Найти в Дзене
История и истории

Страх и ненависть в Каире: что творилось на улицах города в 1281 году

В период Фатимидов, Айюбидов, а затем мамлюков Египет был богатой, а местами даже процветающей страной – даже несмотря на почти непрерывные войны с крестоносцами. Хорошел больше всего, разумеется, столичный Каир – с роскошными дворцами и мечетями, изысканными домами знати, широкими площадями, бурлящими фонтанами и наполненными пением птиц прохладными садами. Но была и другая сторона медали: если в богатых кварталах жизнь была полна неги и комфорта, в трущобах, с их узкими извилистыми улочками, кучами мусора под окнами, бурными реками нечистот и прочими прелестями, творилось страшное. Уровень преступности, как сказали бы сейчас, зашкаливал. Описание разного рода кровавых непотребств можно найти у историка эпохи мамлюков (XIV век) Ибн аль-Фурата. Всего за месяц летом 1281 года в Каире произошло несколько ужасных случаев. Вот что произошло с торговцем: «Мимо продавца воды в Каире проходил человека со вьючным животным, который внезапно остановился и толкнул продавца. Между ними завязалась
Оглавление

В период Фатимидов, Айюбидов, а затем мамлюков Египет был богатой, а местами и процветающей страной – даже несмотря на почти непрерывные войны с крестоносцами. Хорошел больше всего, разумеется, столичный Каир – с роскошными дворцами и мечетями, изысканными домами знати, широкими площадями, бурлящими фонтанами и наполненными пением птиц прохладными садами.

Герои трущоб

Но была и другая сторона медали: если в богатых кварталах жизнь была полна неги и комфорта, в трущобах, с их узкими извилистыми улочками, кучами мусора под окнами, бурными реками нечистот и прочими прелестями, творилось страшное. Уровень преступности, как сказали бы сейчас, зашкаливал. Описание разного рода кровавых непотребств можно найти у историка эпохи мамлюков (XIV век) Ибн аль-Фурата.

Базар в Каире
Базар в Каире

Всего за месяц летом 1281 года в Каире произошло несколько ужасных случаев. Вот что произошло с торговцем:

«Мимо продавца воды в Каире проходил человека со вьючным животным, который внезапно остановился и толкнул продавца. Между ними завязалась перепалка, они схватили друг друга за грудки, после чего человек, который был с верблюдом, ударил продавца воды ножом и убил его. Его признали виновным и приказали повесить».

А это история нервного и жестокого воина:

«В том же месяце один из солдат, находившихся в Каире по службе, проходил мимо портного, который спросил его, не мог бы он передать ему что-нибудь для пошива. Между ними произошла перепалка, после чего солдат ударил его, а затем убил. Был отдан приказ о повешении солдата».

Или сюжет про грабителя и распутника:

«Тогда же в Старом Каире был задержан человек по имени аль-Курайди. О нем говорили, что он раздевал своих жертв и славился воровством и распутством. Был отдан приказ прибить его гвоздями, и его прибили к верблюду (очевидно, к седлу. - Ред.). Он пролежал там несколько дней, его водили по Старому Каиру и Новому Каиру. Удивительно, что тюремщик, который за ним присматривал, лишал его еды и питья не для того, чтобы усилить его страдания, а чтобы сократить ему жизнь. Однако аль-Курайди сказал своему мучителю: “Не делай этого, потому что плохая жизнь лучше смерти”. Тогда тюремщик накормил его и напоил. Затем за преступника заступились, и он был отпущен живым, но заключен в тюрьму, где и умер через несколько дней».

Взлет и падение Буйвола

Впрочем, банальной бытовухой дело не ограничивалось. Была в Каире и в каком-то смысле организованная преступность – в городе, точно стаи крыс, шастали банды под руководством криминальных авторитетов. При этом некоторые лидеры преступного мира предпочитали действовать в одиночку. Одного из таких “мафиозо” звали аль-Джамус, или – Водяной Буйвол. Очевидно – судя по прозвищу – был крепким парнем, а помимо этого жестоким и решительным.

«Это был великий обманщик и развратник. Он в одиночку сражался на саблях со своими противниками за городскими стенами Каира, а затем, отправив и на тот свет, забирал у них все, что хотел», – пишет аль-Фурат.

Хронист приводит и другие детали, рассказывает, что Буйвол предпочитал ночевать там, где ему вздумается: вламывался в какой-нибудь дом, ставил хозяев перед фактом – спокойно, ночевать буду сегодня у вас. А с утра уходил с наиболее ценными вещами. И попробуй с ним поспорь? Тут же выведет за городские стены и исполосует своей саблей.

Ворота Баб Зувейла в Каире
Ворота Баб Зувейла в Каире

Слава о Буйволе разнеслась широко, о нем слагали пословицы легенды. В конце концов эти истории дошли до властей и категорически им не понравились. Как рассказывает аль-Фурат, однажды один из мамлюков встретил бандита в каком-то саду. Узнал его и не долго думая, пальнул из лука. Попал. После этого раненый и истекающий кровью бандит был схвачен вместе со своим сообщником, брошен в кутузку, а через некоторое время предстал пред ясными очами султана. Кончилась та аудиенция, понятное дело, плохо.

«Султан приказал прибить Водяного Буйвола и его сообщества гвоздями к воротам Зувейла, одних из городских ворот Каира. Там они пробыли несколько дней, пока оба не умерли».

Жестокость и показательность казни отнюдь не случайна. Водяной Буйвол, благодаря своей сомнительной славе, из простого бандита превратился чуть ли не в легендарного злодея. Власть не могла терпеть подобной популярности (ведь некто покушался на монополию султана и его облеченных полномочиями приспешников чинить насилие), поэтому бандита не просто повесили, а распяли в людном месте, где обычно много народу. Мол, смотрите, что бывает с теми, кто высунет голову дальше положенного.