Не так уж часто обращаем мы внимание в лесу на плауны. В самом деле, на что смотреть-то? Растут какие-то травянистые «ёлочки», не достигая особой высоты. Скорей стелются по земле. Цветков нет. Какие-то жёлтые «колоски», правда, порой видны.
Ну, интересны они хотя бы тем, что обитают на Земле сотни миллионов лет. Древовидные сородичи наших лесных плаунов давно вымерли. Их окаменевшие остатки иногда находят в пластах каменного угля. А травянистые плауны сумели выжить.
Плаунов в наших лесах немного. Наиболее знаком плаун булавовидный. О нём – рассказ отдельный. Кроме него, встречаются плаун годичный и плаун сплюснутый. О них и речь. Да, растёт ещё баранец обыкновенный, до сих пор именуемый «плауном баранцом». Но у этого есть серьёзные отличия от упомянутых, и баранец всё же «особнячком».
Общих черт в строении и жизненных циклах этих растений достаточно много, чтобы не перепутать их с растениями других групп. Все они размножаются спорами. И у них бесполезно искать цветок или хотя бы семена – их просто нет.
Все плауны – вечнозелёные многолетники с очень мелкими листочками, больше похожими на чешуйки. Стебли их делятся дихотомически: ствол разделяется на два; каждый из этих стволов – снова на два и т.д.
В жизненном цикле всех плаунов сменяют друг друга два поколения. Первое: спорофит. Его мы, собственно, и воспринимаем, как плаун. На нём находим и стебель, и листья, и спорангии. В спорангиях созревают споры. Их огромное количество, но никакого запаса питательных веществ нет.
Проросшая спора должна найти почвенный гриб, вступить с ним в симбиоз; и гриб будет в начале жизни обеспечивать растение пищей. Но вырастает из споры не сам плаун, а его за́росток. На за́ростке образуются и созревают половые клетки – гаметы: яйцеклетки и сперматозоиды. Это второе поколение в жизненном цикле плаунов.
Поскольку на за́ростке образуются клетки-гаметы, его принято называть гаметофитом. За́ростки плаунов очень малы, и найти их в лесу самостоятельно вряд ли возможно. Клетки-сперматозоиды на каждом отдельном гаметофите созревают чуть раньше яйцеклеток. Теперь нужно немного воды: хотя бы от дождя или росы.
Сперматозоиды снабжены жгутиками, и отправляются в «плавание». Найдёт другой гаметофит с яйцеклеткой, сольётся с ней – из образовавшейся зиготы возникает новый спорофит плауна. Такие вот жизненные коллизии…
Пожалуй, схему жизненного цикла плаунов всё же для наглядности приведу. Использовал её в рассказе о плауне булавовидном. Но такова и жизнь его сородичей. И даже у «особенного» баранца жизнь схожая.
Конечно же, имеются и различия между нашими плаунами. О них и поговорим.
Плаун годичный
Наиболее схож с плауном булавовидным его недальний родич плаун годичный (Licopodium annotinum). Иногда называют плауном колючим. Народные названия плауна годичного – болотная можжуха, деряба.
Слово «можжуха» словари, включая знаменитый словарь В. И. Даля, объясняют как «можжевельник». Что ж, в чём-то похож плаун колючий на маленький можжевельник. А «деряба» - от «драть», «царапать».
А вот объяснить, почему он назван годичным, я пока не берусь… Скорее всего, здесь какое-то недоразумение. Или так перевели с латыни видовое название плауна. Слово «annotimum» можно перевести как «прошлогодний». Но и это ничего не объясняет. Почему «прошлогодний»? Однолетний? Но ведь перед нами типичнейший многолетник…
Плаун годичный выглядит гораздо более рыхлым, более «ершистым», чем его родич. Даже на фото это хорошо видно. Его листочки тоже узкие, но сидят реже, чем у булавовидного. И они длиннее. Листочки на ощупь довольно колючие, хотя оцарапаться ими и не получится.
Все плауны растут медленно, особенно в первые годы жизни спорофита. Лет через пять – шесть после того, как проросток плауна годичного покажется из земли и оденется зелёными листочками, произойдёт первое деление стебля.
Делится он подобно стеблю плауна булавовидного: на два почти похожих стебля, но с разной судьбой. Одному предстоит расти дальше, рост второго скоро прекратится.
Некоторые боковые побеги стелются по земле, другие поднимаются вверх. На вертикальном (восходящем) побеге появится спороносный колосок. У плауна годичного он всегда один. По этому признаку этот плаун легко можно отличить от других.
С возрастом скорость роста побегов увеличивается. Подобно плауну булавовидному плаун годичный тоже образует «ведьмины кольца» в лесу. И освобождает лес от мхов, подавляя их развитие.
Эти плауны выбирают для жизни участки леса с более влажными почвами. В сухом сосновом бору Вы их не встретите. Если уж сосняк, то черничный, лучше обеспеченный влагой. Встречаются и в заболоченном лесу, и на окраине болота – не зря же «можжуха болотная»!
Ликоподий (споровый порошок) плауна годичного по свойствам и использованию не отличается от ликоподия плауна булавовидного. Правда, спорового порошка этот плаун образует меньше.
Плаун годичный тоже стал редким в наших лесах. Хотя он не так декоративен, как родственник, но судьбу плауна булавовидного повторяет… В ряде областей России, Украины, Беларуси эти плауны внесены в Красные книги.
Плаун сплюснутый
Весьма любопытен ещё один обитатель сухих сосновых боров – плаун сплюснутый (Licopodium complanatum).
Общих черт с другими плаунами, речь о которых уже шла, много. Как иногда говорят в подобных случаях, "из родни не вышел».
Я, пожалуй, даже не буду на них останавливаться. Они – в жизненном цикле растения, в образовании главного и боковых побегов, в созревании спор в спороносных колосках.
Остановимся на различиях. Некоторые видны «невооружённым взглядом». Прежде всего, листочки плауна сплюснутого превратились в настоящие чешуйки, более короткие и широкие, плотно облегающие стебель. Сидят они супротивно, по четыре в ряд.
Причём на верхней и нижней сторонах (так сказать, на «брюшной» и «спинной») они плотно прирастают к стеблю своей остью, а на боковых – растут рыхлее. Именно поэтому стебель и выглядит сплюснутым.
Главные ползучие побеги у этого плауна тоже выделяются, но они не такие длинные, как у других. На вертикальных боковых побегах образуется от двух до пяти спороносных колосков.
Ещё одно отличие плауна сплюснутого от глаз скрыто. Если у годичного и булавовидного ползучие стебли могут погружаться в почву, укореняться и выполнять роль корневищ, то у сплюснутого в почве, на глубине до 15 сантиметров, формируются подземные побеги, не несущие листьев. Это уже настоящие корневища.
Необычный, весьма привлекательный облик и наличие ликоподия сослужили недобрую службу и этому плауну. Он также весьма редок, занесён в Красные книги.
Баранец обыкновенный
Этого обитателя еловых лесов иногда относят к плаунам, иногда считают представителем другого, отдельного рода из семейства Плауновых. Или даже выделяют в отдельное семейство класса Плауновых отдела Плауновидных. Но отличия от других плаунов есть, и они весьма существенны.
Вот баранец обыкновенный (общепринятое ныне латинское название Huperzia selago).
Баранец растёт в ельниках, на достаточно плодородных и влажных почвах. Его стебли тоже делятся дихотомически, но разделения на главный и боковые побеги нет, и баранец выглядит не длинной, вытянувшейся по земле плетью, а кустиком. Правда, вырастая, его побеги начинают полегать. Они могут и углубиться в почву, укорениться и выполнять роль корневищ.
Самое главное отличие баранца от других плаунов – он никогда не образует спороносных колосков. Спорангии (органы, в которых созревают споры) располагаются в пазухах довольно длинных узких ланцетных листочков, супротивно сидящих на побеге.
И ещё есть у этого растения одна любопытная особенность. Ежегодно на верхушке побега у баранца созревают так называемые выводковые почки. Нужны они для вегетативного размножения. Созревшие почки баранец «отстреливает» на довольно значительное расстояние – до полуметра.
Попав в подходящие условия, такая почка прорастает, дав начало клону – полному генетическому двойнику материнского растения.
Баранец обыкновенный, так же, как плауны булавовидный, годичный, сплюснутый – растение ядовитое!
Собирать с него ликоподий не получится – споры не собраны в колоски. Несколько подробней расскажу об этом любопытном лесном обитателе отдельно.
Плауны – интересные растения нашего леса
Позволю себе сделать краткое «заключение» к сказанному.
Плауны – это древние растения, существующие на Земле очень давно, почти четыреста миллионов лет, с девонского периода палеозойской эры. Эпоха господства плауновидных в растительном мире давно позади. Закончилась она в следующем за девоном каменноугольном периоде.
Крупные древовидные плауны исчезли с лица нашей планеты сотни миллионов лет назад. А вот многие их травянистые родственники уцелели, пережив и эпоху господства голосеменных, и неплохо уживаясь в современных природных комплексов, где главная роль принадлежит цветковым.
Плауны ядовиты, причем яды, в них содержащиеся, достаточно серьёзны, чтобы с ними шутить. Безусловно, обладают они и лечебными свойствами.
Но вот лечиться ими нужно крайне осторожно. Как и любые ядовитые растения, плауны возможно применять лишь по рецепту врача и под его контролем. Ни в коем случае нельзя пользоваться непроверенными «рецептами» из СМИ и интернета!
Последствия такого «лечения» могут быть самыми непредсказуемыми – вплоть до летального исхода.
Я же лишь рассказываю об особенностях и свойствах растений, но никаких «рецептов» не даю. Самолечение опасно!
Лишь применение ликоподия (спорового порошка) безопасно – для лечения опрелостей у детей, а также пролежней, обморожений. Вот только ликоподия в лесу стало маловато.
Плаунов объединяет ещё одна «общая черта» – прожив на Земле сотни миллионов лет, они под воздействием деятельности человека стали растениями исчезающими. И если человек не озаботится судьбой этих растений, они вскоре могут стать «ископаемыми», как дальний их родственник лепидодендрон.
Декоративные свойства плаунов достаточно велики, и их можно, конечно, использовать в саду. Только трудное это занятие – развести плаун. Сеять споры практически бесполезно, ведь пойдет лет тридцать, прежде чем появится какой-то результат. Если появится…
Можно, конечно, пытаться сажать в саду плауны, принесённые из леса. Но приживаться они будут с трудом – скорее всего, создать все необходимые условия Вы не сможете. Ведь жизнь не только гаметофита, но и спорофита плаунов тесно связана с почвенными грибами. Только в симбиозе с ними способны благоденствовать эти растения.
А принесённый из леса плаун через несколько месяцев побуреет и погибнет… Принести ещё и ещё – пока не приживётся? А не слишком ли дорогое для леса это удовольствие – пытаться так «вводить в культуру» редкое, порой исчезающее растение?
Так что, пожалуйста, давайте оставим плауны лесу. И попробуем их сберечь…
Александр Силиванов
Похожие статьи:
Впереди немало интересного - подписываемся на новости канала "Нескучная ботаника"!