Что может быть неприхотливее, чем хосты? Кажется, воткни в землю любой отломок корневища — бледный, сморщенный, полученный в печальном состоянии с маркетплейса, — сбрызни водичкой, если земля суховата, и всё: вцепится хоста своими невидимыми корешками, укоренится и как пойдёт силы набирать.
Сначала показывается желтоватый «клювик», потом он зеленеет, бодро разворачивает первые листочки — и вот уже на клумбе новая жизнь. И хоть понимаешь, что, скорее всего, снова пересорт, и приехала к тебе очередная зеленолистая хоста вместо той самой, фельдиперсовой расцветки с рекламного фото… всё равно каждый раз замираешь. А вдруг? А вдруг в этот раз случится чудо?
Знаю, знаю — фотошоп, фильтры, чудеса освещения и прочие проделки недобросовестных продавцов. Но садовод — существо верящее. Нам всегда хочется сказку. Хочется хосту-Жар-птицу, чтобы любоваться ей в редкие минуты отдыха, да, что греха таить, и похвастаться, выставив наилучший ракурс в статус.
Но, и в этот раз — снова зелёная простушка вместо белолистой мечты.
Хотя этих «простушек» у меня уже целая коллекция.
Одна — крупная, с гофрированными листьями, сизовато-зелёная в полутени и совершенно не переносящая прямые солнечные лучи. Стоит солнцу прижечь — и всё, ожоги, поникший вид и немой укор хозяйке. Первая моя хоста, показавшая мне, что и я могу. Могу вырастить хосту (когда то это слово для меня было на каком-то непонятном, но манящем языке. Языке гуру и профессионалов. Ох, и намучилась она со мной. И на солнце я ее высаживала, и с место на место перетаскивала, и чего только не было. Но, жива, моя старшенькая. И радует меня каждый год.
Вторая хоста другая: листья уже, мельче, с аккуратной белой каёмкой. Сидит скромно, но выглядит нарядно, особенно после дождя, когда капли воды лежат по краям, как бисер.
У третьей светлый центр листа, как мазок широкой кистью. Она недавно в моем саду. Потихоньку разрастается, но особо не наглеет.
Четвёртая очень элегантная дама из высшего общества. У нее листья, как вскинутые в молитве руки. Тонкие и аристократические. И просыпается она позже всех хост, каждый год вызывая у меня трепет - перенесла ли зиму наша аристократка? Проснется ли? Все ли хорошо?
Пятая, точнее, пятые.... Те самые «мышки-малышки», приехавшие из Китая в таком плачевном состоянии, что я от них ничего хорошего и не ждала. Только и были, что корешки. Листья просто сгнили в долгом пути. Но выбрасывать стало жалко, поэтому остатки просто воткнули под яблоню — в тенёк, без особых надежд.
А они решили жить. И не просто выжить — а разрастаться, размножаться с каким-то удивительным жизнелюбием. Теперь это аккуратные куртинки, множащиеся каждое лето. Такие же маленькие, но очень плодовитые. Что и не удивительно, из Китая же.
Шестая покупалась как белолистая. И «клювик» действительно давал надежду — светлый, почти кремовый. Я уже мысленно подбирала ей парадное место. Но, прижилась… и зазеленела. Как все её товарки. Теплится еще небольшая надежда, что может быть в следующем году что-то изменится, и хотя бы весной она покажет свою желто-белую красоту. А если нет?!
Ну что же. Пусть будет так.
Со временем начинаешь понимать: хосты ценны не только редкими расцветками. Они про надёжность. Про терпение. Про то самое спокойное «я справлюсь», даже если пришли полуживыми, перепутанными, безымянными.
Но последние два лета внесли свои коррективы в нашу спокойную жизнь с хостами.
Сначала — небывалый разлив. Потом — половина лета дождей. И вот в этом влажном раю на участке завелись слизни. Много.
И эти прожорливые моллюски внезапно начали жрать даже хосты — чего я от них никак не ожидала. Казалось бы, хоста — королева тени, крепкая, надёжная. А оказалось — её сочная, нежная листва для слизней настоящий деликатес.
Просто появлялись дырки и рваные края. А потом как-то перевернула я цветочный горшок, стоящий рядом с хостами, и в дренажных отверстиях увидела причину. Очень много противных серых причин. Липких и влажных.
И вот стою я среди своих «простушек», которые столько всего пережили — пересорт, пересылку, обжигающие солнечные лучи, мои эксперименты с местами посадки, — а теперь ещё и нашествие прожорливых любителей салата.
Поделитесь, пожалуйста , эффективными средствами и методами борьбы с этими слизнями. Я готова им простить то, что они оставили нас без урожая перцев. Но хосты... нет, не отдам я на съедение свои хосты. Не отдам!