Найти в Дзене
ИНОСМИ

Еще не пал, но уже шатается. Доля доллара в мировых резервах достигла нового антирекорда

UnHerd | Великобритания Доля доллара в мировых валютных резервах упала до антирекорда в этом столетии, пишет Unherd. При этом доля резервов в валютах крупных развивающихся стран вроде Бразилии или ЮАР увеличилась. Со скромного уровня в 2% десять лет назад их доля более чем удвоилась. Джон Рэпли На прошлой неделе стало известно, что доля доллара в мировых валютных резервах упала до антирекорда в этом столетии. Хотя доллар был и остается мировой резервной валютой, его некогда незыблемый статус с некоторых пор вызывает все больше сомнений. Хотя в последнем докладе Международного валютного фонда о мировых резервных фондах отмечалось, что на долларовые резервы приходится 57% от совокупного объема мировых средств, этот показатель неуклонно и резко снижается. Всего десять лет назад он составлял целых две трети. ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>> Результаты же самых очевидных кандидатов на замену доллару — евро и юаня — практически прежние. Доля евро в совокупных
   © РИА Новости Владимир Трефилов
© РИА Новости Владимир Трефилов

UnHerd | Великобритания

Доля доллара в мировых валютных резервах упала до антирекорда в этом столетии, пишет Unherd. При этом доля резервов в валютах крупных развивающихся стран вроде Бразилии или ЮАР увеличилась. Со скромного уровня в 2% десять лет назад их доля более чем удвоилась.

Джон Рэпли

На прошлой неделе стало известно, что доля доллара в мировых валютных резервах упала до антирекорда в этом столетии. Хотя доллар был и остается мировой резервной валютой, его некогда незыблемый статус с некоторых пор вызывает все больше сомнений. Хотя в последнем докладе Международного валютного фонда о мировых резервных фондах отмечалось, что на долларовые резервы приходится 57% от совокупного объема мировых средств, этот показатель неуклонно и резко снижается. Всего десять лет назад он составлял целых две трети.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Результаты же самых очевидных кандидатов на замену доллару — евро и юаня — практически прежние. Доля евро в совокупных резервах центральных банков мира вот уже долгие годы колеблется в районе 20%. Китайская же валюта остается весьма незначительным игроком: ее доля в мировых резервах достигла пика в почти 3% в 2021 году и с тех пор упала ниже 2%.

Вместо этого за последние пару лет управляющие глобальными фондами озаботились неуклонно растущим долгом США. Их также настораживает, что администрации США всех мастей все охотнее орудуют долларом как санкционной дубиной. Сегодня их тревожит вызывает переменчивость Белого дома при Трампе. В результате они переводят все большую часть своих резервов в золото. Сегодня его доля в резервах центральных банков по всему миру почти достигла пика Бреттон-Вудской эпохи, когда золото служило опорой международной финансовой системы.

Если так будет и впредь, накопят ли центральные банки мира в итоге достаточно золота, чтобы оно послужило основой нового валютного режима? Или, быть может, ею станет не доллар, а некая условная единица наподобие “банкора”, как в свое время предлагал Джон Мейнард Кейнс на Бреттон-Вудской конференции 1944 года? Это возможно, но на данном этапе все же не самый вероятный сценарий. Ключ к пониманию будущего мировой денежной массы наверняка притаился в недрах базы данных МВФ.

Доля резервов в “других валютах”, включая валюты крупных развивающихся стран вроде Бразилии или ЮАР, увеличилась. Со скромного уровня в 2% десять лет назад темпы роста оказались поистине впечатляющими, и с тех пор их доля более чем удвоилась. Можно счесть это свидетельством растущего значения этих стран, но не менее важно и то, что они идут в авангарде экспериментов с новыми формами международных платежных расчетов.

Кошмар ВСУ стал реальностью: новая российская бомба сотрет их в порошок

Два фактора могут окончательно прорвать плотину. Во-первых, Китай может полностью открыть свои счета для иностранцев и отпустить юань в свободное плавание, одновременно сокращая дефицит торгового баланса. Другой вариант — это если Европа перейдет от продажи облигаций отдельных стран к общей эмиссии долговых обязательств, и тем самым создаст рынок, который по глубине и ликвидности сможет посоперничать с американским.

Ни один из этих шагов вовсе не кажется неизбежностью. Однако в Европе об этом говорят все чаще. Тем временем Китай задумался о том, чтобы увеличить в экономике долю потребления, тем самым сократив положительное сальдо торгового баланса и облегчив партнерам накопление юаней. Пожалуй, важнее всего то, что Пекин вместе с некоторыми из этих партнеров создает конкурента платежной системе Swift — так называемую Трансграничную межбанковскую платежную систему, или CIPS. Больше всего идеей новой системы прониклись развивающиеся рынки. Это и объясняет рост их валютных резервов.

Старый режим еще не пал, но уже дрогнул и зашатался.

Джон Рэпли — писатель и ученый, проводит время между Лондоном, Йоханнесбургом и Оттавой. Автор книг “Почему рушатся империи: Рим, Америка и будущее Запада” (в соавторстве с Питером Хетером) и “Сумерки денежных богов: экономика как религия”

Оригинал статьи

Еще больше новостей в канале ИноСМИ в МАКС >>