Суды отказывают компенсировать ущерб двоим мужчинам, которых больше 30 лет назад подменили в роддоме Приморья. О произошедшем они узнали уже в зрелом возрасте. Как сейчас живут мужчины и что изменилось в их жизни — в материале NEWS.ru.
Как новорожденных подменили в роддоме
В 1989 году в роддоме маленького городка Лесозаводска в Приморье родились два мальчика. Роженицам Наталье Степановой и Галине Москальковой принесли младенцев с одинаковыми бирками. Врачи заверили матерей, что все перепроверили и ошибки быть не может. Однако спустя более чем 30 лет выяснилось, что детей все же перепутали.
Ошибка медиков раскрылась в 2023–2024 году, когда Сергей Степанов и Андрей Москальков пришли на программу «ДНК» на НТВ и сдали генетический тест, который подтвердил факт подмены. Герои программы и их родные испытали шок. Травма не прошла для мужчин бесследно. Как рассказал в беседе с NEWS.ru адвокат потерпевших Александр Зорин, у Андрея начались «проблемы с напитками и с законом» и он даже попал в места лишения свободы. Сергею же диагностировали расстройство адаптации.
Степанов решил требовать от государства компенсации за роковую ошибку. Всего в иске фигурируют 10 человек: двое пострадавших, их родители, братья, сестры и бабушки. Размер компенсации на всех составляет 30 миллионов рублей.
«Это оценочная категория, у нас нет ни графиков, ни тарифов взыскания морального вреда. Как судья захочет. Мы посмотрели судебную практику, раньше взыскивали и 2 миллиона, и 8 миллионов, и взяли среднее», — рассказал Зорин.
Общаются ли подмененные в роддоме мужчины с биологическими родителями
Потерпевший Сергей Степанов рассказал в беседе с NEWS.ru, что сложно представить эмоции человека в подобной ситуации, пока сам не окажешься в ней. Мужчина отметил, что после обнаружения врачебной ошибки ушел в себя.
«С родителями, которые меня воспитывали, я общаюсь, но с отцом отношения натянутые, с матерью — нормально. С биологическим отцом поддерживаем отношения, а с матерью нет. С братьями тоже общаемся лишь постольку поскольку. В общем, все максимально сложно», — признался Сергей.
Он пояснил, несмотря на то что население Лесозаводска всего чуть больше 30 тысяч человек, семьи Степановых и Москальковых не были знакомы до инцидента. Сергей отметил, что роддом, в котором родились мальчики, был единственным на всю округу, туда съезжались роженицы из окрестных поселков.
Семья Москальковых после рождения Андрея пожила немного в Лесозаводске, после чего переехала в такой же маленький городок неподалеку — Лучегорск. Там Степановы не бывали, поэтому случайно встретиться у семей не было возможности.
Сергей также подтвердил, что, узнав о врачебной ошибке, обращался к психотерапевту, который и поставил ему диагноз «расстройство адаптации». По его словам, в данном состоянии он пребывает до сих пор.
Почему суд не торопится удовлетворять иски потерпевших
Тверской районный суд Москвы, а после и Московский городской суд отказали в удовлетворении иска потерпевшим. 22 января состоялось заседание в Кассационном суде, который согласился с первоначальными инстанциями.
Все они ссылались на то, что в 1989 году в советском законодательстве не были прописаны положения о компенсации морального вреда в их современном виде. Адвокат Александр Зорин, представляющий истцов, считает, что такой подход фундаментально ошибочен.
«Моральный вред возник не в 1989 году, а в момент его осознания, то есть в 2023–2024 году, когда законодательство РФ уже давно защищает достоинство личности. Государство как правопреемник СССР обязано отвечать за действия своих медицинских учреждений. Создаваемый судами прецедент оставляет без защиты целое поколение людей, пострадавших от ошибок советской системы», — пишет он в кассационной жалобе (есть в распоряжении NEWS.ru).
Кроме того, он акцентирует внимание на нарушении конституционных принципов равенства и защиты достоинства личности. Истцы указывают, что оказались в дискриминационном положении по сравнению с жертвами аналогичных инцидентов, случившихся уже после 1991 года.
Ответчиками в иске выступают ряд федеральных и местных профильных министерств и ведомств, в частности Минздрав Приморского края и та самая больница, где подменили детей. В беседе с NEWS.ru Зорин добавил, что Сергей также хотел привлечь к ответственности врачей и писал заявление в Следственный комитет, но сроки давности инцидента истекли, и привлечь кого-либо из медперсонала к ответственности не представляется возможным.
Зорин отметил, что истцы намерены обратиться в Верховный суд, а в случае если его позиция совпадет с мнением предыдущих инстанций, в Конституционный суд. В свою очередь, Сергей Степанов заявил, что, несмотря на неутешительные решения судов, не намерен отступать.
«Я более чем уверен, что такие прецеденты еще будут. Просто они всплывают редко, но метко, но почему-то я очень сильно уверен, что я не один такой, кто попал в данную ситуацию. Будущие подобные прецеденты подтвердят, что борьба в этом направлении не напрасна», — сказал он.
Читайте также:
«Выкашляла ребенка»: что творилось в «роддоме смерти» в Новокузнецке
Смерть детей в роддоме Новокузнецка: причины, последние новости 15 января
Взяли смывы у всех — анализы удивили: новые факты в деле о гибели младенцев