Праздновать ли Новый год в Рождественский пост? С такой дилеммой сталкиваются многие. Доктор исторических наук Андрей Карагодин вспоминает, как большевистская календарная реформа разорвала порядок, основанный на мудрости народного календаря, и советует, как лучше отмечать зимние праздники.
Святки, или святые вечера, – так издавна назывались на Руси дни празднества и веселья, начинавшиеся после торжества Рождества Христова. Среди западных и южных славян, в Белоруссии и в Малороссии их называли ещё колядами, и это даёт нам подсказку насчёт происхождения праздника: сразу вспоминаются античные «календы» – праздники первых дней года, перехода к весне, обновления, начала нового цикла. А вообще обычай славить в дни зимнего солнцестояния новый год и новый жизненный цикл уходит в самую седую древность и известен всем без исключения народам. Скандинавы, к примеру, именуют его «юлом», то есть по–русски «колесом», потому что год в эти дни поворачивается колесом, день начинает прибавляться, солнце, окунувшись в полярную тьму, заново рождается. Да и у нас есть пословица: «В январе солнце на лето, зима – на мороз».
Как много раз показали в своих работах отечественные историки, как советские, так и дореволюционные, – от Михаила Забылина и Александра Афанасьева до Бориса Рыбакова и Виктора Василенко, – славяне Древней Руси, приняв из Византии православную веру, не стали совсем уж рьяно отказываться от многих обычаев и бытовых обрядов, свойственных дохристианской, языческой эпохе. Поэтому большинство этих обычаев сохранились в русском народном календаре в форме увеселений, празднеств, порой сопровождавших и сами христианские торжества. С течением веков эти вроде бы противоречащие друг другу верования стали восприниматься как неразрывное целое русского народного фольклора.
Борис Кустодиев. Елочный торг, 1918
Именно таковы и святки с колядованием – желание русских крестьян после Рождества наряжаться, гадать на суженого и предаваться прочим озорным забавам. Церковь их не одобряла, но и не выжигала огнём и мечом – ведь их участники всегда начинали с того, что славили Бога. К примеру, ещё в первые десятилетия XX века не только в деревнях, но и в Москве с Петербургом сохранялся яркий обычай «славления». Дети собирались компаниями, ходили по домам с фонариком, символизировавшим Вифлеемскую звезду. Приходя в каждый новый дом, они сперва славили Бога молитвой, а потом громогласно заявляли: «С праздником поздравляем, здравия вам желаем» – и взамен требовали подарки и угощения. И не принять таких «христославов» считалось для хозяина за грех!
А цари любили «славить» своих подданных. Как описывают современники, при первых Романовых «славление» выглядело так: процессию открывали двое слуг с барабанами в руках, за ними следовал сам царь со всем клиром и толпою князей и бояр. Они ехали на санях по домам знатнейших придворных вельмож, пели: «Тебе Бога хвалим» – и поздравляли с Рождеством. После чего хозяин дома подносил царю подарок деньгами и обильно угощал его и свиту. После угощения отправлялись к другому вельможе.
Особенно, по словам историков, любил «славления» и вообще разного рода празднества Пётр Первый. Именно ему, между прочим, мы и обязаны обычаем отмечать Новый год 1 января. Императорским указом Петра от 20 декабря 1699 года страна перешла на новое летоисчисление – от Рождества Христова, а не от сотворения мира, как раньше, а празднование Нового года было перенесено с 1 сентября, на которое его отнёс Иван III (а ещё раньше его отмечали в марте), на 1 января, согласно юлианскому календарю.
Пётр I Великий, император России Поль Деларош (1797-1856)
Сначала, 25 декабря, отмечалось Рождество, после чего все начинали праздновать, а потом, через неделю, – Новый год, на который и приходился пик святочных гуляний. Всё было логично и понятно. В такой же последовательности, как и сейчас у европейцев (25 декабря и 1 января), только на две недели позднее, ведь Европа ещё с конца XVI в. жила по григорианскому календарю (названному в честь папы Римского Григория XIII). Поэтому до сих пор встречаются курьёзы: рождественские открытки из Парижа в Санкт-Петербург, отправленные, к примеру, 20 декабря, а полученные 19-го.
А потом произошла ещё одна реформа, которая изрядно всё запутала. Вскоре после революции большевиков, в начале 1918 года, советское государство перешло с юлианского на григорианское летоисчисление. Благодаря этому наш календарь в одночасье проскочил сразу на тринадцать дней вперед: 1 февраля 1918 года сразу стало 14 февраля «по новому стилю». А вот Русская православная церковь, по множеству соображений, связанных с исчислением главных церковных праздников и почитанием заветов отцов и традиций, решила остаться верной старому, юлианскому календарю. Это сместило Рождество с 25 декабря на 7 января (по новому календарю) и подарило нам не существующий больше ни у каких народов праздник – старый Новый год.<
Великая княгиня Ольга Романова. Рождество Христово (с портретом отца Александра III), 1950
Вот и получается, что уже сто с лишним лет Новый год у нас наступает не после Рождества, как при Петре и других царях, а перед ним, и выпадает на самые строгие недели Рождественского поста. Это, конечно, нелогично. За окном новогодние иллюминация и фейерверк, на столе закуски и яства, искрятся «Вдова» и «Моэт», в телевизоре поёт Юрий Антонов, а между тем всё ещё идёт пост. По-хорошему, надо бы не пить шампань коблер под оливье, а молиться. А тут такой соблазн. Как же поступить?
Православные священники говорят: однозначного рецепта тут нет и быть не может. Наверное, всё зависит от того, что вы называете словом «праздновать». Если склонны, как говорили в девяностых, «адски угорать», пускаться во все тяжкие, то такой праздник и вне рамок какого бы то ни было поста выглядит с позиции церкви как пир «рогатых». А вот собраться вечером 31 декабря вместе с близкими и дорогими, подарить подарки, разделить скромное угощение, а на следующий день сходить всем вместе в храм – такой новогодний праздник можно только поприветствовать.
Ну а потом дождаться Рождества и уж после него отпраздновать наступление Нового года как следует: со святками-колядками, весельем, переодеваниями и «славлением» – изобильным объездом гостей в духе русских царей. Наливайте полную!