Ну так что мы решим? – спрашивает жена мужа.
- С чем?
- С Новым Годом.
- Спасибо, тебя тоже.
Примерно в этом ключе шел мой диалог с супругой Анной, когда мы обсуждали программу отдыха на Майские праздники 2024 года.
- Послушай» - говорила Анна - В своей книге о путешествиях ты уже написал часть о Мальдивах под названием: «Мальдивы – рай для девы иль для дивы?». Но ведь это не означает, что нам теперь туда путь заказан. Там полно островов и курортов. Выберем что-то новое, напишешь продолжение. Или можно на Сейшелы, туда прямой рейс из Москвы летает. А ты про них еще ничего не писал. Я вот и название тебе придумала: «Сейшелы – любимое место Саморы Машела».
- А он, что действительно любил Сейшелы?
- Да бог его знает, что он любил. Может быть, он вообще там не был. Да и кто сейчас помнит, кто такой Самора Машел[1]? Ну тогда так: «Сейшелы – лучший отдых для карелов и мегрелов[2]».
- Но ведь мы ни те, ни другие!
- И то верно, тогда «Сейшелы – не для лентяев замшелых».
- Это хороший заголовок, но может всё же в Москве останемся? Сходим в театр. Прогуляемся по парку Царицыно, покормим там лебедей. А потом съездим на пару дней в дом отдыха Гнилушки?
- Во-первых, не Гнилушки, а Гнилуши. А во-вторых, это не в Подмосковье, а в Липецкой области. Мы мимо проезжали, когда ездили смотреть монастырь в Задонске.
Так мы и «стреляли» по карте: Сейшелы – перелет, Гнилуши – недолет. Ну и попали в результате в Кисловодск – ключевой курорт Кавказских Минеральных Вод, сиречь КМВ, ключевой, поскольку там много нарзанных ключей. Настолько много, что порой из обычных кранов льется нарзан слегка ржавого цвета.
Мысль понравилась всем. Я не был на КМВ уже почти 50 лет, Анна вообще не была, ну и дети соответственно. Решили, что добираться туда будем не из Москвы, а из нашей сочинской базы, не в смысле овощебазы, а в смысле квартиры, хотя она в каком-то смысле превращается в овощебазу к концу лета, когда в холодильнике скапливаются слоями несъеденные ранее огурцы и помидоры.
Туда и обратно из Сочи ходит ночной поезд, что удобно, поскольку не теряется дневное время.
Несколько часов ушло на то, чтобы подготовить в общих чертах программу пребывания. В результате получилось:
30 апреля. Прогулка по Большому парку Кисловодска.
1 мая. Поездка по ключевым местам КМВ
2 мая. Выезд в горы
3 мая. Прогулка по Кисловодску
Первый опыт оказался в целом удачным, не считая не самой удачной погоды. Поэтому мы повторили его в августе 2024, по возможности подгадав ясные дни и где-то повторив, где-то дополнив наши первомайские маршруты.
29 апреля
Как мы выбираем, анализируем информацию и принимаем решения? Наверное, написано на эту тему немало научных трудов, в которых сопоставляются рациональные и эмоциональные аспекты. Ну а как выбирает искусственный интеллект? До сих пор плохо. Я изначально разместил этот рассказ на форуме Винского. Там внизу экрана идет реклама. Судя по всему, она контекстная. Я в предисловии написал, что мы думали о Сейшелах. Наутро «получите и распишитесь»: реклама «Сейшелы спецпредложения». «Было слово Сейшелы? Было. Какие тогда к нам вопросы?» Ну, вопрос-то один: в тексте я четко указал, что в ближайшее время Сейшелы, как и «пьяное солнце[3]», мимо нас. Зачем мне спецпредложения?
Но дальше больше. «Успешная девушка 36 лет, ищу мужа 35–50 лет». Это откуда пришло? Ведь мне уже 56 – в профиле четко указано - и, хотя у нас в стране дискриминация по возрасту запрещена, не стану же я обращаться в суд, если «успешная девушка» станет меня высмеивать за неумение читать требования к «успешному кандидату»? Уловка, что я не надел очки и перепутал пятерку с шестеркой, вряд ли сработает. Вместо этого можно ожидать: «Так ты еще и слепой!»
Следующая реклама привела меня в легкое замешательство. «Приглашаю в тантра-баню за 15 тысяч рублей». Я уже давно не был в бане в ее классическом исполнении с шайками и голыми мужиками, хлещущими себя вениками. Что же такое тантра, я толком не знаю за пределами того, что это имеет отношение к йоге, и там надо быть голым. Это для меня одно из слов в ряду: чакры, фибры, аура, астральное тело и мумиё. И причем тут я, верный муж и гражданин?
Ну а последняя реклама всё расставила по местам. «Не с кем перекинуться в дурака?» Вот так ИИ унизил меня в моих писательских проявлениях: «Видно совсем всё плохо у тебя, даже в дурака перекинуться не с кем. Сидишь тут графоманствуешь….»
Но я стреляный воробей, и успешным девушкам вкупе с искусственным интеллектом меня не сломить. Так почему я выбрал именно Кисловодск из КМВ созвездия: Минеральные Воды, Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск? Я уже был 2 раза на КМВ, когда мне было 5 и 6 лет. У меня в детстве была болезнь холецистит. В понимании того, что holy по-английски означает «священный», ее название можно перевести как «священный цистит». Священная или нет, эта болезнь доставляла мне немало неудобств, и родители применяли все доступные им способы для того, чтобы ее победить. В частности, мне прописали усиленный прием минеральной воды и не абы какой, а конкретно Ессентуки 4. Поэтому в тот раз выбор якорного курорта был понятным. Сейчас же наличие той или иной воды в ассортименте роли не играло.
Исходя из предварительной проработки и мнения бывалых людей, я выбрал Кисловодск. И, побывав во всех прочих городах агломерации, убедился в правильности решения, хотя и у Пятигорска, и у Железноводска есть много положительных сторон. Однако сочетание «Курортный бульвар + Парк» сделали для нас Кисловодск безусловным победителем. Будет ли этот выбор однозначным для всех? Конечно, нет. В Пятигорске больше истории, одни лермонтовские места чего стоят! Пятигорск более равнинный. Для прогулок по Кисловодскому парку нужно иметь крепкие ноги и вообще хорошее здоровье. Перепад высот там 300 метров притом, что порой приходится двигаться вверх-вниз. Но нас пока что подобные маршруты не пугают так, что выбор был сделан без скидок на возможные физиологические вызовы.
Следующий момент – размещение. В Кисловодске 40 санаториев и порядка сотни гостиниц, не считая гостевых домов и миниотелей в виде переоборудованных сараев. Но всё равно инфраструктура заточена под обычные времена. И под этим словом я подразумеваю ту радостную пору, когда не было коронавируса и всего прочего, и россияне считали весь мир своим домом. 18 миллионов раз выезжали российские туристы за границу в год перед Олимпиадой и 16 миллионов в год перед коронавирусной эпопеей. Эти 2 цифры, как маяки из прошлого, еще долго будут вспоминаться людям и будоражить умы аналитиков и статистиков. Потому что сейчас меньше, гораздо меньше. Например, в прошлом году за рубеж отправилось 9 миллионов туристов. И этот «зарубеж» тоже весьма и весьма поменялся. Ну а те, кто отложил до лучших времен «любимое место Саморы Машела» и при этом не готов пока прочувствовать прелесть грязевых ванн осенью в Гнилушах, когда таковыми становится практически вся окрестная территория…Тем ничего не остается, кроме того, чтобы смотреть туда же, куда смотрим мы. В результате в середине апреля мест в приличных Кисловодских санаториях и отелях практически не осталось. Ну, были экзотические предложения типа усадьбы Кшесинской, которую в виде дома 900 кв.м. нужно было выкупать полностью по цене полтора миллиона рублей за ночь. И это без гарантий выполнений особых пожеланий типа каре молодого барашка с бутылкой Эшезо Гран Крю на ужин.
Всё, что мне удалось найти на искомые 3 дня – 2 ночи в санатории «Главные Нарзанные Ванны» с переездом на одну ночь в «Гранд-отель». Но лучше так, чем ничего или 12 комнат в домике знаменитой балерины с ценой за ночь, сравнимой с двухнедельным отдыхом всей семьи на тех же Сейшелах.
Когда я начал подтверждать бронирование по телефону, я ожидал от администратора диалога в советском стиле: «Вас тут много, а я одна». В принципе в «Гранд-отеле» так и начиналось. Взявшая трубку дама заявила, что сейчас она разговаривать со мной не может, потому что у нее постояльцы на ресепшне и позвоните через час. С тяжелыми предчувствиями я через час набрал снова и, о чудо! Вместо того, чтобы услышать твердым голосом: «Молодой человек, ешьте, что дают», администратор начала поиски. И смогла в результате разместить нас в двух соседних номерах на весь срок! Стоили оба номера вместе 15 тысяч рублей в сутки. То есть мы сэкономили в 100 раз по сравнению с заселением в «У Матильды»! Хотя, конечно, мы там останавливаться и не собирались, поскольку еще не окончательно съехали с катушек, чтобы, заложив имущество, почувствовать, как жила муза последнего российского императора[4].
«Гранд-отель» по отзывам не самое престижное место в Кисловодске. Но одного у него не отнять – исключительное расположение. Через бульвар Нарзанная галерея. В 100 метрах Колоннада и начало парка. От вокзала можно дойти пешком – где-то 400 метров по пешеходной зоне.
Само здание построено в конце 19-века.
История его названия такова, что можно запутаться. Изначально здесь была «гостиница Нарзан». При этом в 100 метрах далее по бульвару в 1905 году был построен «Грандъ-отель», знаменитое место, в котором композитор Прокофьев писал свои лучшие работы, а среди прочих известных постояльцев были Айседора Дункан[5] и Владимир Маяковский. Но после войны на базе прежнего «Грандъ-отеля» построили санаторий «Нарзан», а чтобы его не путали с одноименной гостиницей, ей отдали прежнее имя «Гранд-отель». Ну, твердый знак только убрали.
Мои сомнения по поводу наличия негативных отзывов по факту развеялись. Отличный отель. И в нем работают очень приятные люди. Поэтому, когда в августе мы вернулись в Кисловодск, я без раздумий снова выбрал "Гранд-отель"…
Итак, в полдесятого вечера мы с вещами выгрузились из такси у Сочинского вокзала. Отправление Фирменного поезда 644 в 21:56, но под флажок приходить опасно. Поезд выходит из Адлера. Стоянка в Сочи у него всего 5 минут. А ведь надо еще свой вагон найти. Нашли, зашли. Сейчас электронная регистрация – документы проверяют уже в вагоне. А может быть, положено и до, просто наш семейный вид не вызвал у проводницы подозрений.
Мы не стали заранее ужинать, поскольку у нас были куплены билеты с питанием. И мы рассчитывали романтично провести время в вагоне-ресторане под стук колес и живую музыку цыган с устрицами или на худой конец с рапанами, запивая их искрящимся шампанским. Ну, как это часто в фильмах показывают. Увы, смотреть надо было другие фильмы – конкретно, советской эпохи. Я в юные годы будучи спортсменом много ездил по стране на поезде. Даже до Кишинева добирался. И прекрасно помню меню вагонов-ресторанов, в первую секунду поражавшее изобилием, пока ты не замечал, что список блюд имеет исключительно музейную ценность. А по факту есть только котлета свиная пожарская засаленная с переваренными макаронами. Примерно ту же котлету мы увидели в меню здешнего заведения. Ну ничего страшного, как поет один современный исполнитель. Мы едем за впечатлениями, а не живот набивать!
Спалось лично мне не очень. Лев Лещенко пел: «А жизнь меня по всей земле мотает. Под стук колес ко мне приходят сны. А мне всегда чего-то не хватает: зимою – лета, осенью – весны.» Мы со Львом Валериановичем разные люди. Мне хватает и лета, и весны. А вот сны под стук колес ко мне приходят плохо. Особенно в пассажирских поездах, когда ты только войдешь в ритм их движения, как вдруг торможение и остановка. Ты лежишь и слушаешь, как женщина на станции что-то строго вещает в громкоговоритель, который кажется находится прямо у тебя под ухом. А еще были в прошлом совсем жесткие сценарии, когда ломалась предусмотренная для светоизоляции шторка. Ты не мог закрыть окно и казалось, что прожектора, мимо которых ты проезжаешь, тысячами свечей светят прямо тебе в глаза. И еще были случаи, когда запорный механизм двери купе был разболтан. Ты, качаясь, вставал ночью, чтобы дойти до санузла. В темноте на ощупь находил штаны и тапки. А потом начинал эпопею с открытием двери. Сперва тихонько, а потом всё более яростно дергая за эту треклятую ручку. Наконец, ты в изнеможении присаживался на нижнюю полку и слышал от проснувшегося соседа: «Уважаемый, подними защелку в левом верхнем углу. Она не дает двери открыться».
В этот раз не было проблем со шторкой, не было проблем с дверью. Да и строгие женщины с рупорами не сильно напрягали. Просто не получалось заснуть….
В Минеральные Воды прибыли в начале десятого утра. Стоянка там 50 минут. Логистика в районе вокзала, по-видимому, очень сложная, поскольку мегафонная женщина практически не умолкала. Я понял, что больше спать не получится и поднял шторку на окне. Мы поехали дальше, а я всматривался наружу, стараясь воскресить воспоминания 50-летней давности. Я помнил названия почти всех окрестных гор во главе с Бештау. Особенно меня забавляли гора Лысая и гора Шелудивая. Я тогда не знал (а впрочем, и сейчас не знаю), что такое «шелудивый». Тогда я думал, что это тоже, что и «лысый», только еще хуже[6]. Мы проехали Пятигорск и Ессентуки. В 11:27 мы прибыли в Кисловодск.
Отдых начался!
[1] Самора Машел — мозамбикский революционер, государственный и политический деятель. Первый президент Мозамбика после революции 1975 года.
[2] Карелы – народ финско-угорской группы. Мегрелы – субэтническая группа грузин
[3] Отсылка к песне Alexeev «Мимо нас пьяное солнце»
[4] Матильда Кшесинская – знаменитая балерина, по слухам (и скандальному фильму) любовница Николая Второго, прожившая в отличие от него 99 лет.
[5] Айседора Дункан – знаменитая танцовщица и жена Есенина. Была старше его на 18 лет и погибла, когда ее шарф попал на колесную ось автомобиля и, намотавшись, задушил ее.
[6] Шелудивый – имеющий струпья и коросты на коже