Найти в Дзене
ZA ПРАVДУ

Спецоперация Опекуны: Тени Куликовской битвы (окончание

) Странная находка. Или тень обретает свою плоть В декабре 1843 года при рытье ямы для кремлевских ледников при спуске с Боровицкого холма к Москве-реке были найдены две емкости. Первая – глиняная фляга с остатками ядовитой ртути. Вторая – странный увесистый медный кувшин с обломанной ручкой. Под слоем воды и грязи в нем оказались туго сложенные ценнейшие документы, написанные на пергаменте. Многие листы были со свинцовыми печатями. О находке тотчас доложили императору Николаю I. Он распорядился срочно отправить в Москву лучших специалистов для расшифровки. Работы по восстановлению текстов возглавил тогда известный химик, академик Императорской Академии наук Герман Гесс. Тексты удалось датировать довольно точно. Часть из них относилась к 80-м годам XIV века. Уже в XX веке с помощью современных методов датировки и анализа самого текста удалось установить более конкретную дату создания одной из грамот – 1389 год. На этой грамоте сохранилась странная подпись: «А грамоту правил Тимофей

Спецоперация Опекуны: Тени Куликовской битвы (окончание)

Странная находка. Или тень обретает свою плоть

В декабре 1843 года при рытье ямы для кремлевских ледников при спуске с Боровицкого холма к Москве-реке были найдены две емкости. Первая – глиняная фляга с остатками ядовитой ртути. Вторая – странный увесистый медный кувшин с обломанной ручкой. Под слоем воды и грязи в нем оказались туго сложенные ценнейшие документы, написанные на пергаменте. Многие листы были со свинцовыми печатями. О находке тотчас доложили императору Николаю I. Он распорядился срочно отправить в Москву лучших специалистов для расшифровки. Работы по восстановлению текстов возглавил тогда известный химик, академик Императорской Академии наук Герман Гесс. Тексты удалось датировать довольно точно. Часть из них относилась к 80-м годам XIV века.

Уже в XX веке с помощью современных методов датировки и анализа самого текста удалось установить более конкретную дату создания одной из грамот – 1389 год. На этой грамоте сохранилась странная подпись: «А грамоту правил Тимофей Васильевич». Историки установили, что человек, правивший эту грамоту, работал по приказу самого князя Дмитрия Ивановича. Во всей Москве в то время было известно два Тимофея Васильевича – ближайших сподвижников московского князя. Оба они были героями Куликовской битвы и оба по преданию считались погибшими. Первый – Тимофей Васильевич Волуй. Его гибель на Куликовом поле описывает текст «Сказания о Мамаевом побоище», Краткая и Пространная летописная повесть. Синодик Успенского собора Московского кремля также поминает его как погибшего. Второй – Тимофей Васильевич Вельяминов, брат легендарного «опекуна» Василия Васильевича Вельяминова, герой битвы на Воже (руководил полком левой руки), а также участник Куликовской битвы. До нынешнего времени считалось, что и он погиб на Куликовом поле. Судя по грамоте, кому-то одному из них все же удалось выжить после легендарного сражения. Но кому?

Открыть тайну помогло само место находки. Сохранившийся план участка, на котором решили построить тот самый ледник, совместили с реконструкцией построек Кремля XIV века. Оказалось, что кувшин с таинственными документами был найден на подворье Кирилло-Белозерского монастыря, покровителем которого был знаменитый род московских тысяцких Вельяминовых. Из грамоты стало известно, что Тимофей Вельяминов не погиб в Куликовской битве, а дожил как минимум до 1389 года. Именно в том году он был назван одним из «послухов» - свидетелей составления Дмитрием Донским своего завещания.

Зачин великой битвы

В первой половине августа 1380 года в Коломну со многих княжеств стекались полки. Здесь вновь поздние легенды и предания «Куликовского цикла» не позволяют нам с уверенностью и окончательно говорить о численности русских войск. Исследователи сегодня однозначно утверждают лишь одно: у Мамая было как минимум в полтора раза больше войска. В самой Коломне численность русских дружин была небольшой. Это было связано с тем, что русские полки двигались тремя дорогами. Часть направлялась южнее, минуя Коломну.

Однако не все князья поспешили участвовать в битве. Например, смоленский князь Святослав Иванович, тверской князь Михаил, нижегородский и рязанский князь отказали Дмитрию Донскому. Позиция Олега Рязанского была весьма странной. Он сообщал о передвижениях двух войск. Несмотря на далеко не полное число княжеств-участников, Москве удалось собрать внушительное воинство.

Исторические источники указывают совершенно разную численность русских войск: от нескольких сот тысяч человек до 6-7 тысяч. Как мы помним, Куликовская битва довольно быстро превратилась в легенду, сказки, рассказы и предания. Конечно же, поздние летописцы, желая показать огромное значение сражения, легко добавляли сотни тысяч участников. К примеру, Никоновская летопись указывает на многочисленность пеших войск (народного ополчения городов) и легко доводит численность до 200 тысяч человек.

Продолжение

Константин Кусмауль

Москва

Подписаться

#ДвижениеЗаПравду #СРЗаПравду #ЗахарПрилепин #ЗАПРАВДУ