Если бы судьба не свела главных героев, то у каждого впереди была бы своя драма. На момент знакомства друг с другом, оба они находились у черты. Однако, благодаря симбиотическому тандему, они сумели выбраться из того болота, в которое были затянуты жизнью.
Крайне редко людям удаётся правильно выстроить отношения в мезальянсах. Обычно такие отношения ничем хорошим не заканчиваются, но бывает и так, что соединение противоположностей остается единственно возможным способом исцеления. Именно этот вариант и показан в жизнеутверждающем фильме «1+1», в основу которого были положены реальные события.
Оба персонажа в картине – это не только заложники своих семейных систем, но и заложники невидимой разрушительной силы, имя которой социальное неравенство. Главные герои находятся на диаметрально разных полюсах общественной иерархии, и именно эти полюса предопределяют их судьбы. Если почитать биографии реальных прототипов, то можно заметить, насколько точно передана в фильме фабула их жизни. Поэтому, это не просто кино, а самое настоящее откровение и чистой воды реализм.
В оригинале фильм носит название «Неприкасаемые». Этот вариант более ёмко передаёт смысл картины. Оба персонажа выдавлены системой из нормальной общественной жизни, но каждый пришёл к этой грани по-своему. Они оказались по разные стороны социальной октавы, и являются изгоями в разных форматах. Одного изгоем сделало общество, другого сама жизнь, природа. Резковато, конечно, сформулировано, но что есть, то есть. И самое важное, что именно потому, что общество несовершенно и неразвито в должной мере, оно опускает кого-то до уровня криминальной среды, а потом жизнь берёт реванш и изгоняет того, кто опосредованно влиял на этот механизм. И здесь как никогда, кстати, будет уместна цитата «Счастлив тот, кто жизнь уразумел» и держится посередине.
Дрисс гиперактивный молодой парень с африканскими корнями, который недавно вышел из мест не столь отдаленных. Прототип был не темнокожим, но создатели фильма использовали этот ход, чтобы подчеркнуть идею соединения противоположностей. Дрисс родился в бедной многодетной семье, а потом его и вовсе отдали на воспитание родственникам, у которых на тот момент не было детей. Просто взяли и отдали, как котенка или как лишнюю кастрюлю. (Я специально ухожу в сильную гиперболу, чтобы подчеркнуть вес самой ситуации). А потом и в новой семье всем будет не до него, потому что наплодятся свои собственные дети. И даже если ребенок сознательно этот жест от взрослых и не расценит как драму, то его психика накопит много боли, которая станет бушевать в ней как неуёмный безграничный потенциал без каких-либо рамок и ограничений.
Дрисс - это титаническая сила, бушующий хаос, который никто никогда не осваивал, не задавал контуров. Это просто сплошное бессознательное: чувствующее, живое, непокорное. Эта сила в итоге набрала в нём такой модуль, что уже не позволяла ему ни сосредоточиться, ни сфокусировать внимание, чтобы осваивать учебный план, ставить цели, определять приоритеты. Он не знал, как правильно вкладывать эту силу, как её расходовать и распоряжаться.
У Филиппа противоположная ситуация. Он наоборот, вырос в аристократической среде, где весь его потенциал осваивался мгновенно и с надрывом, то есть с заделом из своего же будущего и всё это для того, чтобы стать самым лучшим прямо сейчас. Довольно часто выходцы из таких семей не находят в себе сил продолжать традиции в духе своих предков и ударяются в гедонизм со всеми вытекающими. Филипп же продолжил путь своего рода: выучился, стал развивать бизнес, преумножать материальные и финансовые ресурсы. Одним словом, молодец. И вроде всё замечательно, но уточнение, что его учили «чихать на весь мир» и не только чихать, расставляет всё на свои места.
Спутницу жизни он выбрал, будучи студентом, причем питал к ней самые сильные и нежные чувства. Однако, каким бы красавцем и богачом ни был человек подобный Филиппу, какие бы прекрасные качества не транслировал, его темная сторона сделает своё черное дело. Она поглотит или измучает ту, которая полюбит его. О чем зритель и узнает из сюжета. После пяти несостоявшихся беременностей его жена будет вынуждена бороться с болезнью и покинет этот мир достаточно рано. Их семейная система так и не дополнилась собственными детьми. Сама природа вмешалась в процесс, потому что именно люди с таким отношением к миру, косвенно влияют на увеличение числа бедных и обделенных в нём. Ведь, если кто-то претендует на слишком большой кусок пирога, то кому-то он уже явно не достанется. В итоге, Филипп предстаёт перед зрителями как прикованный к инвалидному креслу состоятельный вдовец, у которого есть избалованная приемная дочь-подросток и целая армия помощников, поддерживающих его жизненное пространство.
Если бы Дрисс не встретился с Филипом, то он, скорее всего, закономерно продвинулся в своём криминальном направлении и словил пулю в лоб. А если бы в жизни Филипа не было Дрисса, то он провалился бы клиническую депрессию. Все признаки надвигающегося психического расстройства уже имели место в начале фильма. И это не скверный характер, а очень мучительное угнетающее чувство собственного малодушия, психического голода, внутренней нехватки чувств. Его раздражали люди, преследовали приступы уныния, панические атаки, фантомные боли по ночам. Весь этот букет симптомов был следствием того, что его психика испытывала слишком большие дефициты, а люди, работающие у него, уже не способны были вывести его в равновесие и поддержать в нём нужный настрой. Многие не выдерживали этот градус. Они выгорали и уходили, а те, что оставались, несли свои «издержки» в виде расстройства ЖКТ и расстройств в прочих сферах.
И вот появляется Дрисс с мощной энергетикой, грубый, прямолинейный. В нем нет ни заискиваний бедного перед богатым, нет смущения за ментальную пропасть, нет жалости к тому, кто более немощен на его фоне. Он как зверь, в котором сохранилась первозданная сила, «живая реликвия каменного века», неосвоенное месторождение человеческого потенциала. Именно в его присутствии Филипп с первых секунд знакомства стал ощущать жизнь, которая уже начинала в нём угасать. Он почувствовал в Дриссе свою вытесненную темную сторону или тень, которую когда-то отторгнул от себя и отправил в мир через эгоизм, размазав его по людям, чтобы в результате многотысячных транзакций где-нибудь за пределами его круга сформировался вот такой вот Дрисс. И теперь в союзе с Дриссом Филипп вынужден настраивать связь со своей живой сутью, внутренней опорой, чтобы найти в себе силы и смыслы.
А ведь когда-то из-за несбалансированности мира, эти двое слетели с базовых человеческих настроек и стали жить немного не туда. И вот итог: Дрисс это потенциал без границ, а Филипп - границы без потенциала. Два разных мира, схожих по модулю, но с разными знаками, нашли друг друга, чтобы совместно грамотно освоить нечто главное, когда-то упущенное.
Кстати, ни один психотерапевт и психолог не помог бы Филиппу также эффективно, как это сделал Дрисс. Его психика исцелила Филиппа, да и сам Дрисс стал выдержанным, спокойным, изменил жизненные приоритеты в нужную сторону. Юмор, доброта, искренность, оптимизм, природное умение настраивать контакты, дружить, давать верные реакции на любые внешние факторы – всё это способно творить чудеса. Природный дар по-настоящему живого и чувствующего человека.