Совет был собран с утра простой: все, кто при деле и все, кого в дело запрягать пора. Потому с утра и вызвали всех старост сызнова, чтоб пораньше вставать научились, да по указу прибывать на служение, хозяином определенное. Старосты, уже после встречи в харчевни не заходившие, едва успели домой прибыть, пот дорожный утереть, как опять возвращаться. И попробуй не исполни, кафтан на голову, да по голой жопе кнут погуляет... дисциплина... долг государственный, не абы как.
*****
Начался совет несколько церемониально. Хозяин с сыном вышли к трону в большом зале, оглядели притихшую толпу и было объявлено:
- новый казначей назначен учёт вести и подати проверять. Зоричь - казначей новый с помощником.
При выходе казначея в сопровождении палача, зал тихонько, но явно застонал. Первым делом было высказано замечание:
- на пол не харкать, семки не лускать, ногами не топтать грязными. Мытьё денег требует, буду штрафовать за испоганенный пол.
Пока все аккуратно притихли, казначей чуть подтолкнул вперёд палача.
- споры за недоимки решаться будут без отсрочек. Палач на содержании, должен отработать. Коль кто из вас бездельничает - палач отработает. Хоть где казне без убытка за пустое время.
Палач, та ещё скважина по прошлой жизни, заулыбался и крутнул плетью над головой. Прям артист, только не от толпы деньги, от содержания хозяйского, этого он пока недопонял... Не в балагане зарабатывает, на службе.
Казначей тем временем произвёл краткую ревизию:
- с каждого по пять золотых монет до завтрашнего вечера, затем по десять серебрянных к концу луны ущербной. Медные после всем доведу по личному долгу.
Палач, чуя завершение беседы, вдруг вынул крюки пыточные и постучал ими. Звон был глух и гораздо хуже звука плети. В общем, повод призадуматься...
В дополнение к железному угнетению, в зал заскочил глашатай и поднял вой. Просто и понятно выл:
- крюки свинячьи на старост перековали, будут жир топить, да шкуры рвать! Сам видел крюки те, что со скотобойни принесли, обратно не вернут их, всё для старост!!!
На пол иные и осели, пока дурака-глашатая охранники не выпинали за дверь. Но слова его не опровергли, ибо в тему пошло. Вот и думай, староста, крюк под рёбра или мошну выгребай... Палач, видя общий балаган, ещё позвякал крюками и плетью крутнул, но то было уже перебором. И так всем с избытком эмоций отгрузилось.
*****
- не многовато ты закрутил, казначей, по пять золотых с каждого? Может кто без недоимок средь них имеется?
Казначей задумчиво пролистал в памяти картину совета старост:
- это для порядка, а недоимки после отдельно разберём. Чтоб понимали, должность ихняя на казну поставлена, вот пусть и наполняют.
Ответ хозяину понравился, хоть и несколько удивил своей логикой. Не с недоимок начал дела вести казначей, а с общего порядка. Не видал такого, но всё неплохо началось.
- далее ты без палача служи, он пусть к судье приставлен будет.
Казначей вдруг развеселился:
- удлиняется дорожка, но ежели кто мудрить начнет, так и через судью до палача дотащим.
Хозяин кивнул:
- лишку не твори, всё в меру должно делаться. Но тогда уж пусть судья решает, палач нужен или иначе решаемо.
Казначей, вспоминая собрание старост, лукаво поглядел на хозяина и прокашлялся перед новым предложением:
- мне бы порой и глашатая в помощь....
- не дури, сам сравишься. Глашатай у нас того, пригляда требует и строгости. Ты не балаган держишь, казначейство земель. Ох, не верю я, что одного кого в других землях порешил, гляди, не переусердствуй.
Казначей вздохнул. Понимал, что служба тяжкой будет, однако оживить жизнь сплошь бумагами, да цифрами забитую ох как хотелось. Накопилось у него к старостам всякого недоброго, когда с него шкуру драли за характер прямой, а прочие по углам отсиживались за мзду, да наветы, ох и накопилось...