поддержать нас — купите нам кофе ☕. Каждая чашка помогает искать новые загадки. Или просто оставьте комментарий во ВКонтакте — нам действительно важно, что вы думаете!